Детские страхи, капризы и упрямства, их причины и меры педагогического воздействия
Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 18:07, курсовая работа
Краткое описание
Гипотеза: Преодолеть негативные проявления в поведении детей, возможно с помощью юмора, разыгрывания сценок, художественного слова, игр-занятий.
Задачи исследования: Определить причины детских страхов, капризов и упрямства. Подобрать методы педагогического воздействия с целью преодоления негативных проявлений в поведении ребёнка(юмор, разыгрывание сценок, художественного слова, игр-занятий.)
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 Глава 1. Эмоциональное неблагополучие детей………….6 1.1 Психологи и педагоги о влиянии страхов, капризов, упрямства на эмоциональный мир ребёнка .…………………………………………….6 1.2. Причины проявления трудностей социализации у детей……………13 Глава 2. Предупреждение и преодоление негативных проявлений в поведении детей.....................................................20 2.1 Диагностика негативных проявлений в поведении дошкольников….20 2.2. Анализ результатов и педагогические рекомендации педагогам по эмоциональному благополучию детей………................................………..22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……28 Список используемой литературы………
Важным шагом к успеху является
индивидуальная работа с дошкольниками.
Настоящий педагог должен подобрать ключи
к сердцу каждого малыша, знать, что и когда
сказать, использовать ласку и строгость
в нужный момент.
Главное в процессе работы по
искоренению капризов и упрямства не забывать
о внутреннем мире ребёнка, продумывать
все свои действия и слова, чтобы не навредить
маленькому человеку.
2.2 Анализ результатов
и педагогические рекомендации
педагогам по эмоциональному
благополучию детей.
Анализ наблюдения за Ромой
и Ариной
Для разрешения проблемы с Ромой
необходимо косвенно, не носящего привлекать
к выполнению каких-либо поручений, спрашивать,
тогда когда он точно знает ответ, т.е.
необходимо сформировать уверенность
в ребёнке. Возможно так же с помощью театральных
постановок.
Что бы исправить поведение
Арины можно давать ей домашнее задания,
поручения в течение дня. Разучивать с
ней различные стихотворения по темам
занятий, и разрешать выступать в начале
урока.
Анализ опроса «Красный
дом – чёрный дом»
Страхи Меланьи и Влада обусловлены
их возрастом и полом, не имеют ярких выражений
в повседневной жизни, а вот у Карины
много страхов не имеющих обоснований
возрастом и полом, а так же не известна
причина их возникновения, поэтому необходимы
индивидуальные и более глубокие исследования.
Анализ беседы «Незаконченные
предложения»
Законченные предложения Насти
К. можно разделить на 6 групп и сделать
следующие выводы.
1 группа. Отношения к отцу
– ответы: 13, 21. У Насти хорошие
взаимоотношения с папой.
2 группа. Отношения к матери
– ответы: 8, 24. Настя очень любит
маму, и тепло о ней говорит,
с улыбкой.
3 группа. Отношение к себе
– ответы: 3, 4, 7, 10. 12, 18, 27, 29. Настя
очень стеснительная девочка, играет
не со всеми детьми, проявляются
черты замкнутости. Что говорит
о том, что её необходимо, активнее
привлекать к различным коллективным
поручениям и мероприятиям.
4 группа. Отношения к сверстникам
– ответы: 2, 22, 26, 30. У Насти равнодушное
отношение к сверстникам и
своей подругой она считает
только Карину.
5 группа. Отношения к
детскому саду – ответы: 1. 16, 19,
23. Насте нравится ходить в
детский сад.
6 группа. Страхи и опасения
– ответы: 5, 6, 9, 11, 14, 20, 25, 28. Настя
боится криков, наказаний, прививок
и монстров, данные страхи вполне
объяснимы возрастными особенностями,
но необходимо оградить ребёнка
от шумной обстановки, а также
снизить частоту наказаний.
По созданию эмоционального
благополучия детей рекомендуется проведение
специальных занятий на уточнение представления
об эмоциях у дошкольников. Так же по направлению
в данной работе может использоваться
юмор, инсценировки и др. Рассмотрим каждый
вид работы по борьбе с детскими страхами,
капризами, упрямством подробнее.
