Детский мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, доклад

Краткое описание

Широкая область детского поведения получила у взрослых ярлык «непослушание». Так, маленький ребёнок отказывается есть определённую пищу, берёт без спроса вещь, подросток приходит домой поздно, дружит, вопреки советам родителей, спорит на уроке с учителем… Взрослые по-разному переносят подобное поведение детей.
Учёные выделяют три характерных стиля поведения взрослого по отношению к ребёнку: авторитарный, либеральный и демократический.

Файлы: 1 файл

Detsky_mir (1).doc

— 46.78 Кб (Скачать)

Уже младший  подросток в 9 лет старается оградить свою самостоятельность, создавая «тайные  общества». Родители могут быть напуганы, если им неожиданно попадёт в руки письмо с тайными знаками, приглашением на тайную встречу с условием при  нарушении тайны быть лишённым жизни. Когда встревоженный родитель приступает к «допросу» своего чада, требуя всё рассказать, он забывает, что  самого секрета и тайны может  и не быть. Идея секретности –  это потребность доказать, что  они могут сами управлять собой  без вмешательства взрослых.

Аналогично  можно истолковать и следующий  случай. В подростковом возрасте дети часто начинают вести дневник. Но родительский контроль доходит иногда и до прочтения дневника. Так перепуганная мать 14-летней девочки с ужасом узнаёт о головокружительных любовных похождениях  дочери и, с криками и обвинениями, высказывает той своё мнение о  её поведении.  Конфликт создан излишней опёкой матери. Конечно, дочь возмутилась  тем, что прочитали её личный дневник. Взрослые должны учитывать особенности  возрастной психологии. Дети стремятся  к самоутверждению. Самооценка зависит  от оценки и одобрения сверстников, определяется стереотипами юношеской  субкультуры. И часто подростки, не совершая реальных «геройских» поступков, фантазируют их, доверяя своим  близким друзьям или дневнику. Подросток ждёт от друзей восхищения его качествами, а родители и учителя  почему-то их не понимают. Возникает  типичный конфликт «отцов и детей».

Ещё одна характерная точка конфликтов –  ценностные ориентации. Подростки начинают формировать свою систему ценностей. Она в какой-то мере определяется ценностями молодёжной субкультуры  и идеальными, романтическими представлениями, свойственными возрасту. Взгляды  подростков могут прийти в противоречие со взглядами родителей, накопивших жизненный опыт. Их оценки событий  реалистичны и часто не совпадают с идеалистическими взглядами детей. В подобных случаях взрослый может  как усложнить, так и облегчить ребёнку процесс принятия решений. Для родителей всегда на первом плане должен стоять вопрос: «Как помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами?» Прежде всего, отнеситесь к проблеме серьёзно. Подростки ищут признания. Так пусть оно придёт, прежде всего, со стороны родителей и педагогов. Уважительное выслушивание точки зрения ребёнка, какой бы она не казалась абсурдной, положит основу взаимопонимания. Часто «фрондёрские» высказывания преследуют цель привлечения к себе внимания.

Особенностью  возраста является существование так  называемого критического-логического  и этического барьеров восприятия. Первый отбрасывает всю информацию, получаемую подростком, которая не является логически обоснованной. Подросток  – спорщик именно потому, что  ждёт убеждений, спокойных, серьёзных  со стороны взрослых. Подростки любят  философствовать и рассуждать, что  раздражает взрослых. Они не хотят  слушать «бредни». А подросток  жаждет их высказать и услышать уважительный ответ. Этический барьер  отбрасывает  всю информацию, противоречащую этическим  взглядам подростков. Подросток –  романтик и идеалист в душе при  всей внешней угловатости и грубости высказываний. Он может простить взрослому  профессиональное незнание, но не прощает  человеческой безнравственности, даже если внешне и не показывает этого. Так, например, подросток поймёт учителя, когда тот, готовясь к открытому  уроку, раздаст детям ответы на те вопросы, которые будет задавать при комиссии. Поймёт, но не простит  человеческой несостоятельности, нечестности. Авторитет учителя резко снижается.

Почему  резко снижается возможность  конфликтов при условии уважительного  отношения к детям? Именно в этом возрасте, при столь высокой жажде  признания, у подростков существует огромная неуверенность в своих  силах. И тот человек, который  поддерживает уверенность подростков в своих силах, помогает утвердить  себя в лучших проявлениях (а они  есть у каждого самого «трудного»), часто запоминается на всю жизнь  и определяет её направленность. Подростковый возраст, как никакой другой, нуждается  в уважении и признании. Если взрослый проявляет благородство по отношению  к взрослеющим детям, им удаётся  обойти многие из проблем, свойственных этому возрасту.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Детский мир