Цели, задачи, методы и средства логопедии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:58, реферат

Краткое описание

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Оглавление

Введение



Цель и задачи логопедии

Связь логопедии с другими науками

Принципы и методы логопедии

Значение логопедии

Личность логопеда

Актуальные проблемы современной логопедии


Заключение


Литература

Файлы: 1 файл

Логопедия. Реферат. Цели, задачи, методы и средства логопедии как науки..doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Новгородский  государственный университет имени  Ярослава Мудрого 

Институт  непрерывного педагогического образования

Психолого-педагогический факультет

Факультет повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров ИПДО

Кафедра логопедии и олигофренопедагогики

 
 
 
 
 

Логопедия

Реферат

Цели, задачи, методы и  средства логопедии  как науки.

 
  Выполнила студентка  группы  профессиональной переподготовки кадров по специальности 

Дефектология (Логопедия, Олигофренопедагогика)

 
 

Плотникова С. Г.

___   ________  2011г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великий Новгород 2011

 

Цели, задачи, методы и  средства логопедии  как науки.

 

Содержание

 

Введение 

 

Цель и задачи логопедии 

Связь логопедии с другими науками

 Принципы  и методы логопедии

Значение логопедии 

Личность логопеда

Актуальные проблемы современной логопедии  

Заключение  

Литература 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Общение людей  осуществляется в основном с помощью  речи, которая неразрывно связана  с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например, слово «горячо» заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга). Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно, мысленно. 
Различают речь внешнюю и внутреннюю. Первая включает в себя устную и  письменную речь. 
Устная речь служит главным образом целям общения, поэтому строится так, чтобы быть понятной слушателям. При этом различают диалогическую и монологическую речь. Первая – это наиболее простая форма речи и состоит в основном из обмена репликами. Вторая представляет собой связное повествование, описание или рассуждение. Это более сложная форма речи, поскольку она предполагает связность мыли, правильное грамматическое оформление ее и выразительность голосовых средств. 
Письменная речь – это графически оформленная устная речи. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи часто возникают различные нарушения письма. 
Внутренняя речи (речь про себя) беззвучна. Она возникает, когда человек думает о чем-либо, и имеет большое значение для развития сознания и мышления, для регуляции действий и поступков человека. 
Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими. Мы ведь не задумываемся, когда говорим, над тем, какое положение должен занять язык во рту, когда надо вздохнуть и т.д. 
Таким образом, речевой аппарат состоит из двух частей: центрального, который находится в головном мозгу (установлено, что преимущественное значение для речи имеет у правшей левое полушарие, а у левшей - правое), и периферического, состоящего из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

Логопедия —  это наука о нарушениях речи, о  методах их предупреждения, выявления  и устранения средствами специального обучения и воспитания. 
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия»  происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) —  и в переводе означает «воспитание  правильной речи».

Предметом логопедии  как науки являются нарушения  речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой  деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. 
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной  логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

 
 
 
 
 

Цель  и задачи логопедии

Основной  целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные  условия для развития личности детей  с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Исходя из определения  логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза  речевой деятельности при различных  формах речевых нарушений.

2. Определение  распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление  динамики спонтанного и направленного  развития детей с нарушением  речевой деятельности, а также  характера влияния речевых расстройств  на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.

4. Изучение особенностей  формирования речи и речевых  нарушений у детей с различными  отклонениями в развитии (при  нарушении интеллекта, слуха, зрения  и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение  этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка  методов педагогической диагностики  речевых расстройств.

7. Систематизация  речевых расстройств.

8. Разработка  принципов, дифференцированных методов  и средств устранения речевых  нарушений.

9. Совершенствование  методов профилактики речевых  расстройств.

10. Разработка  вопросов организации логопедической  помощи.

В указанных  задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо следующее:

— использование  межпредметных связей и привлечение  к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

— обеспечение  взаимосвязи теории и практики, связь  научных и практических учреждений для более быстрого внедрения  в практику новейших достижений науки;

— осуществление  принципа раннего выявления и  преодоления речевых нарушений;

— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического  воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического  процесса позволяет устранить или  смягчить как речевые, так и психофизические  нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое  воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения  речи. Оно представляет собой сложный  педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Связь логопедии с другими  науками

Логопедия тесно  связана со многими науками. Для  того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых  нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи.

 К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.

 К межсистемным связям относятся связи с медико- биологическими и лингвистическими науками.

Слово является сигналом особого свойства, средством  обобщения, абстрагирования. Учет сложных  нейрофизиологических механизмов речевой  деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Для понимания  механизмов речевых нарушений и  выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о  динамической локализации высших психических  функций, о мозговой организации  речи.

Речь является сложной функциональной системой, в  основе которой лежит использование  знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка  является продуктом длительного  общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного  мозга, каждая из которых выполняет  специфически определенную операцию речевой  деятельности.

Логопедия тесно  связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.). Эти данные являются необходимыми при изучении и устранении расстройств голоса, ринолалии, нарушений речи при сниженном слухе и др. В частности, расстройства голоса могут вызываться различными органическими повреждениями гортани и голосовых складок (опухоли, узелки, папилломы, рубцовые изменения голосовых складок и др.). Устранение нарушений голоса в этих случаях невозможно без нормального физиологического функционирования голосового аппарата, что обеспечивается медикаментозным, хирургическим, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием.

Многие виды речевых нарушений связаны с  органическим поражением центральной  нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов их возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом являются компетенцией врача- психоневролога. Врач-психоневролог дает заключение о состоянии интеллекта ребенка, устанавливает клинический речевой диагноз, проводит соответствующее лечение.

Эти данные имеют  важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы, выбора профиля специального учреждения.

Многие виды речевых нарушений связаны с  задержкой созревания мозга в  связи с ранним органическим (иногда даже минимальным) его поражением. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. Это лечение назначает врач- психоневролог. В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда будут не эффективны до тех пор, пока ребенок не получит специального лечения.

Информация о работе Цели, задачи, методы и средства логопедии как науки