Детские страхи, капризы и упрямства, их причины и меры педагогического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза: Преодолеть негативные проявления в поведении детей, возможно с помощью юмора, разыгрывания сценок, художественного слова, игр-занятий.

Задачи исследования:
Определить причины детских страхов, капризов и упрямства.
Подобрать методы педагогического воздействия с целью преодоления негативных проявлений в поведении ребёнка(юмор, разыгрывание сценок, художественного слова, игр-занятий.)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Эмоциональное неблагополучие детей………….6
1.1 Психологи и педагоги о влиянии страхов, капризов, упрямства на эмоциональный мир ребёнка .…………………………………………….6
1.2. Причины проявления трудностей социализации у детей……………13
Глава 2. Предупреждение и преодоление негативных проявлений в поведении детей.....................................................20
2.1 Диагностика негативных проявлений в поведении дошкольников….20
2.2. Анализ результатов и педагогические рекомендации педагогам по эмоциональному благополучию детей………................................………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……28
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 59.05 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧЕРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ, КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Андрушевич Анастасия Александровна

учащаяся 4 курса «В» группы

специальность «Дошкольное образование»

Руководитель:

С.А. Ситько

 

 

Гродно,2013 
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Глава 1. Эмоциональное неблагополучие детей………….6

1.1 Психологи и педагоги  о влиянии страхов, капризов, упрямства           на эмоциональный мир ребёнка .…………………………………………….6

1.2. Причины проявления  трудностей социализации у детей……………13

Глава 2. Предупреждение и преодоление негативных проявлений в поведении детей.....................................................20

2.1 Диагностика негативных  проявлений в поведении дошкольников….20

2.2. Анализ результатов и педагогические рекомендации педагогам по эмоциональному благополучию детей………................................………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……28

Список используемой литературы……………………………29

приложение

 

Введение

       Вопросы  эмоционального воспитания, духовного  становления личности на протяжении  всех периодов развития общества  были и остаются предметом  рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблемы  воспитания эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в настоящее время  обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста  предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогические, но и глубоко общественные значения.[1]

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

На протяжении всего дошкольного возраста дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых  к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости ребёнка. [2]

Таким образом, мы видим, что роль взрослого в формировании личности ребёнка и его эмоциональной сферы велика.

Актуальность данного вопроса подтверждается, так же и тем, что в настоящее время современному обществу необходимы первоклассные специалисты, которые владеют не только определёнными навыками, но и умеют, справляется с различными стрессовыми ситуациями. Следовательно, если в дошкольном возрасте детская психика формировалась в благоприятных условиях, то во взрослой жизни, человеку будет гораздо легче приспосабливаться к тем или иным жизненным условиям. Что повысит уровень его компетентности и профессионализма.

То есть мы видим, что проблема детских страхов, капризов, упрямства не может решиться сама собой. Для её преодоления,  необходимы специальные знания, которые помогут взрослым лучше понимать мир детей.

Исследованием и разработкой данного вопроса в разные времена занимались многие учёные: Е. Гаспарова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, В. А. Ганзена, Я. Рейковский, К. Изард, А.А. Реана, И. Герасимова ,В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина и д.р.

Объект: Детские страхи, капризы, упрямство.

Предмет: Меры педагогического воздействия на негативные проявления в поведении дошкольников.

Цель: Изучить причины детских негативных проявлений эмоциональной сферы и предложить меры педагогического воздействия.

Гипотеза: Преодолеть негативные проявления в поведении детей, возможно с помощью юмора, разыгрывания сценок, художественного слова, игр-занятий.

 

Задачи исследования:

  1. Определить причины детских страхов, капризов и упрямства.
  2. Подобрать методы педагогического воздействия с целью преодоления негативных проявлений в поведении ребёнка(юмор, разыгрывание сценок, художественного слова, игр-занятий.)

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, опрос.

База исследования: Государственное учреждение образования «Ясли-сад №20, города Гродно». 
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ

1.1 Психологи и педагоги о влиянии страхов, капризов, упрямства на эмоциональный мир ребёнка.

Что бы говорить о влиянии страхов, капризов, упрямства на эмоциональный мир ребёнка, для начала необходимо разобраться, что же представляют собой эмоции.

Эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

а) внутреннее переживание;

б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. Я. Рейковский, делает акцент на регуляторной функции эмоций. "Эмоциональный процесс это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой." [3] Представляется плодотворной позиция по этому вопросу В. А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.[3]

Так как же и когда проявляются  детские эмоции?

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

Укажем особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:

- основу развития эмоций составляют  примитивные эмоции, вызванные органическими  причинами;

- социально обусловленные формы  эмоциональных переживаний формируются  в процессе общения младенца  со взрослыми;

- в ситуативно-личностном общении  у ребенка возникает радость  от доброжелательного внимания  к себе, недовольство отсутствием  общения;

- в ситуативно-деловом общении  у малыша проявляются удовольствие  от совместных манипуляций, радость  при успехах и поощрениях, обида  или гнев при порицании, неудачном  действии;

- складываются предпосылки высших  чувств - любви и симпатии к  близким, познавательных чувств.

Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца.

Но также зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:

- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети  очень впечатлительны, их поведение  импульсивно, эмоции выступают мотивами  поведения;

- происходит дальнейшая социализация  эмоций, поскольку переживания связаны  с результатами человеческой  деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;

- развиваются высшие чувства, среди  которых особое место занимают  симпатия, сочувствие, чувство гордости  и стыда;

- включение слова в эмоциональные  процессы перестраивает их протекание  и в совокупности с установлением  связи между чувством и представлением  создает предпосылки для их  регуляции.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

- ребенок осваивает социальные  формы выражения чувств;

- изменяется роль эмоций в  деятельности ребенка, формируется  эмоциональное предвосхищение;

- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. [2]

Такие психологи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,                    С.Л. Рубинштейн считают, что эмоции формируются на протяжении детства, в результате овладения ребёнком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов.

Так же отметим, что эмоции выполняют множество различных функций в жизни и развитии ребёнка.

Еще до того как ребёнок поймет значение ситуации или объекта, эмоции просигнализируют ему о возможном приятном или неприятном исходе событий, выполняя при этом предвосхищающую функцию. Это и неясное беспокойство, и страх, и радостное волнение, и другие формы предчувствия событий.

Исходя из того что эмоции бывают как положительные ( радость, интерес, удивление), так и отрицательные ( гнев, страх, упрямство) они по разному влияют на эмоциональный мир ребёнка. Поэтому  рассмотрим влияние неблагоприятных эмоций на развитие детей.

Рассмотрим влияние  эмоций на развитие познавательных психических процессов.

Ощущение. Дети, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, видят всё вокруг себя невыразительно, события как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта.  Так же известно, что страх повышает болевую чувствительность.

Восприятие. Сильные эмоциональные реакции, например испуг, страх ошибиться могут существенно влиять на точность и содержание восприятия окружающей действительности детьми.

Мышление. Эмоциональные реакции могут оказывать существенное влияние на процессы мышления. Сильный страх приводит к путанице в мыслях, ребёнок не в состоянии контролировать своё поведение. Эмоциональные состояния оказывают влияние не только на продуктивность, но и на динамику и содержание мышления. В подавленном состоянии мышление замедляется, становится тугоподвижным, неповоротливым, в содержании преобладают темы неудачи, поражения, невозможности решения проблем. Поэтому в дошкольных учреждениях создаётся и поддерживается положительная эмоциональная атмосфера.

Информация о работе Детские страхи, капризы и упрямства, их причины и меры педагогического воздействия