Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:45, дипломная работа
Цель данной работы: определить формы и содержание профилактики девиантного поведения. Объект исследования: девиантное поведение подростков. Предмет исследования: формы профилактики девиантного поведения подростков-сирот. Гипотеза исследования – Социально-педагогический профилактика будет проходить успешно, если применяется комплекс моделей профилактической работы.
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Девиантное поведение подростков, воспитанников
школы - интерната, как социально-педагогическая проблема…………………7
1.1. Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………………7
1.2. Социально-психологические особенности
воспитанников интерната…………………………………………………....19
1.3. Модели профилактики девиантного поведения подростков…….………..29
Глава 2. Экспериментальные исследования эффективности
профилактической деятельности в условиях школы – интернат……………...45
2.1. Социально – педагогическая профилактика девиантного поведения
детей в школе интернат……………………………………………………...….45
2.2. Характеристика Увинской школы – интернат…………………………..48
2.3. Из опыта работы в Увинской школы-интернат……………………………52
Заключение………………………………………………………………………..58
Список литературы……………………………………………………………….60
Приложения
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющей роль инструмента социального регулирования и контроля.
Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль.
Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность.
Особенно подвержены девиантному поведению дети – сироты, проживающие в учреждениях интернатного типа. Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы – интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности ( от эмоциональной сферы до жизненной перспективы ), нарушение половой идентификации и прочие отклонения. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминагенности. Это обусловлено тем, что девиантное поведение, имея в качестве предпосылок биологические и, в большей степени, психологические черты, формируется и реализуется только при неблагоприятных условиях среды жизнедеятельности и воспитания ребенка, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное поведение.
Изучение (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых) проявлений социально-негативного поведения позволило утверждать, что практически все воспитанники детских домов переносят на себе неблагополучные последствия пребывания и воспитания в государственных интернатных учреждениях. Учеными (И.Д. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, М. Раттер) отмечены определенные социально-психологические особенности детей-сирот, наличие которых, по мнению многих авторов (И. Лангеймер, З. Матейчек, А.М. Прихожан), обусловливает развитие девиантного поведения у детей-сирот в детском доме. К таким особенностям относятся: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; низкий уровень самоуправления и самоконтроля; повышенный уровень мотивационной агрессивности.
Под педагогической профилактикой девиантного поведения детей-сирот в детском доме мы понимаем систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное воздействие специалистов на воспитанников детского дома в целях предостережения социально-негативных отклонений в поведении воспитанников.
Цель данной работы: определить формы и содержание профилактики девиантного поведения.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: формы профилактики девиантного поведения подростков-сирот.
Гипотеза исследования – Социально-педагогический профилактика будет проходить успешно, если применяется комплекс моделей профилактической работы.
В
соответствии с поставленной целью,
предметом и гипотезой
- Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
- Проанализировать работу социальных педагогов с подростками.
-Определить основные направления профилактических мероприятий с девиантным поведением подростков.
Методы исследования.
Во время выполнения работы использовались эмпирические (наблюдение, описание, диагностика, эксперимент) и теоретические (моделирование) методы исследования, а также методы, применяемые на теоретическом и эмпирическом уровнях: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.
Методологической основой исследования стали: работы Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, Эльконин, И.С. Якиманская и др.
Теоретической основой исследования являются: работы Л. Козер,
Э. Дюркгейм, З. Фрейд, А. Адлер, К. Роджерс, С.А. Беличева, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.А. Галагузова, Р.В. Овчарова др.
База исследования Увинская школа – интернат Удмуртской Республики.
Социализация личности - это комплекс всех социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему жить и функционировать в обществе. Одним из важнейших факторов является среда, которая окружает ребенка. И на примере Увинской школы - интернат мы видим, как продуманная организация жизни и быта детей дает положительные результаты.
Итак,
социализация детей оставшихся без
попечения родителей очень
Дети, поступающие на воспитание в учреждения интернатного типа чаще всего неуспевающие, у них нет основных навыков личной гигиены, общения. Практически все дети с трудным прошлым, которое останется с ними навсегда. Они жертвы неблагоприятных условий социализации. Помощь таким детям нужна в первую очередь, для того, чтобы они стали людьми, обрели духовные и нравственные ценности, научились жить, а не выживать в социуме. Изменение условий социализации - одно из условий изменения их социального опыта.
Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы "срабатывали" правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание ребенка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если взрослые не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в коллективе, условия воспитания, взаимоотношения с педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!
Таким образом, можно говорить о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.
Информация о работе Девиантное поведение подростков, воспитанников