Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, доклад
Широкая область детского поведения получила у взрослых ярлык «непослушание». Так, маленький ребёнок отказывается есть определённую пищу, берёт без спроса вещь, подросток приходит домой поздно, дружит, вопреки советам родителей, спорит на уроке с учителем… Взрослые по-разному переносят подобное поведение детей.
Учёные выделяют три характерных стиля поведения взрослого по отношению к ребёнку: авторитарный, либеральный и демократический.
Уже младший подросток в 9 лет старается оградить свою самостоятельность, создавая «тайные общества». Родители могут быть напуганы, если им неожиданно попадёт в руки письмо с тайными знаками, приглашением на тайную встречу с условием при нарушении тайны быть лишённым жизни. Когда встревоженный родитель приступает к «допросу» своего чада, требуя всё рассказать, он забывает, что самого секрета и тайны может и не быть. Идея секретности – это потребность доказать, что они могут сами управлять собой без вмешательства взрослых.
Аналогично можно истолковать и следующий случай. В подростковом возрасте дети часто начинают вести дневник. Но родительский контроль доходит иногда и до прочтения дневника. Так перепуганная мать 14-летней девочки с ужасом узнаёт о головокружительных любовных похождениях дочери и, с криками и обвинениями, высказывает той своё мнение о её поведении. Конфликт создан излишней опёкой матери. Конечно, дочь возмутилась тем, что прочитали её личный дневник. Взрослые должны учитывать особенности возрастной психологии. Дети стремятся к самоутверждению. Самооценка зависит от оценки и одобрения сверстников, определяется стереотипами юношеской субкультуры. И часто подростки, не совершая реальных «геройских» поступков, фантазируют их, доверяя своим близким друзьям или дневнику. Подросток ждёт от друзей восхищения его качествами, а родители и учителя почему-то их не понимают. Возникает типичный конфликт «отцов и детей».
Ещё одна характерная точка конфликтов – ценностные ориентации. Подростки начинают формировать свою систему ценностей. Она в какой-то мере определяется ценностями молодёжной субкультуры и идеальными, романтическими представлениями, свойственными возрасту. Взгляды подростков могут прийти в противоречие со взглядами родителей, накопивших жизненный опыт. Их оценки событий реалистичны и часто не совпадают с идеалистическими взглядами детей. В подобных случаях взрослый может как усложнить, так и облегчить ребёнку процесс принятия решений. Для родителей всегда на первом плане должен стоять вопрос: «Как помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами?» Прежде всего, отнеситесь к проблеме серьёзно. Подростки ищут признания. Так пусть оно придёт, прежде всего, со стороны родителей и педагогов. Уважительное выслушивание точки зрения ребёнка, какой бы она не казалась абсурдной, положит основу взаимопонимания. Часто «фрондёрские» высказывания преследуют цель привлечения к себе внимания.
Особенностью
возраста является существование так
называемого критического-
Почему резко снижается возможность конфликтов при условии уважительного отношения к детям? Именно в этом возрасте, при столь высокой жажде признания, у подростков существует огромная неуверенность в своих силах. И тот человек, который поддерживает уверенность подростков в своих силах, помогает утвердить себя в лучших проявлениях (а они есть у каждого самого «трудного»), часто запоминается на всю жизнь и определяет её направленность. Подростковый возраст, как никакой другой, нуждается в уважении и признании. Если взрослый проявляет благородство по отношению к взрослеющим детям, им удаётся обойти многие из проблем, свойственных этому возрасту.