При их разработке занятия учитываются
составляющие эмоциональные характеристики
ребенка, выделенные Л.П. Стрелковой, такие
как:
адекватная реакция на различные
явления окружающей действительности;
дифференциация и адекватная
интерпретация эмоциональных состояний
других людей;
широта диапазона понимаемых
и переживаемых эмоций, интенсивность
и глубина переживаний, уровень передачи
эмоционального состояния в речевом плане,
терминологическая оснащённость языка;
адекватное проявление эмоционального
состояния в коммуникативной сфере.
На занятиях, которые желательно
проводить раз в неделю, дети знакомятся
с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом,
страхом, удивлением. Сначала происходит
первичное знакомство с эмоциями (I раздел),
затем знания углубляются(II раздел), в
последующем знания, полученные на предыдущих
занятиях, закрепляются(III раздел)
На занятиях дети проживают
эмоциональные состояния, вербализуют
свои переживания, знакомятся с опытом
сверстников, а также с культурным наследием
человечества (литературe, живопись музыка).
В результате расширяется круг понимаемых
эмоций, дети становятся способными к
более глубокому пониманию себя и других
людей, у них чаще наблюдаются эмпатийные
проявления по отношению к окружающим.[8]
Помочь ребёнку с помощью юмора,
без долгих бесед на этические темы и заучивания
правил хорошего поведения, расстаться
с привычками, мешающими ему и другим,
осознать свои поведенческие проблемы
и изменить восприятие себя могут следующие
методы и приёмы:
Конструирование и разыгрывание
иронических сценок, сценок-импровизаций.
Например, иронические сценки-сказки, разыгрываемые в младших группах:
«Лиса-капризка», «Котик Васька жадный»,
- помогают детям осознать, что капризы
и жадность мешают им самим.
Использование юмористического
художественного слова при возникновении
конфликтных и проблемных ситуаций. Например,
мальчики, не поделив игрушку, «выясняют»
отношения. Воспитатель начинает декламировать: Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушится,
Можно пёрышек лишится.
Спокойный немного ироничный
тон воспитателя скорее всего заставит
забияк улыбнутся и на юмористической
нотке исчерпать конфликт.
Размещение в группах карикатур
на «отрицательных героев», приход в гости
к детям кукол Грязнуль, Забияк, Жадин.
Использование игры «Кнопка-стоп» при возникновении проблем
взаимодействия.
Оборудование в группах «кабинетов»
юмора, в которых есть различные маски выражающие эмоции. Кабинет оформляется смешными рисунками-перевёртышами, дружескими шаржами, здесь же имеется различный материал для показа фокусов идр.
«Издание» детских книг, альбомов,
газет, которые включают небылицы, эпиграммы нарисованные и сочинённые детьми, их родителями и воспитателями.
Организация клубов «Добряков
- Весельчаков» с участием родителей.
Проведение «минуток смеха»
Беседы с детьми на темы: «Смех,
какой ты? Где живёшь?»; «Какого цвета смех?»;
«Есть ли запах у смеха?»
Сочинение стихов, рисование, оформление детских книжек альбомов на тему «Смех – какой ты, по каким дорожкам ходишь?»
Игра «Дразнилки»
Празднование дня смеха – 1
апреля. [9]
Чтобы помочь детям
преодолеть чувство страха, педагог
очень тактично, спокойно разъясняет
им несостоятельность причин
боязни, приводит примеры, убеждает,
а в беседах со старшими
дошкольниками, кроме этого использует
шутку, юмор. Не следует допускать
насмешек, иронических замечаний
в адрес робких детей. Лучше
так организовать их практический
опыт, чтобы они убедились в
том, что страх не имеет достаточных
причин. Воспитатель упражняет старших
дошкольников в сознательном
преодолении страха. Так, вместе с ними
он входит в тёмную комнату (кладовую),
чтобы отыскать нужную для всех игрушку;
подаёт руку, чтобы помочь спрыгнуть с
лесенки, и радуется тому, что ребёнок
преодолел чувство необоснованного страха;
ставит его рядом с решительным, смелым
товарищем, поручая вместе увернуться
от злого волка в подвижной игре и т.д.
