Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:58, реферат
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Введение
Цель и задачи логопедии
Связь логопедии с другими науками
Принципы и методы логопедии
Значение логопедии
Личность логопеда
Актуальные проблемы современной логопедии
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новгородский
государственный университет
Институт непрерывного педагогического образования
Психолого-педагогический факультет
Факультет повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров ИПДО
Кафедра
логопедии и
Логопедия
Реферат
Цели, задачи, методы и средства логопедии как науки.
Выполнила студентка
группы профессиональной переподготовки
кадров по специальности
Дефектология (Логопедия, Олигофренопедагогика) Плотникова С. Г. ___ ________ 2011г. |
Великий Новгород 2011
Цели, задачи, методы и средства логопедии как науки.
Содержание
Введение
Цель и задачи логопедии
Связь логопедии с другими науками
Принципы и методы логопедии
Значение логопедии
Личность логопеда
Актуальные проблемы
современной логопедии
Заключение
Литература
Введение
Общение людей
осуществляется в основном с помощью
речи, которая неразрывно связана
с развитием абстрактного мышления.
Человек воспринимает предметы и явления
двояко - непосредственно, с помощью органов
чувств (например, сигналом еды служит
запах пищи) и посредством слов (например,
слово «горячо» заставляет отдернуть
руку от огня или горячего утюга). Благодаря
речи мы можем принимать действительность
отвлеченно, мысленно.
Различают речь внешнюю и внутреннюю.
Первая включает в себя устную и письменную
речь.
Устная речь служит главным образом целям
общения, поэтому строится так, чтобы быть
понятной слушателям. При этом различают
диалогическую и монологическую речь.
Первая – это наиболее простая форма речи
и состоит в основном из обмена репликами.
Вторая представляет собой связное повествование,
описание или рассуждение. Это более сложная
форма речи, поскольку она предполагает
связность мыли, правильное грамматическое
оформление ее и выразительность голосовых
средств.
Письменная речь – это графически оформленная
устная речи. Она предполагает умение
логически мыслить и правильно передавать
свои мысли, анализировать написанное
и тесно связана с развитием устной речи.
При недоразвитии речи часто возникают
различные нарушения письма.
Внутренняя речи (речь про себя) беззвучна.
Она возникает, когда человек думает о
чем-либо, и имеет большое значение для
развития сознания и мышления, для регуляции
действий и поступков человека.
Для того, чтобы речь человека была членораздельной
и понятной, движения речевых органов
должны быть закономерными, точными и
автоматическими. Мы ведь не задумываемся,
когда говорим, над тем, какое положение
должен занять язык во рту, когда надо
вздохнуть и т.д.
Таким образом, речевой аппарат состоит
из двух частей: центрального, который
находится в головном мозгу (установлено,
что преимущественное значение для речи
имеет у правшей левое полушарие, а у левшей
- правое), и периферического, состоящего
из дыхательного, голосового и артикуляционного
отделов.
Логопедия —
это наука о нарушениях речи, о
методах их предупреждения, выявления
и устранения средствами специального
обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы,
симптоматику, течение, структуру нарушений
речевой деятельности, систему коррекционного
воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушения речи
изучаются физиологами, невропатологами,
психологами, лингвистами и др. При этом
каждый рассматривает их под определенным
углом зрения в соответствии с целями,
задачами и средствами своей науки.
Логопедия рассматривает расстройства
речи с позиций предупреждения и преодоления
средствами специально организованного
обучения и воспитания, поэтому ее относят
к специальной педагогике.
Структуру современной
логопедии составляет дошкольная, школьная
логопедия и логопедия
Цель и задачи логопедии
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:
1. Изучение онтогенеза
речевой деятельности при
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление
динамики спонтанного и
4. Изучение особенностей
формирования речи и речевых
нарушений у детей с
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка
методов педагогической
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка
принципов, дифференцированных
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка
вопросов организации
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо следующее:
— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);
— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;
— осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;
— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.
Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.
Основным направлением
логопедического воздействия
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.
Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
Связь логопедии с другими науками
Логопедия тесно
связана со многими науками. Для
того чтобы успешно заниматься коррекцией
и профилактикой различных
Различают внутрисистемные и межсистемные связи.
К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.
К межсистемным связям относятся связи с медико- биологическими и лингвистическими науками.
Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Для понимания
механизмов речевых нарушений и
выявления закономерностей
Речь является
сложной функциональной системой, в
основе которой лежит использование
знаковой системы языка в процессе
общения. Сложнейшая система языка
является продуктом длительного
общественно-исторического
Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.
Логопедия тесно
связана с оториноларингологией
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов их возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом являются компетенцией врача- психоневролога. Врач-психоневролог дает заключение о состоянии интеллекта ребенка, устанавливает клинический речевой диагноз, проводит соответствующее лечение.
Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы, выбора профиля специального учреждения.
Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим (иногда даже минимальным) его поражением. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. Это лечение назначает врач- психоневролог. В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда будут не эффективны до тех пор, пока ребенок не получит специального лечения.
Информация о работе Цели, задачи, методы и средства логопедии как науки