Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:55, реферат
Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Одной из основных является сфера образования и воспитания. Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в современных воспитательно-образовательных учреждениях.
Введение……………………………………………………...…….стр.2 
1.Теоретико-методологические  основы качества профессионально-педагогической  подготовки………………………………..…….стр.3 
2.Модель качества  профессионально-педагогической подготовки  учителя…………………………………………………………..... стр.6 
3.Уровни качества профессионально-педагогической подготовки учителя……………………………………………………………..стр.8 
4.Качество образовательного  процесса -
«Педагогический мониторинг»………………………………… стр.10 
5.Функции и  виды педагогической диагностики………………стр.11 
6.Методы педагогической диагностики…………………….…..стр.13 
7.Тесты ,как  вид педагогической диагностики……….…….….стр.14 
Заключение…………………………………………………….…стр.16 
Список применяемой  литературы………
Системообразующим элементом этой модели является профессионально-педагогическая культура учителя.
Критериальная структура модели качества представлена на рис. 1.
Критериями качества в данной модели выступают: ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания (предмета, педагогического процесса, личности, деятельности и др.).
Ценности-цели (мировоззренческая составляющая) являются логическим основанием смысла педагогической деятельности и заключаются в культуре прогнозирования, целеполагания, проектирования, моделирования собственного развития, развития других субъектов образовательно-воспитательного процесса.
Ценности-средства (технологическая составляющая) представляют систему педагогических техник, технологий, учебно-методических комплексов, технических средств обучения и т.д.
Ценности-отношения (коммуникативная составляющая) раскрывают совокупность отношений участников педагогического процесса, внутреннюю позицию учителя по отношению к себе, к ученику и его родителям, к собственной профессионально-педагогической деятельности.
Ценности-качества (функциональная составляющая) представлены многообразием взаимосвязанных и взаимодополняющих индивидуальных, статусных, профессионально-педагогических качеств личности.
Ценности-знания (когнитивная составляющая) определяют компетентность личности будущего учителя в предметной, психолого-педагогической и общекультурной областях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис 1.Структура 
модели качества профессионально-педагогической 
подготовки учителя  
 
3.Уровни 
качества профессионально-педагогической 
подготовки учителя 
Для следующего этапа в обосновании принятого подхода к проектированию модели качества основополагающую роль играет уровневая структура усвоения действий и операций, их составляющих.
По способу использования усвоенной информации различают два вида учебно-познавательной деятельности: репродуктивную и продуктивную. Для репродуктивной деятельности характерны в основном алгоритмические действия (по образцу и без него) или действия по точно описанным правилам в хорошо известных условиях. В процессе продуктивной деятельности студент создает новую ориентировочную основу действий, использует ранее усвоенные действия в новых условиях.
Использование репродуктивных или продуктивных действий обусловлено вариантами представления в учебной задаче ее компонентов.
Основываясь на 
этом, выделяются три последовательных 
уровня качества профессионально-педагогической 
подготовки: ознакомительный, нормативно-репродуктивный, 
продуктивный (табл.1). 
                              
                              
 
Общая структура 
уровней становления качества профессионально-педагогической 
подготовки  учителя 
| Ознакомительный | Нормативно-репродуктивный | Продуктивный | 
| Знает 
  государственную стратегию  Учитель дает заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре задачи  | 
  Знает различные 
  стратегии обучения и воспитания. 
  Владеет стандартной и  | 
  Владеет различными 
  стратегиями образования; разрабатывает 
  собственную педагогическую стратегию 
  или ее элементы. Владеет фундаментальной 
  системой профессиональных знаний и умеет 
  их использовать в решении профессионально- 
  педагогических задач, где задана цель, 
  но не ясна ситуация, в которой эта цель 
  может быть достигнута, или цель известна 
  лишь в общей форме.
   Современный учитель уточняет ситуацию и применяет ранее усвоенные действия для решения нетиповой задачи или находит подходящую ситуацию и действия, ведущие к достижению цели  | 
Таким образом, основываясь на аспектах, критериях и уровнях, можно предложить обобщенную пространственную модель качества профессионально-педагогической подготовки учителя, которая
представлена 
на рис. 2.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 2.
Обобщенная пространственная 
модель  
качества профессионально-педагогической  
подготовки учителя . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.Качество образовательного процесса -
«Педагогический 
мониторинг» 
Качество образовательного процесса, в целом качество образования, определяются:
1. степенью соответствия 
целей и результатов 
2. соответствием 
между различными параметрами 
в оценке результата 
3. степенью соответствия теоретических знаний и умений их практического использования в профессиональной деятельности.
Для оценки качества образовательного процесса создается «…диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность…», т.е. система педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.
Место педагогического 
мониторинга в логике педагогического 
процесса. Начало этой деятельности - постановка 
конкретной задачи: педагог должен знать 
уровень развития коллектива, уровень 
развития, образованности и воспитанности 
каждой отдельной личности. Он должен 
знать ту микросреду, в которой находится 
его воспитанник. Далее, организовывая 
свою собственную деятельность, направленную 
на личность школьника, его деятельность, 
отношения, которые возникают между участниками 
педаго-гического процесса, на обстоятельства 
и условия, педагог изучает, избирает, 
отслеживает эффективность намеченных 
или уже избранных форм, методов и средств. 
Он отбирает и прогнозирует результативность 
избранных им влияний (прямых, косвенных, 
непосредственных, опосредованных). На 
следующем этапе, когда влияния "перерабатываются" 
в личности школьника, педагог отслеживает 
те внутренние процессы, которые доступны 
для изучения, диагностирования, прогнозирования; 
он проектирует возможные варианты деятельности 
школьника, изучает и отслеживает мотивы 
его деятельности, предполагает перспективу 
реализации поставленной задачи. Наконец, 
достигнув определенных результатов в 
педагогическом процессе, он оценивает 
их, отслеживает положительные и отрицательные 
"сдвиги" в развитии, образовании 
и формировании личности школьника. Таким 
образом, педагогический мониторинг "присутствует" 
на всех этапах педагогического процесса. 
 
