Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 12:49, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантной поведение и рассмотреть технологию социальной работы в прфилактике и коррекции девиантного поведения.
Ведение
1. Девиации в структуре системы социальной работы
Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Основные причины и факторы девиантного поведения
2. Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы
Распространенные виды девиантного поведение в современном
казахстанском обществе.
Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Заключение
Список литературы
Согласитесь, что с помощью биологических, психологических особенностей использования в полной мере объяснить сущность, уровень преступности или других видов девиации.
3. Социологический подход (Беккер, Селин, Маркс, Мертон, Парсонс и др.): девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями и т.д. Феномен девиантного поведения объясняется «тройным несовладением»: требований нормы, требований жизни, интересов личности (Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой - объективно требует от него инициативности, т.е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация всегда включает как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Гилинский): считают, что главной причиной всех социальных отклонений является социальное неравенство, которое порождает противоречие между равномерно растущими возможностями их удовлетворения.
Все эти причины можно отнести к объективным причинам появления девиаций. Но есть и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций. Если общественные нормы относительно стабильны, то жизненные ситуации, опыт человека более изменчивы и разнообразны. Поэтому в сознании личности могут быть (содержаться) определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов, пренебрежение социальными нормами.
Существуют и иные классификации отклоняющегося поведения подростков и юношества. Одни авторы подразделяют его на:
1) реактивно обусловленное (побеги, суициды), обычно имеющие в своей основе психотравмирующую ситуацию;
2) вызванное низким моральным уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизм, правонарушения), являющееся следствием неправильного воспитания;
3) обусловленное патологией влечений (садизм и др.), базирующее на биологических факторах.
Другие рассматривают девиации в двух основных направлениях:
1) по форме проявления нарушения - делинквентность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидное поведение;
2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе, - биологические факторы, а также социально-психологические основы: социальная среда и психологические особенности возраста. Третьи авторы все нарушения поведения подростков и юношей подразделяют на девиантное поведение и нарушения при психических заболеваниях.
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант --любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К. видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -- делинквентное (буквально -- преступное) поведение. Оба значения -- широкое и узкое -- одинаково употребляются в социальной работе.
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения
В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями -- они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.
Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
Теория аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.
Первый тип поведения -- «конформность» -- предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.
Второй тип девиантного поведения -- «инновация» -- предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.
Третий тип -- «ритуализм» -- предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.
Четвертый тип -- «ретретизм» -- предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.
Пятый тип -- «бунт» -- предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.
Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.
Нормативная личность -- та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность -- статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они -- основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».
Для практики социально-педагогической работы важно выявить причины девиантного поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и др.).
Факторы девиантного поведения образуют сложную систему. При этом надо учитывать, что все факторы взаимосвязаны, взаимодействуют.
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:
Одной из общих, макросоциальных причин, детерминирующих в настоящее время девиантное поведение, являются те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализации», т.е. его (общества) неустойчивость, «промежуточность», «переходность». Общая экономическая и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей объективно приводят к усилению социальной девиации.
Вторым актуальным источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство, весьма существенные различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей, зависящие прежде всего от социальной позиции (положения) индивида и общественной группы, их места в социальной структуре. Разрыв в возможностях удовлетворения не только витальных (необходимых для поддержания жизненных сил), но, что для нашего предмета особенно важно, собственно социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении и др., не может не порождать протестных реакций, принимающих форму девиантного поведения. Причем, как показывают многочисленные исследования, главным в генезисе девиантного поведения является не сам по себе уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а степень, масштаб различий, «разрыв» в возможностях их удовлетворения. Международный опыт свидетельствует, что социально приемлемым уровнем так называемого «децильного коэффициента» (разрыв в уровнях дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) является отношение 4-6 к 1. В Казахстане разрыв в 1999 г. составил 11 раз, тогда как в дореформенные годы - 4 раза [3]. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
Существенное влияние на распространенность девиантного поведения оказывает морально-этической фактор. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так называемого «периода первоначального накопления капитала», когда экономическая жизнь общества больше похожа не на рынок, а на базар, где все продается и покупается, где торговля телом и даже жизнью (своей и чужой) считается рядовым событием. В этих обстоятельствах многие молодые люди склонны либо оправдывать отступление в отдельных случаях от общепризнанных правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, "продажной любви", взрыве насилия и правонарушениях.
Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
В Казахстане социологический портрет несовершеннолетних правонарушителей показал, что 60,6 % хотели бы самоутвердиться и иметь необходимое для нормальной жизни, но 38,2% респондентов готовы достичь этого благополучия преступным путем [3].
Немаловажным фактором усиления девиантного поведения выступают правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к закону, правоохранительным органам и их представителям.
Ослабление воздействия системы образования на правовое и нравственное воспитание молодежи, «задержки» в законотворчестве, приводящие в правовому «вакууму» в различных сферах общественной жизни, слабая эффективность работы правоохранительных органов - все это способствует формированию у молодых людей установки на возможность решения своих жизненных проблем в «обход» закона, в том числе и преступными способами.