Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:55, реферат
Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Одной из основных является сфера образования и воспитания. Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в современных воспитательно-образовательных учреждениях.
Введение……………………………………………………...…….стр.2
1.Теоретико-методологические основы качества профессионально-педагогической подготовки………………………………..…….стр.3
2.Модель качества профессионально-педагогической подготовки учителя…………………………………………………………..... стр.6
3.Уровни качества профессионально-педагогической подготовки учителя……………………………………………………………..стр.8
4.Качество образовательного процесса -
«Педагогический мониторинг»………………………………… стр.10
5.Функции и виды педагогической диагностики………………стр.11
6.Методы педагогической диагностики…………………….…..стр.13
7.Тесты ,как вид педагогической диагностики……….…….….стр.14
Заключение…………………………………………………….…стр.16
Список применяемой литературы………
Введение……………………………………………………..
1.Теоретико-методологические
основы качества
2.Модель качества
профессионально-
3.Уровни качества
профессионально-педагогической подготовки
учителя……………………………………………………………
4.Качество образовательного процесса -
«Педагогический
мониторинг»………………………………… стр.10
5.Функции и
виды педагогической
6.Методы педагогической
диагностики…………………….…..стр.13
7.Тесты ,как
вид педагогической
Заключение……………………………………………………
Список применяемой
литературы……………………...……….стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………..……
Диагностика учебной мотивации студентов , согласно методике
( А.А.Реан и
В.А.Якунин,модификация Н.Ц.
Введение
Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.
Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Не секрет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету. Но главное - учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического профессионализма являются самооценка и самоанализ их практической деятельности. И конечно же прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.
В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода к ним. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочем коллективе зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств.
Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Одной из основных является сфера образования и воспитания. Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в современных воспитательно-образовательных учреждениях.
Среди них следует указать такие, как:
♦ контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;
♦ оценка школьной зрелости;
♦ выявление причин неуспеваемости;
♦ отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;
♦ решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);
♦ профессиональная
ориентация и др.
1.Теоретико-методологические
основы качества профессионально-педагогической
подготовки
В современной педагогике нет единого подхода к определению понятия «качество образования». Одни сводят качество образования к качеству обучения. Другие под качеством образования понимают качество обучения и воспитания; третьи – степень развитости личности; четвертые – количество выпускников, поступивших в вузы и т.п.
Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено к различным моделям образовательной практики и не несет в себе никаких оценок (что хуже, что лучше), оно фиксирует разные качества, разные свойства. «Производственная» трактовка «качества» выводит на понятие «качество продукции» как совокупность существенных потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. При такой трактовке выделяют два признака качества любой продукции: наличие у нее определенных свойств и рассмотрение их ценности не с позиций производства, а с позиций потребителя [10].
Качество образования является социальной категорией, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Под «качеством образования» понимается степень удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач.
Современное понимание термина «качество образования» не имеет ничего общего с бытовавшим в годы застоя пониманием качества как отношения числа учащихся, получивших отличные и хорошие оценки, к общему числу учащихся (в процентах) и определенным образом характеризует существенный шаг вперед в школьном образовании. Качество образования – это совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование [10].
Изменение подходов к пониманию качества образования школьников привело к необходимости пересмотра понимания качества образования учителя и разработки современной Концепции качества профессионально-педагогической подготовки учителя.
Методологической основой концепции качества профессионально-педагогической подготовки учителя на философском уровне выступает ее аксиологический, гуманистический характер; на общенаучном уровне – системный подход; на конкретно-педагогическом уровне – личностно-деятельностный и технологический подходы, обеспечивающие единство онтологического и праксиологического компонентов.
Аксиологический подход неразрывно и органически связан с гуманистической педагогикой, так как рассматривает человека как высшую ценность и цель развития. Как отмечает В.А. Сластенин, в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, – «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей [7, c.113]. Система ценностных ориентаций человека является важнейшей подсистемой личности: «Она созидается и закрепляется всем жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний, которые вырастают из его взаимодействия с внешним окружением. Эта система обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов. Целостность, устойчивость системы ценностей определяет зрелость личности» .
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимися общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога [7, c.116].
Онтологический аспект предполагает научно-теоретическую основательность профессионально-педагогической подготовки и повышение ее качества через раскрытие и освоение учащимися фундаментальных теорий, законов, принципов и понятий, отражающих современное состояние различных отраслей науки.
Онтологический аспект профессиональной подготовки учителя включает:
общекультурную подготовку;
предметную подготовку;
психолого-педагогическую подготовку.
Фундаментальность профессиональной подготовки должна быть сопряжена с практикоориентированностью.
Праксиологический (деятельностный) аспект профессиональной подготовки учителя предполагает рассмотрение теоретических знаний как средства решения практических задач, знакомство с современными педагогическими технологиями.
Профессионально-
Образовательный процесс, основанный на единстве трех аспектов (аксиологический, онтологический, праксиологический), обеспечивает повышение качества профессионально-педагогической подготовки, что выражается в позитивной динамике развития у студентов умений педагогического целеполагания, педагогического мышления, педагогической рефлексии, становлении педагогической направленности и позитивной «Я-концепции» учителя.
Стратегической
программой обновления качества образовательного
процесса является гуманистически ориентированная
философия образования. Ведущей идеей
гуманизации образования является осуществление
принципиально иной, отличной от традиционной,
направленности образования, связанной
не с утилитарной подготовкой молодых
специалистов, а с повышением качества
профессионально-
Профессионально-педагогическая культура – это способность учителя превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется [4, 115].
Становление профессиональной культуры учителя зависит от уровня овладения им теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии, педагогики и специальных наук, которые включает в себя:
- владение достаточным уровнем специальных знаний и современными образовательными технологиями;
- способность к личностному и профессиональному саморазвитию (целеустремлен и энергичен, интересен для детей и коллег как личность);
- знание и понимание особенности современной общеобразовательной и многопрофильной школы;
- наличие такта, эмпатии, терпения и толерантности в отношениях с учащимися; готовность принять и поддержать их, а если нужно – то и защитить;
- понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития учащегося, особенности психологии каждого ребенка;
- способность взаимодействовать с детьми и взрослыми, умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, уладить конфликты в детском сообществе и др.
Это не только обеспечивает успех в решении практических задач, но и предполагает готовность будущего учителя быть гражданином, способным к активной и разносторонней профессиональной и широкой социально-культурной деятельности.
К принципам обновления качества профессионально-педагогической подготовки учителя в Концепции отнесены:
- гуманистичность ценностей;
- технологичность (объективность, диагностичность, прогностичность);
- динамичность;
- вариативность;
- сочетание традиций и инноваций;
- системность управления
(преемственность, гибкость, перспективность,
оптимальность, рефлексивность, субсидиарность).
2.Модель
качества профессионально-педагогической
подготовки учителя
Теоретико-методологические подходы, представленные выше, позволяют предложить модель качества профессионально-педагогической подготовки учителя, основанную на единстве аксиологического, онтологического и праксиологического аспектов, которая необходима для определения конкретных целей и задач, путей и средств формирования у студентов готовности к профессиональной деятельности.
Информация о работе Диагностика и анализ эффективности профессионально-педагогической деятельности