Детский мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, доклад

Краткое описание

Широкая область детского поведения получила у взрослых ярлык «непослушание». Так, маленький ребёнок отказывается есть определённую пищу, берёт без спроса вещь, подросток приходит домой поздно, дружит, вопреки советам родителей, спорит на уроке с учителем… Взрослые по-разному переносят подобное поведение детей.
Учёные выделяют три характерных стиля поведения взрослого по отношению к ребёнку: авторитарный, либеральный и демократический.

Файлы: 1 файл

Detsky_mir (1).doc

— 46.78 Кб (Скачать)

 

Тема:  Детский мир.

Непослушные дети – проблема глазами учёных.

Широкая область детского поведения получила у взрослых ярлык «непослушание». Так, маленький ребёнок отказывается есть определённую пищу, берёт без  спроса вещь, подросток приходит домой  поздно, дружит, вопреки советам  родителей, спорит на уроке с учителем…  Взрослые по-разному переносят подобное поведение детей.

Учёные  выделяют три характерных стиля  поведения взрослого по отношению  к ребёнку: авторитарный, либеральный  и демократический.

Надо  помнить, что нельзя воспитать в  ребёнке независимость, ответственность  и самостоятельность, не воспитывая у него стремлений к совершенствованию  и развитию. Странно, но взрослые почему-то предполагают, что ребёнок станет самостоятельным, достигнув взрослого  возраста. Но пока он маленький, родительская власть должна быть безграничной.

Выдающийся  педагог Василий Александрович  Сухомлинский напоминал воспитателям о направлении проявления власти взрослого  отношению к детям. «Мудрость власти педагога – это, прежде всего, безграничная власть всё  понять. Тут не может быть никаких  Ограничений. Помните, что в ребёнке  не бывает намеренного стремления творить  зло. Педагогическая безграмотность с  того и начинается, что воспитатель  приписывает ребёнку это стремление, представляя, что он специально  делает плохое. При этом, стремясь «подрубить корень зла», воспитатель рубит все  корни детских стремлений».

Теряя доверие  к взрослому, который не хочет  его понять, ребёнок становится непослушным, защищая себя умышленной непокорностью. И если взрослый не пытается пересмотреть свои действия, изменить стиль общения, ребёнок становится умышленно непослушным, стремясь всё делать наперекор требованиям. Но это уже крайние формы поведения.  А чаще всего, непослушание начинается с разнообразных непредусмотрительных поступков ребёнка, в основе которых, скорее всего, - забывчивость, незнание, ошибка. И в таком случае, сталкиваясь  с неожиданным поступком, взрослый должен задать себе вопрос: «Почему?», т.е. выявить мотив поступка. Почему ребёнок медленно собирается в школу, явно не опасаясь опоздать? Почему не слушает условие задачи, а затаив дыхание, смотрит под парту? Их много, этих «почему?». И мудрый воспитатель, учитель, родитель не спешит осуждать, да тем более при всех. Он старается понять причину поступка, мотив. Но зачем утруждать себя раздумьями? «Ребёнок обязан подчиняться учителю» - такова позиция авторитарной педагогики. И замечание в дневнике будет обеспечено. Но если учитель сдержит свою первичную реакцию раздражения и гнева и тихо подойдёт к отвлекающемуся ученику, он может увидеть предмет увлечения ребёнка: «большой рогатый жук выползал из спичечного коробка, который мальчик, затаив дыхание, крепко сжимал ладонью» (В.А. Сухомлинский). Однако, часто взрослый проявляет нетерпимость, когда ребёнок заявляет о себе как о личности, с собственным миром увлечений, взглядов и желаний. Формы этих «заявок» и квалифицируются взрослыми как непослушание.

Стремление к независимости.

Это естественное качество ребёнка. В разные возрастные периоды интенсивность его меняется. Уже между 2 и 3 годами некоторые дети стремятся всё решать самостоятельно и противостоять любому давлению со стороны других людей. Они не терпят, когда ими командуют. В период от 6 до 9 лет ребёнок стремится  избавиться от родительской зависимости, приспосабливаясь к окружающему  миру. Он проявляет открытый протест  против фамильярного с ним обращения  со стороны взрослых, принимающих  его как «очаровательное дитя». Стремление к независимости проявляется  в борьбе против власти старших. Ребёнок  проверяет себя, сталкиваясь с  миром взрослых. Как узнать, на что  ты способен, пока не попробовал? Стиль  речи становится грубоватым. Внешне подстраивается под стереотип приятелей: может  нарочито ходить с расстёгнутым воротником рубашки, стричься в стиле «панка», «забыть», как надо вести себя за столом, хлопать дверями, употреблять  жаргонные слова…

А как  взрослому поступать, если дети не хотят  полагаться на его опыт? Чаще всего  родители вводят систему запретов. Количество запретов даже возрастает по сравнению с детством, что неверно,  так как, настаивая на своём, ребёнок  движется вперёд в своём развитии.

Длительное непослушание.

