Девиантное поведение подростков, воспитанников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: определить формы и содержание профилактики девиантного поведения. Объект исследования: девиантное поведение подростков. Предмет исследования: формы профилактики девиантного поведения подростков-сирот. Гипотеза исследования – Социально-педагогический профилактика будет проходить успешно, если применяется комплекс моделей профилактической работы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Девиантное поведение подростков, воспитанников
школы - интерната, как социально-педагогическая проблема…………………7
1.1. Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………………7
1.2. Социально-психологические особенности
воспитанников интерната…………………………………………………....19
1.3. Модели профилактики девиантного поведения подростков…….………..29
Глава 2. Экспериментальные исследования эффективности
профилактической деятельности в условиях школы – интернат……………...45
2.1. Социально – педагогическая профилактика девиантного поведения
детей в школе интернат……………………………………………………...….45
2.2. Характеристика Увинской школы – интернат…………………………..48
2.3. Из опыта работы в Увинской школы-интернат……………………………52
Заключение………………………………………………………………………..58
Список литературы……………………………………………………………….60
Приложения

Файлы: 8 файлов

Введение.docx

— 16.49 Кб (Открыть, Скачать)

выступление.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

     Девиантное  поведение, понимаемое как нарушение  социальных норм, приобрело в последние  годы массовый характер и поставило  эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

     Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющей роль инструмента социального регулирования и контроля.

     Во  все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы  человеческой жизнедеятельности и  их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль.

     Наряду  с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая  предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность.

     Особенно  подвержены девиантному поведению  дети – сироты, проживающие в учреждениях интернатного типа. Дети,  попадающие  в  дома  ребенка,  в  детские  дома  и  школы – интернаты,  как  правило,  имеют  непростые  показатели  в  своем  анамнезе.  У  них  могут  быть  отклонения  в  физическом  и  психическом  развитии.  Нередко  выявляется  задержка  умственного  развития,  искажение  развития  личности ( от  эмоциональной  сферы  до  жизненной  перспективы ), нарушение  половой  идентификации  и  прочие  отклонения.  Зачастую  у  этих  детей  появляется  склонность  к  наркотизации  и  криминагенности.  Это обусловлено тем, что девиантное поведение, имея в качестве предпосылок биологические и, в большей степени, психологические черты, формируется и реализуется только при неблагоприятных условиях среды жизнедеятельности и воспитания ребенка, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное поведение. 

     Изучение (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых) проявлений социально-негативного поведения позволило утверждать, что практически все воспитанники детских домов переносят на себе неблагополучные последствия пребывания и воспитания в государственных интернатных учреждениях. Учеными (И.Д. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, М. Раттер) отмечены определенные социально-психологические особенности детей-сирот, наличие которых, по мнению многих авторов (И. Лангеймер, З. Матейчек, А.М. Прихожан), обусловливает развитие девиантного поведения у  детей-сирот в детском доме. К таким особенностям относятся: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; низкий уровень самоуправления и самоконтроля; повышенный уровень мотивационной агрессивности.

     Под педагогической профилактикой девиантного поведения детей-сирот в детском доме мы понимаем систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное воздействие специалистов на воспитанников детского дома в целях предостережения социально-негативных отклонений в поведении воспитанников.

     Цель данной работы: определить формы и содержание профилактики девиантного поведения.

     Объект  исследования: девиантное поведение подростков.

     Предмет исследования: формы профилактики девиантного поведения подростков-сирот.

     Гипотеза  исследования – Социально-педагогический профилактика будет проходить успешно, если  применяется комплекс моделей профилактической работы.

     В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

     - Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.

     - Проанализировать работу социальных педагогов с подростками.

     -Определить основные направления профилактических мероприятий с девиантным поведением подростков.

     Методы  исследования.

     Во  время выполнения  работы использовались эмпирические (наблюдение, описание, диагностика, эксперимент) и теоретические (моделирование) методы исследования, а также методы, применяемые на теоретическом и  эмпирическом уровнях: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

     Методологической  основой исследования стали: работы Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, Эльконин, И.С. Якиманская и др.

     Теоретической основой исследования являются: работы  Л. Козер, 

     Э. Дюркгейм, З. Фрейд, А. Адлер, К. Роджерс, С.А. Беличева, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.А. Галагузова, Р.В. Овчарова  др.

     База  исследования Увинская школа – интернат Удмуртской Республики.

      Социализация  личности - это комплекс всех социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему жить и функционировать в обществе. Одним из важнейших факторов является среда, которая окружает ребенка. И на примере Увинской школы - интернат мы видим, как продуманная организация жизни и быта детей дает положительные результаты.

      Итак, социализация детей оставшихся без  попечения родителей очень сложный  и длительный процесс. В процессе социализации участвует всё, что  окружает ребенка. Здесь нет мелочей, нет незначимых моментов.

      Дети, поступающие на воспитание в учреждения интернатного типа чаще всего неуспевающие, у них нет основных навыков личной гигиены, общения. Практически все дети с трудным прошлым, которое останется с ними навсегда. Они жертвы неблагоприятных условий социализации. Помощь таким детям нужна в первую очередь, для того, чтобы они стали людьми, обрели духовные и нравственные ценности, научились жить, а не выживать в социуме. Изменение условий социализации - одно из условий изменения их социального опыта.

      Лучшая  профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы "срабатывали" правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание ребенка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

      Отношения    взаимного    доверия    и    уважения    разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

      Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если взрослые не формируют в детях (в  первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

      Окружающая  социальная микросфера, психологический  климат в коллективе, условия воспитания, взаимоотношения с педагогами - все  это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

     Таким образом,  можно говорить о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

литература.doc

— 42.00 Кб (Открыть, Скачать)

основная работа.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Приложение 1.doc

— 88.50 Кб (Открыть, Скачать)

приложение.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

приложение2.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Девиантное поведение подростков, воспитанников