Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 18:07, курсовая работа
Гипотеза: Преодолеть негативные проявления в поведении детей, возможно с помощью юмора, разыгрывания сценок, художественного слова, игр-занятий.
Задачи исследования:
Определить причины детских страхов, капризов и упрямства.
Подобрать методы педагогического воздействия с целью преодоления негативных проявлений в поведении ребёнка(юмор, разыгрывание сценок, художественного слова, игр-занятий.)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Эмоциональное неблагополучие детей………….6
1.1 Психологи и педагоги о влиянии страхов, капризов, упрямства на эмоциональный мир ребёнка .…………………………………………….6
1.2. Причины проявления трудностей социализации у детей……………13
Глава 2. Предупреждение и преодоление негативных проявлений в поведении детей.....................................................20
2.1 Диагностика негативных проявлений в поведении дошкольников….20
2.2. Анализ результатов и педагогические рекомендации педагогам по эмоциональному благополучию детей………................................………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……28
Список используемой литературы………
Актуальность данного вопроса подтверждается, так же и тем, что в настоящее время современному обществу необходимы первоклассные специалисты, которые владеют не только определёнными навыками, но и умеют, справляется с различными стрессовыми ситуациями. Следовательно, если в дошкольном возрасте детская психика формировалась в благоприятных условиях, то во взрослой жизни, человеку будет гораздо легче приспосабливаться к тем или иным жизненным условиям. Что повысит уровень его компетентности и профессионализма.
То есть мы видим, что проблема детских страхов, капризов, упрямства не может решиться сама собой. Для её преодоления, необходимы специальные знания, которые помогут взрослым лучше понимать мир детей.
Исследованием и разработкой данного вопроса в разные времена занимались многие учёные: Е. Гаспарова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, В. А. Ганзена, Я. Рейковский, К. Изард, А.А. Реана, И. Герасимова ,В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина и д.р.
Объект: Детские страхи, капризы, упрямство.
Предмет: Меры педагогического воздействия на негативные проявления в поведении дошкольников.
Цель: Изучить причины детских негативных проявлений эмоциональной сферы и предложить меры педагогического воздействия.
Гипотеза: Преодолеть негативные проявления в поведении детей, возможно с помощью юмора, разыгрывания сценок, художественного слова, игр-занятий.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, опрос.
База исследования: Государственное
учреждение образования «Ясли-сад №20,
города Гродно».
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ
ДЕТЕЙ
1.1 Психологи и педагоги о влиянии страхов, капризов, упрямства на эмоциональный мир ребёнка.
Что бы говорить о влиянии страхов, капризов, упрямства на эмоциональный мир ребёнка, для начала необходимо разобраться, что же представляют собой эмоции.
Эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
а) внутреннее переживание;
б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).
Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. Я. Рейковский, делает акцент на регуляторной функции эмоций. "Эмоциональный процесс это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой." [3] Представляется плодотворной позиция по этому вопросу В. А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.[3]
Так как же и когда проявляются детские эмоции?
Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.
Укажем особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:
- основу развития эмоций
- социально обусловленные формы
эмоциональных переживаний
- в ситуативно-личностном
- в ситуативно-деловом общении
у малыша проявляются
- складываются предпосылки
Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца.
Но также зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.
Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:
- эмоциональные переживания
- происходит дальнейшая
- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
- включение слова в
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. [2]
Такие психологи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн считают, что эмоции формируются на протяжении детства, в результате овладения ребёнком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов.
Так же отметим, что эмоции выполняют множество различных функций в жизни и развитии ребёнка.
Еще до того как ребёнок поймет значение ситуации или объекта, эмоции просигнализируют ему о возможном приятном или неприятном исходе событий, выполняя при этом предвосхищающую функцию. Это и неясное беспокойство, и страх, и радостное волнение, и другие формы предчувствия событий.
Исходя из того что эмоции бывают как положительные ( радость, интерес, удивление), так и отрицательные ( гнев, страх, упрямство) они по разному влияют на эмоциональный мир ребёнка. Поэтому рассмотрим влияние неблагоприятных эмоций на развитие детей.