Продолжительное непослушание, напротив, мешает становлению  характера ребёнка. И взрослым необходимо задуматься над рядом вопросов. Прежде всего, внимательно вспомнить все  ситуации, в которых ребёнок проявлял непослушание. Причиной непослушания могут быть жёсткие ограничения, либо крайность – предоставление излишней свободы, например, 10-летнему  ребёнку, который к ней не готов. Либо это конфликтное восприятие ценностных ориентаций детей: стрижки, сленг, молодёжная мода и т.д.

Родители, педагоги перед  лицом детского непослушания.

Взрослый  всегда должен помнить три педагогических аксиомы:

- непослушание  естественно для детей всех  возрастов;

- формы  непослушания («вызывающее поведение») – явления возрастного характера;

- детское  непослушание проходит при правильном  поведении взрослого.

Сталкиваясь со случаями детского непослушания, педагог  должен определить стратегические цели своего действия.

За что  вы должны сражаться? Да, взрослые должны устанавливать определённые ограничения  для детей. Когда речь идёт о их безопасности, пока они не могут  защитить себя сами. Когда их поведение  разрушает жизнь окружающих людей. И поведение взрослых является для  них ориентиром большим, чем запрет. Но, объяснив детям, чего мы от них ожидаем, мы не можем требовать, чтобы они  перестали быть детьми и стали  вдруг мудрыми.

Однако, если педагог видит детское непослушание, вызывающее поведение, не каждый будет  мириться с ним. И здесь нет  единодушного подхода, а напротив, мнения противоречат друг другу.

Взрослые  находятся перед постоянным выбором. И делая этот выбор, педагоги и  родители  отталкиваются от богатого опыта предшественников.

Каптерев П.Ф.: «Мы даём себе мало труда понять особенности детства и юности, войти в характер мысли и чувства пережитых возрастов, выяснить, что естественно, что необходимо в эти возрасты. Специальные свойства возрастов нередко прямо объявляются недостатками. Давно ли детскую подвижность,  резвость, неподдельность перестали считать детским недостатком. Малая способность сосредоточивать внимание, торопливость в суждениях, бесцеремонное заявление своих вкусов, желаний,  не считаются ли и доселе недостатками, подлежащими искоренению?».

Амонашвили Ш.А. «Я не могу себе представить, что случилось бы с вулканом, если бы люди закупорили его кратер, и лавина не смогла бы извергаться из него. Но я вполне отчётливо могу предвидеть, основываясь на научных знаниях, что может произойти с ребёнком, если папы и мамы будут воспитывать его, предварительно завязав ему руки и ноги. Силы, стремящиеся к извержению, приглушатся, затупеют, бессильными станут не только руки, но и ум. Развяжи года через два воспитанного таким образом ребёнка, и ему, возможно, никогда не вздумается кубарем скатиться с горы или усовершенствовать станок».

Януш Корчак: «Неправда, что ребёнок хочет звезду с неба, что его можно подкупить лестью и уступчивостью, что он врождённый анархист. Нет, ребёнок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнётся усталый, остановится, чтобы перевести дух».

Сухомлинский В.А. «Весьма огорчительно, когда вместо вдумчивого проникновения в духовный мир человека, видишь стандартное, шаблонное решение: виноват – не виноват. Но в жизни бывают тысячи разнообразнейших обстоятельств, когда вообще нельзя оценивать ситуацию с этой точки зрения».

Таким образом, отсутствие универсального «рецепта», который позволил бы изменить поведение  ребёнка, ставит педагогов перед  необходимостью изучения закономерностей  возрастного развития, знание которых  помогает понять причины детского непослушания.

Возрастные проявления непослушания.

От рождения до 7 месяцев.

Вряд  ли сегодня кто-либо из родителей  будет сурово относиться к «непослушному» младенцу. Хотя степень строгости  в воспитании менялась на протяжении эпох. Но уже в 20-м веке была установлена  зависимость уровня психического и  физического развития ребёнка от количества любви окружающих их в  раннем детстве людей. Изучение, например. Малолетних преступников, показало, что  большинство из них страдало в  детстве от недостатка любви, а не от недостатка наказаний.

Но и  сегодня родители шестимесячного малыша шлёпают его, когда он кричит, например, ночью. Нельзя требовать от ребёнка  осознания своих действий в этом возрасте, а, следовательно, недопустимы  и наказания за «проступок». В  этом возрасте ребёнок нуждается  в ограждении его от опасностей, т.к. беспомощен, и полностью зависим  от взрослых. Ему нужна нежность, любовь и забота. Но преувеличение  их, чрезмерная реакция страха родителей  на малейший крик ребёнка  приучает его требовать повышенного внимания. Это связано с тем, что уже  в этом возрасте ребёнок фиксирует  получаемые удовольствия: от тепла  материнских рук, от качания, соски  и т.д. Неразумна в этом случае как чрезмерная суета вокруг малыша, постоянные занятия с ним на протяжении 24 часов в сутки, так и полное игнорирование его естественных потребностей: в еде, тепле, сухой  одежде, общении, игрушках. И, конечно, элементарным уровнем родительских знаний является знание физиологии и  психологии возраста. Например, малыш  до трёх месяцев часто страдает от болей в животе, т.к. идёт приспособление пищеварительной системы. Ребёнок  плачет, часто кричит. Погладить, сделать  некоторые упражнения – здравое  поведение взрослого. И, как правило, эти крики приходятся на ночное время, когда утомлённые взрослые хотят  прилечь. Но прекрасно спавший днём малыш судорожно выгибается и  буйным рёвом приводит взрослых в  ужас: «Что с ним? Какому врачу звонить  в 3 часа ночи? Почему он выплёвывает  соску?». Да, бывают, по свидетельству  специалистов, дети лёгкие и трудные. Особенности нервной системы, наследственные качества, окружение ребёнка –  всё оказывает своё влияние. Идёт естественный процесс приспособления ребёнка к окружающему миру.  И взрослые не должны терять терпение и любовь. Конечно, мать очень устаёт и выматывается в этот период. Поэтому  не следует забывать совет доктора  Б. Спока: «Примите любую помощь, чтобы  не довести себя до нервного истощения».

