Девиантное поведение подростков и его профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение девиантного поведения подростков и рассмотрение особенностей социально-профилактической работы по предупреждению девиации.


Задачи:

1) Рассмотреть понятие и сущность девиантного поведения;

2) Изучить причины возникновения девиантного поведения;

3) Определить теоретические основы профилактики девиантного поведения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретический обзор научной литературы по проблеме девиантного поведения подростков

1.1. Девиантное поведение и его особенности………………………………….5

1.2. Девиантное поведение в подростковом возрасте…………………………22

1.3.Выводы по 1 главе…………………………………………………………...37

Глава 2. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у подростков

2.1. Формы и методы профилактики девиантного поведения у подростков………………………………………………………………………………...39

2.2. Выводы по 2 главе…………………………………………………………..46



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

Курсовик (педагогика).doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Сложности подросткового возраста являются серьезной проблемой. Ее первая объективная сторона - в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиях в их обязанностях и правах. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности.

Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнеиие, похудание, ожирение). Подростки становится эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы.

Несовпадение ускоренного физического и раннего полового развития с отставанием социальной зрелости (ограниченность выполнения общественных функций и полная матери­альная зависимость от родителей) создает большие психоло­гические и межличностные трудности. Функциональная неустойчивость физиологических функций, неравномерность в развитии различных психических качеств (ускоренное раз­витие интеллектуальных возможностей и отставание в форми­ровании чувства долга, ответственности) могут порой проявить­ся в алогичности поступка.

Таким образом, второй объек­тивной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия. Можно ска­зать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе вре­мени, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений. При этом в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что нео­жиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка. Действительно, с подростком начинают происхо­дить изменения, смысл, а главное необходимость которых для него не всегда ясны. Стараясь объективно взглянуть на себя со стороны, он не может себя узнать; у некоторых подростков возникает ощущение как бы насильственности происходящих изменений. Подростки, особенно склонные к самоанализу, не могут принять себя в новом качестве, стесняются своего ново­го облика.

Третьей объективной основой сложности подростко­вого возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вслед­ствие недостаточной самостоятельности ребенка и относитель­но не широкой сферы его деятельности и общения. Ведь мно­гое из того, что делает ребенок, он делает по прямому побужде­нию взрослых; система внутренних побуждений формируется у него постепенно. Подросток же все в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а дея­тельность его оценивается окружающими строже, чем деятель­ность ребенка. Здесь-то и выявляются различные дефекты вос­питания, дефекты развития личности. В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы. Например, это мо­жет быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого-либо явления окружающего и способного дей­ствовать в соответствии с этой оценкой; фактически это означа­ет слабость механизмов воли. При этом чувство, даже сильное, исчерпывается самим собой, его энергия находит разрядку лишь в эмоциональных проявлениях, с другими же сторонами и меха­низмами психической деятельности человека оно не входит в связь, не превращается в мотив поступка и не ведет к каким-либо действиям. Человек как бы замыкается в своем чувстве[10].

Дефектом развития эмоциональной сферы, отчетливо про­являющимся в подростковом возрасте, является и поверхнос­тность чувств, их быстрое угасание, а также бедность эмоцио­нальной жизни: узость круга явлений, событий окружающего, которые способны вызвать эмоциональный отклик. Поведение таких подростков импульсивно, обычно непоследовательно, они часто испытывают внутреннюю неуверенность в себе, а это порождает в свою очередь или неуверенность в поведении, или же, напротив, недостаточно понятую окружающими агрессив­ность, жестокость, мелочную требовательность.

Другим дефектом воспитания является безответствен­ность, то есть неспособность или нежелание человека предви­деть или учитывать последствия своих поступков. Такой чело­век не способен представить себя и окружающее в период вре­мени, следующий за совершением им данного действия, а отсюда он не может в должной мере учитывать результаты этого дей­ствия и оценивать их значимость. Все это порождает и нежела­ние сделать сознательное усилие для того, чтобы постараться представить в будущем времени результаты своей настоящей деятельности.

Следующий важный дефект воспитания, отчетливо про­являющийся в подростковом возрасте, — недостаточная уве­ренность в себе, повышенная тревожность. Недостаток внима­ния, поддержки, одобрения окружающих ведет к формирова­нию у ребенка таких черт личности, как неуверенность и тревожность, отсутствие чувства безопасности, защищеннос­ти. Для воспитания уверенности в себе, защищенности, спо­собности воспринимать себя членом семьи, общества в целом необходима достаточная интенсивность общения, взаимодей­ствия с окружающими. Дело здесь не только в характере эмо­циональной реакции окружающих, но и в достаточном количе­стве самих субъектов общения, в интенсивности общения, а так же в четкости и понятности для ребенка реакции окружаю­щих, устойчивости и постоянстве требований к нему наряду с одобрительным в целом к нему отношением[8].