5.Функции и виды педагогической диагностики
Функциями педагогической диагностики (в переводе с греч. "способность распознавать") являются: информационная (сбор сведений о личности, коллективе в целом); оценочная (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.); корректирующая (внесения частичных исправлений, поправок в ход педагогического процесса).
Виды педагогической диагностики: начальная (при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми); текущая (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах); обобщающая (при подведении итогов какого-то периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.).
Суть педагогической диагностики заключается в сборе информации о субъекте диагностики; в сравнении данной информации с предыдущей об этом субъекте, возможно, с описанием другого идентичного субъекта или, при необходимости, с описанием стандарта этого субъекта; в анализе с целью определения причин удач или неудач в развитии, образовании, формировании личности; в раскрытии смысла с его объяснением изменений, происходящих в субъекте диагностики; в доведении до сведения учащихся (их родителей, других учителей) результатов диагностической деятельности; в проверке воздействия различных диагностических методов на субъект-объект диагностики.
Таким образом, педагогическая диагностика- это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте-субъекте диагностики, результата педагогического процесса.
Педагогическое прогнозирование. Понимается нами как предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности; проектирование хода развития педагогического процесса.
Для того, чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем; кроме того, надо знать законы, тенденции развития того или иного педагогического явления. Важное значение для педагогики играет активность предвидения, т. е., предвидя будущее, педагоги готовы активно вмешаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассивность, созерцательность не характерны для педагогического прогноза.
Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремится предвидеть поведение, поступки, действия ученика, прогнозирует развитие и формирование его личности, осуществляет управление педагогическим процессом.
Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл изучение -диагноз - прогноз. Однако эта логическая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду, ибо продуктивность педагогического процесса определяется, прежде всего целью (задачами). Без цели не может быть самого педагогического процесса. Прогноз и содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс.
Цель определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается личность школьника.
Таким образом, в практике работы чаще всего выступает такая логическая формула:
Прогноз (цель) Деятельность, Изучение Диагноз Прогноз общение
Педагог, систематически изучая учащихся, учитывает закономерности развития личности; распознает внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в организации процессов обучения и воспитания, при прогнозировании поведения и деятельности воспитуемых ; сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности качеств, свойств личности; учитывает их взаимокомпенсацию, которые создают в каждый данный момент "новый узор" гармонии данной личности в данных условиях. Все это создает почву для прогностической деятельности.
Чаще всего диагностируется "западающее звено", от нарушения гармонии личности; следовательно, и прогнозирование логично строить по линии проектирования путей восстановления гармонии, исправления искривлений , восстановление и создание здорового стереотипа вместо негативного и т. п. Диагноз - по "западающему звену", прогноз - по комплексу личности . Здесь могут быть выделены два направления: "подтягивание западающего звена" или компенсация его за счет развития "соседних звеньев".
Гармония личности быстрее восстанавливается при условии реализации важнейшего педагогического принципа, сформулированного А. С. Макаренко, который заключается в том, что, проектируя личность воспитанника, педагог должен всегда опираться на его положительные стороны, на них строить свои педагогические влияния. Только тогда он может ожидать положительный результат своей работы, даже с очень запущенными в воспитательном отношении детьми.
Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой. При этом педагог не забывает об активной позиции самого ребенка, поэтому, проектируя процесс ликвидации "западения", он стремится к тому, чтобы школьник осознал свои "минусы", проникся уверенностью, что он должен и сможет от них избавиться, он должен доверять своему учителю, воспитателю, которые хотят ему только добра. Это условие часто забывается, и, казалось бы, четко запрогнозированный успех претерпевает неудачу.
Информация о работе Диагностика и анализ эффективности профессионально-педагогической деятельности