Цели, задачи, методы и средства логопедии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:58, реферат

Краткое описание

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Оглавление

Введение



Цель и задачи логопедии

Связь логопедии с другими науками

Принципы и методы логопедии

Значение логопедии

Личность логопеда

Актуальные проблемы современной логопедии


Заключение


Литература

Файлы: 1 файл

Логопедия. Реферат. Цели, задачи, методы и средства логопедии как науки..doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Речевая функция  является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы  познавательной деятельности, способности  к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки  для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются  и уточняются представления ребенка  об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое  общение создает необходимые  условия для развития различных  форм деятельности и участия в  коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается  в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым  обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

 

Личность  логопеда

Логопед должен обладать системой общетеоретических  и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых  формирует у него представления  о типологии и структуре аномального  развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого- педагогического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.

Успех в выполнении этих задач зависит от наличия  у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных  и зарубежных достижениях смежных  с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.

Первостепенное  значение для эффективности работы по обучению, воспитанию и коррекции  нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:

. гуманистическая  убежденность;

. гражданская  нравственная зрелость;

. познавательная  и педагогическая направленность;

. увлеченность  профессией;

. любовь к  детям;

. требовательность  к себе и окружающим;

. справедливость, выдержка и самокритичность;

. педагогическое  творческое воображение и наблюдательность;

. искренность,  скромность, ответственность, твердость  и последовательность в словах  и действиях.

Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, обобщая передовой опыт.

Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно- познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком, моделирование  педагогического процесса, выбор  оптимальных путей коррекционно- воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом  соблюдении принципов деонтологии (как логопед должен строить свои взаимоотношения с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе).

Педагогическая  деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и педагогической нравственности. 
Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживания с ними. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжело текущих нервно-психических заболеваний. Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.

Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создают благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, обучает средний и младший персонал специальных детских учреждений культуре речи, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.

Соблюдение правил педагогической деонтологии имеет  первостепенное значение в повышении  эффективности коррекционной логопедической работы.

 

Актуальные  проблемы современной  логопедии

В настоящее  время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. 
На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. 
Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.

Интенсивно развивается  логопедия раннего возраста: изучаются  особенности доречевого развития детей  с органическим поражением центральной  нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной 
(предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность логопедической работы.

В связи с  тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

Изучение логопедии  является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений  проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Знание логопедии  является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными  проблемами современной логопедии  являются следующие:

1. Унификация  категориального аппарата.

2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное  соотношение нозологического (клинико-  педагогического) и симптомологического  (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза  речи при различных формах  речевых расстройств.

5. Изучение особенностей  речевых нарушений и их устранения  при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая  и научно-обоснованная разработка  содержания, методов обучения и  воспитания детей с тяжелыми  нарушениями речи в специальных  детских садах и школах.

8. Последовательная  реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение  преемственности в логопедической  работе дошкольных, школьных и  медицинских учреждений.

10. Совершенствование  теории и практики дифференциальной  диагностики различных форм нарушений  речи.

11. Разработка  ТСО, лабораторно-экспериментального  оборудования, внедрение в учебный  процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений  в области логопедии, имеющихся  в отечественной и зарубежной  теории и практике.

 
 
 
 
 

Заключение. 
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. 
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. 
Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. 
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. 
Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчатся или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх. 
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. 
Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим. 
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. 

Литература

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. — М., 1982.

3. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.

6. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Информация о работе Цели, задачи, методы и средства логопедии как науки