От 8 до 14 месяцев.

Каков он, мир ребёнка в этом возрасте? Ребёнок  пока ещё полностью зависит от взрослых в удовлетворении своих  потребностей. Если малыша вовремя  кормят, если реагируют на его плач своевременно, если помогают избавиться от чего-то, что мешает ему, если его  любят, разговаривают и играют с  ним, он начинает понимать, что мир  – это безопасное место. И он может  доверять тем, кто за ним ухаживает. Если потребности не удовлетворяются, либо это делается нерегулярно, ребёнок  становится возбудимым и капризным.

Постепенно  появляется чувство привязанности  к близким, которые постоянно  с ним общаются. Резко возрастает и активность ребёнка: если в 6 месяцев  он ещё сидит в стульчике, то в 7 сползает на пол, в 8 стоит, держась  за руку взрослого, в 9 – за стул, в 10 – ползает, в 11 – начинает ходить, держась за руку взрослого, в 12 –  самостоятельно стоит, опираясь о стол, в 13 – карабкается самостоятельно по лесенке, в 14 – стоит самостоятельно, в 15 месяцев делает самостоятельные  шаги.

Вот эта  потребность в движении и является источником недоразумений. Родители вдруг  убеждаются, что ребёнок может  двигаться, и двигаться упорно и  упрямо в запретном направлении. Он открывает окружающий мир: пробует  «на зуб» всё, что попадается под  руку, хватает за хвосты собак и  кошек, лезет во все шкафы и  ящики, хватается за всё. За что может  дотянуться. Испуганные родители пускают  в ход слово «нельзя!». Если родители пользуются таким методом общения  постоянно, то у ребёнка возникает  протест. Возникает конфликт, пока в  виде рёва и непослушания.

Как же добиться послушания от годовалого ребёнка? Его  легко отвлечь в этом возрасте. Так как, открывая мир, он интересуется всем, можно переключить его внимание на любой другой, более яркий объект. Не торопитесь вырывать у него из рук  хрупкую чашку. Покажите, например, звенящую связку ключей. Ребёнок тут  же отпустит чашку, и вам останется  только подхватить её. Но иногда приходится говорить слово «нельзя». Но надо знать, что ребёнок не реагирует с  первого раза. Запрет должен быть произнесён уверенным, твёрдым голосом. Вначале  ребёнок бывает удивлён изменением голоса. Но, глядя на вас, он может  попробовать продолжить свои действия. Он ориентируется на вашу реакцию. Если вы решили что-либо запретить, вы должны быть последовательны. Не нужно долго объяснять ребёнку причины, по которым ему запрещают. Покажите, как можно действовать и не позволяйте действовать по-другому. Но не надо кричать каждый раз «нельзя!», когда ребёнок будет проявлять самостоятельность. Это вырабатывает упрямство. Взрослый должен помнить, что ребёнок учится поведению, глядя на него, его реакцию, тон голоса, постоянность слов и действий. Возможно, наиболее эффективными средствами управления непослушным ребёнком являются тон голоса взрослого, неоднократный повтор требования, действия переключения внимания ребёнка с нежелательного действия на любой другой объект и терпение.

От 15 месяцев до 2 лет.

Любимое слово в этом возрасте – «нет!». Это время отрицания даже называют ранней юностью.  «Нет, я не  буду есть кашу! Я не буду спать! Нет, я  не хочу играть с игрушками!» Но взрослые должны помнить, что это время  исследования мира, потребность познания является важным стимулом интеллектуального  развития. Если взрослый, например, может  просто разглядывать безделушку, то ребёнок  изучит её всесторонне, всеми чувствами  сразу. Он подержит её в руках, полижет, понюхает, помашет ею в воздухе, постучит ею об стенку, попробует кидаться ею и будет радостно смеяться, видя разлетающиеся осколки. Но при этом он узнал кое-что о тяжести, о  твёрдой и мягкой поверхности, о  хрупкости. И ещё в этом возрасте дети иногда закатывают истерики. Это  очень неприятно для родителей, т.к. они ckexf.nczgjxtve-то в людных местах. Почему же появляется такой всплеск непослушания?

Информация о работе Детский мир