Именно в дефектах воспитания, в небла­гоприятных условиях развития, особенно в раннем возрасте, следует искать истоки такого мировосприятия, при котором человек представляет окружающих людей как якобы не понимаемых обществом, а самого себя — как якобы неспособного к его пониманию.

Известно, что на путь асоциального поведения человек ста­новится обычно в период, когда он еще не вполне сформиро­вался как гражданин; иными словами, чаще это происходит именно в подростковом возрасте. Одной из основных причин того, что подросток становится на противоправный путь, яв­ляется разрыв его связей с обществом или недостаточность этих связей вследствие того, что окружающие, являющиеся для под­ростка конкретными представителями общества и конкретным его воплощением, оказываются по разным причинам недоста­точно для него авторитетными или даже несправедливыми.

Другая причина - недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Известно, что начало противо­правной деятельности для некоторых подростков связано с их запугиванием представителями уголовного мира, с которыми они в какой-то момент в той или иной ситуации, случайно или неслучайно, оказались в контакте. И именно в этот ответствен­ный момент решающим оказывается то, в какой степени подро­сток осознает себя членом коллектива, общества в целом, в какой степени он чувствует за собой их поддержку, в какой мере он уверен в себе.

Недостаточная способность к восприятию себя членом об­щества. Сказывается преимущественно в подростковом возрас­те именно потому, что у подростков и в норме происходит раз­рыв некоторых социальных связей, формирование новых спо­собов самоутверждения, создаются предпосылки к ухудшению взаимоотношений с окружающими. Рост самосознания подростка, стремление занять престижное положение в группе свер­стников ставят сложные задачи. Группа сверстников для под­ростка является той непосредственной микросоциальной сре­дой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят настоящий эмоцио­нальный контакт и понимание, потому что ее членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективнос­ти своей деятельности, сравнивать себя с себе подобными.

Ошибки, допущенные в общении с подростком, могут спо­собствовать возникновению стойких психологических барье­ров, может измениться отношение не только к конкретному человеку, допустившему бестактность, но и к другим.

Следо­вательно, четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происхо­дящими в ходе полового созревания.

Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Для это­го периода различия между мальчиками и девочками менее выражены, и к тому же степень различий за три-четыре года совместного обучения и за предшествующие школе годы стала для них привычной. В период полового созревания эти разли­чия быстро и резко усиливаются. Достаточно указать хотя бы на различия в степени физиологической зрелости, которые до­стигают между мальчиками и девочками в подростковом возра­сте полутора-двух, а порою и более лет.

Характер требований к подростку становится различным в зависимости от его пола. Именно с этого периода половая при­надлежность начинает определять многое — и жизненные пла­ны, и выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем. И в системе самоутверждения среди окружающих качества, связанные с половой принадлежностью, в том числе и внешние физические способности, начинают играть все боль­шую роль. В частности, поэтому некоторые прежние способы самоутверждения теряют свою значимость. Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавлива­ет» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной мус­кулистости может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Но этот сдвиг не обязательно распространяется на другие элементы «Я-концепции». Это может порождать неуверенность в себе, свя­занную с неуспехом среди сверстников, среди окружающих людей, с изменением своего положения среди них, Кроме того, подростковое самоунижение снимается девиантным поведе­нием лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкульту­ры оно теряет смысл.

Пятая объективная основа сложностей подростково­го возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой ук­лад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. До подросткового возраста эти различия обычно не замечаются. Во-первых, потому, что в отличие от подростков, дети не обладают достаточно выраженной способностью к анализу и срав­нению характера взаимоотношений между людьми. А во-вто­рых, потому, что классный коллектив складывается постепен­но, и именно в подростковом возрасте начинает особенно заметно проявляться интерес школьников к событиям коллек­тивной жизни, усиливается обмен мнениями между ними по разным вопросам, а взаимоотношения между людьми становят­ся объектом внимания.

Многие психологи считают, что в подрос­тковом возрасте возникает характерное для него психическое новообразование - чувство взрослости, тогда как взрослые часто не считают подростка достаточно взрослым. Именно это, по мнению психологов, и приводит к конфликтам между под­ростком и взрослыми. Именно убежденность подростка в своей взрослости и дает ему мораль­ное право требовать равенства со взрослыми во всех желаемых аспектах деятельности (подростки никогда не требуют абсо­лютного равенства, их интересует именно их собственная дея­тельность, а не формальное признание взрослости).

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себя в детстве. Эти противоречия между под­ростками и старшими могут порою приобретать довольно боль­шую остроту, поэтому взрослым следует осознавать, что развитие их взаимоотношений с подростком не может определять­ся только желаниями и требованиями взрослого, тем более что свои требования они далеко не всегда способны в достаточной степени обосновать. Взрослые должны заранее допускать воз­можность того, что они могут оказаться неправыми в отноше­нии к подростку и быть готовыми признавать свою неправоту.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии, взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской.

К ним относятся: - генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.                                                          

Люди с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.            

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Информация о работе Девиантное поведение подростков и его профилактика