Капризничающего ребёнка лучше
всего оставить на время в покое, не добиваясь
сиюминутного выполнения своего распоряжения,
даже путём убеждения или доказательства
неправильности его поведения. Находясь
в возбуждённом состоянии, он не сможет
принять слова воспитателя, тем более
согласиться с предъявляемыми требованиями.
Однако это не значит что педагог вообще
не должен реагировать на детские капризы;
просто его влияние будет отсрочено во
времени. Убедившись, что ребёнок уже не
возбуждён, воспитатель может спокойно
повторить требования или выразить своё
огорчение, одновременно разъяснив как
следовало поступить.
Капризных детей следует почаще
ставить в условия, заставляющие их уступать,
считаться с мнением или желанием других
детей. Но чаще всего воспитатель использует
предвосхищающую оценку: выражают уверенность
в том, что ребёнок поступит соответствующим
образом. Это помогает ребёнку выполнить
предъявляемое требование без капризов
и упрямства.
Педагог разъясняет детям, как
плохо быть упрямым, к чему это может привести;
использует художественную литературу,
в которой описываются ситуации, ставящие
упрямца в смешное положение, и тем самым
вызывает отрицательное отношение к подобным
поступкам.[6]
Таким образом вся обстановка
детского сада и деятельность воспитателя,
характер взаимоотношений взрослых с
детьми должен способствовать благоприятному
развитию эмоционально-волевой сферы
дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Просмотрев ряд литературы
и успешно применив полученные знания,
умения и навыки на практике, делаем вывод,
что ключ для понимания причин возникновения
капризов и упрямства у детей дошкольного
возраста кроется не только в типе темперамента
ребёнка, его характере, но и в условиях
его жизни, ситуации в семье, отношениях
с родителями и сверстниками. К концу дошкольного
возраста у ребёнка появляется чувство
самоценности, собственной значимости
и уникальности, на базе который развивается
его самооценка. Проявление этих чувств
в коллективе влечет за собой негативизм
и капризы.
Нервная система у детей близка
к слабому типу, что ведёт к её быстрому
истощению, повышенной возбудимости и
чувствительности, неадекватному и капризному
поведению (в ответ на замечание взрослого
малыш плачет, выкрикивает обидные слова,
на праздниках, концертах, в театрах, общественных,
местах дети кричат, капризничают, вскакивают
со своих мест, нарушают правила поведения
и т.п.).
Во многом влияние выше указанных
факторов на предупреждение и искоренение
капризов ребенка зависит от создания
особой развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении. Определяющую
роль в это деле играют педагоги. Надо
осознавать, что для полноценного развития
ребёнка, он должен иметь разносторонний
опыт взаимодействия с предметным миром
и другими людьми. Очень часто ребёнок,
движимый своими познавательными потребностями,
как бы подсказывает взрослым, в чём он
нуждается больше всего и к восприятию
чего он готов. И задача последних сводится
к тому, чтобы создавать оптимальные условия
для удовлетворения новых возможностей
ребёнка с помощью различных форм взаимодействия.
Список литературы
1. Эмоциональное развитие
дошкольника / под общ. ред. А.В. Запорожец.
- М.: Пособие для воспитателей детского
сада, 1985.-176 с.
2. Урунтаева Г.А. Дошкольная
психология - М.: 2001.- 336 с.
3. Общая психология. Первушина
О. Н
4. Психология и педагогика /
под общей редакцией проф. А. А. Реана —
СПб.: 2002. — 432 с.
5. И. Герасимова. Волшебные слова
// «Дошкольное воспитание» - 2011г №10. с55
6. Дошкольная педагогика / В.И.
Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: 1986.- 415 с.
7. Диагностика-коррекционная
работа с детьми / Сост. О.М. Цыганкова.
– Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»: 2002. – 116с.
8. Минаева Л.А. Знакомство детей
с эмоциональным миром человека
// «Дошкольное воспитание» - 2003г №2.
с13-20.
9. С. Вдовкина Юмор как средство
борьбы с дурными привычками детей // «Дошкольное
воспитание» - 2001г №5. с24