Детские страхи, капризы и упрямства, их причины и меры педагогического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза: Преодолеть негативные проявления в поведении детей, возможно с помощью юмора, разыгрывания сценок, художественного слова, игр-занятий.

Задачи исследования:
Определить причины детских страхов, капризов и упрямства.
Подобрать методы педагогического воздействия с целью преодоления негативных проявлений в поведении ребёнка(юмор, разыгрывание сценок, художественного слова, игр-занятий.)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Эмоциональное неблагополучие детей………….6
1.1 Психологи и педагоги о влиянии страхов, капризов, упрямства на эмоциональный мир ребёнка .…………………………………………….6
1.2. Причины проявления трудностей социализации у детей……………13
Глава 2. Предупреждение и преодоление негативных проявлений в поведении детей.....................................................20
2.1 Диагностика негативных проявлений в поведении дошкольников….20
2.2. Анализ результатов и педагогические рекомендации педагогам по эмоциональному благополучию детей………................................………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……28
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 59.05 Кб (Скачать)

Память. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный материал — тексты, события, сцены, сами по себе переживания. Эту особенность необходимо знать и не допускать сильного отрицательного потрясения т.к. оно на долго врежется в память ребёнка и будет, сказывается на его дальнейшем развитие.

То есть, эмоции, оказывая общее активирующее или, наоборот, депрессивное влияние, могут либо повышать, либо снижать эффективность познавательных психических процессов.[4] От того какие эмоции преобладали у ребёнка в период его обучения и развития будет зависеть степень понимания и усвоения необходимых знаний.

Таким образом, мы видим, что в разные временна, разные учёные занимались изучением данного вопроса и пришли к общему выводу, что эмоции не проходят бесследно. Так же можем утверждать, что каждому детскому проявлению отрицательных эмоций есть конкретное объяснение. Но необходимо, учитывать и те позиции, с которых учёные рассматривали различные проявления в поведении ребёнка. Так например В. А. Ганзена, считала эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения, а С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В воспитательной работе можно использовать различные позиции учёных,  что бы лучше понять  причины поведения ребёнка в различных ситуациях. Так как мы знаем что страхи, депрессии, капризы, упрямство, оставляют отрицательно влияют, не только на нравственное развитие личности ребёнка, но и на всех сферы обучения и воспитания, по этому, при современном подходе к воспитанию детей необходимо знать все особенности эмоциональной сферы дошкольников, что бы, не возникали трудности в воспитательно-образовательном процессе,

 

1.2. Причины проявления  трудностей социализации у детей

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия.  Первый   опыт   социального общения  человек   приобретает  еще   до  того,  как  научится   говорить. Социализация — это и есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. С точки зрения психологии   социализация   не   может рассматриваться как простое, положение,  в механическое отражение личностью социального опыта, непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями.

Ещё А.А. Реана занимаясь изучением педагогики и психологии говорила о том что воспитание, по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации. [4]

В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в УДО представляет большой интерес для современной педагогики детства.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми. Проявляется в нежелание посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутри личностному конфликту.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова).

Причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и пр. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери. Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируются тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.

 Предрасположенность  к страхам имеется у малообщительных  детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов  взрослые стимулируют, когда заставляют  детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда  на вид сдержанные дети на  самом деле исполнены всевозможных  сильных отрицательных чувств.

Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение 3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем. Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях.

Из выше сказанного можно выделить следующие причины проявления трудности социализации:

1. Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.

2. Неумение самостоятельно  разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению  со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации.

3. Негативно окрашенный  стиль общения: грубость, капризы, дразнение, упрямство и пр.

4. Неадекватная реакция  на успехи и неудачи товарищей.

5. Неуверенность, робость, снижение  самооценки, что мешает ребенку  проявить свою активность в  группе УДО.

И. Герасимова отмечала, что если в 60 – 80 годы ХХ столетия большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребёнком. Всё очевиднее становится необходимость овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.[5]

В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина говорили о поведения, как о важном аспекте социализации детей в обществе. У детей формируются определённые нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и привычки поведения.

Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах. В этих норма проявляется уважение к окружающим: мнение учитывать состояние других людей, считаться с ними, заниматься своей деятельностью не мешая другим. Дети учатся правильно вести себя в автобусе, магазине, на улице.

Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха: боязнью темноты, появлению каких-либо «злых существ». Такие случаи – следствия неправильного воспитания в семьях, где пользуются запугиванием ребёнка, пытаясь добиться его послушания, или разрешают детям смотреть передачи по телевидению без учёта их возрастных особенностей. Всё это делает ребёнка не решительным, трусливым.

У детей нередки проявления капризов и упрямства, хотя они не являются закономерностью дошкольного возраста. Это может, выражается, в упорном нежелании ребёнка, без внешне видимых причин подчинятся предъявленному требованию, в негативизме, настаивание на выполнении своего желания.

Основная причина проявления капризов и упрямства – несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей, неустойчивость режима, большое отклонение в нём. У детей не вырабатывается чёткое представление о том, чем и когда следует заниматься.

Часто капризничают дошкольники, избалованные излишним вниманием к себе, привыкшие к тому, что все их желания удовлетворяют, несмотря на то что они бывают неразумны, эгоистичны.

Не следует принимать случаи капризов и упрямства за проявления настойчивости. Напротив, это – свидетельство недостаточного развития волевого поведения, неумения подчинить свои желания справедливым требованиям окружающих. [6]

Успешность социализации дошкольников обусловлена    предметно-развивающей образовательной средой, включающей в себя предметное окружение и систему социальных отношений между воспитанниками в процессе различных взаимодействий. Результатом успешной социализации их дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы УДО. Так же, на процесс социальной адаптации ребенка дошкольного возраста огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.

Таким образом детские страхи, капризы, упрямство являются признаками не правильных методов воспитания. А нарушенная эмоциональная сфера дошкольника отрицательно сказываются на его обучении и на всём восприятие окружающей действительности в целом. Поэтому трудности в социализации детей можно успешно преодолеть, если знать  причины по которым они возникают в конкретной ситуации, и бороться не с поведением ребёнка, что только усугубит положение, а изменить методы воспитания с учётом уже сложившихся обстоятельств.

Исходя из всего выше сказанного можно отметить, что детские страхи, капризы, упрямства являются причиной не правильного воспитания, что отрицательно сказывается на  познавательных психических процессах. Так же являются одной из основных причин трудности в социализации. Разработкой данного вопроса занимались различные учёные, которые выдвигали свои теории как о самой проблеме нарушения эмоциональной сферы развития - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, В. А. Ганзена, Я. Рейковский, К. Изард, так и о детских страхах, капризах и упрямствах, как о причине трудности социализации - Е. Гаспарова, А.А. Реана, И. Герасимова ,В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. Из чего можем сделать вывод, что данная проблема сложная и актуальная, так как нарушение в поведении ребёнка, его не желания подчинятся требованиям взрослого, настаивание на своих желаниях ведёт к нарушению в обучении, развитии и воспитании дошкольника. Что отрицательно влияет на формирование высококультурной, творческой, развитой личности являющейся эталоном в идеальной модели воспитания.

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

2.1 Диагностика негативных проявлений в поведении дошкольников

Для проведения опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства дошкольников мною была поставлена следующая цель: изучить причины детских негативных проявлений эмоциональной сферы и предложить меры педагогического воздействия.

Выделены следующие задачи:

1. Определить причины детских страхов, капризов и упрямства;

2. Подобрать методы педагогического воздействия с целью преодоления негативных проявлений в поведении ребёнка.

Для решения цели и задач использовала такие методы исследования, как наблюдение, опрос, беседа.

Во время проведения наблюдения старалась на начальном этапе за короткий срок выделить для себя детей с типичным проявлением капризов и упрямства (см. Приложение 1).

Для диагностики наличия страхов провела с  Меланией В., Владом Ш. и Кариной К. опрос по методике, предлагаемой А.И. Захаровым и Панфиловым М. (см. Приложение 2). Полученные результаты оформлены в форме рисунков (см. Приложение 3, рис 1, 2, 3).

Для получения более точного представления о детских страхах я провела также беседу: «Незаконченные предложения» [7] с Настей К. (см. Приложение 4). Беседа оформлена в виде таблицы (см. Приложение5 табл. 1)

Для достижения положительного результата в работе по формированию устойчивого поведения дошкольников, необходимо много уделять наблюдению за особенностями проявления капризов и упрямства. Педагог должен понять, почему ребёнок в данной ситуации поступает именно так, а не иначе. Ведь  каждый маленький по-своему воспринимает окружающий его мир, поэтому и причины неустойчивого поведения различны.

Информация о работе Детские страхи, капризы и упрямства, их причины и меры педагогического воздействия