Авторские сказки в чтении дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений, наиболее ответственный этап в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания, расширением его возможностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I. РОЛЬ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
1.2 АВТОРСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Авторские сказки в чтении дошкольников.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

- словесные зарисовки,  когда детям предлагают вообразить  себя художниками-иллюстраторами, подумать  и рассказать, какие картинки  они хотели бы нарисовать к  сказке, уточняя для себя ту  или иную деталь; сравнение со  сходным или противоположным  случаем из жизни детей или  из другого литературного произведения; [14]

- игровые действия. [9; 179-180]

          Приемами второй группы являются:

- повторное чтение отрывков  из текста по заявкам детей  для более полного восприятия  художественных достоинств сказки, замечая сравнения, эпитеты и другие средства выразительности;

- припоминание и рассказывание  детьми по просьбе воспитателя  о самом смешном эпизоде, самом  грустном, самом страшном; пересказ  описания природы, поступков героя,  которые им особенно запомнились;

- напоминание педагогом  одного из эпизодов и просьба  рассказать о нем подробнее,  зачитывая соответствующий отрывок,  при этом дети 

договаривают отдельные  слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»;

- драматизация отрывков, наиболее интересных в плане  обогащения и активизации словарного  запаса. [14]

          Формирование владения активной речью можно успешно провести, используя метод сказотерапии (петербургские авторы Т.Д.  Зинкевич и А.М. Михайлов), нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Его основной принцип - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия - с греческого).

          Этот метод решает следующие  задачи: снижение уровня тревожности,  агрессивности у детей; развитие  умения преодолевать трудности  и страхи и способностей к  эмоциональной регуляции и естественной  коммуникации; выявление, поддержка  творческих способностей; формирование  навыков конструктивного выражения  эмоций; развитие. [15]

          Итак, можно сделать следующие  выводы: при ознакомлении детей  с авторской сказкой, педагогу  следует обратить внимание на  такие вопросы:

- подготовка воспитателя  и детей к занятию и рассказыванию  художественной литературы; подача  произведения детям;

- повторность чтения (всего  текста или отдельных его частей);

- сочетание нескольких  произведений на одном занятии;

- структура занятия по  ознакомлению с литературным  произведением;

- беседы в связи с  чтением;

- время и место чтения;

- техника художественного  чтения и рассказывания. [1; 68]

Заключение

          «Пришли мне чтения доброго…»  - лейтмотив программы «Из детства  – в отрочество» с целью  воспитания в дошкольнике грамотного читателя.

          Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы детям оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Оно развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

          Сказочный мир детства – основа  формирования духовно-нравственного  воспитания. Этой цели служат  сказки Перро, братьев Гримм,  Андерсена, Пушкина и др., которые  широко распространены во всех  странах мира. Источником сказок  всех указанных авторов послужил  народный фольклор - все самое ценное, отшлифованное в веках, отражающее гуманизм, торжество правды над обманом, злобой, коварством, утверждающее здоровую мораль, высмеивающее человеческие пороки и слабости, - что может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

          В работе были выявлены педагогические  условия, формы, средства, приемы  и методы использования авторской  дидактической сказки как основы  организации теоретической и  практической деятельности педагогов.          Особое внимание должно быть  уделено обучению старших дошкольников  умению определять и мотивировать  свое отношение к героям произведения, сопереживать и внутренне содействовать  персонажам, формированию нравственных  критерий оценок (добрый-злой, храбрец-трус, трудолюбивая-лентяйка и т.д.).

 

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина  В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.

2. Гурович Л.М., Береговая  Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и  книга. – М.,1992.

3. Детская литература. Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ /Под ред. А.В. Терновского. – М.: Просвещение, 1977. – 431с.

4. Зурабова К. Песенка никогда не кончается. О жизни и творчестве Ханса Кристиана Андерсена// Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7.

5. Из детства – в  отрочество: программа для родителей  и воспитателей по формированию  здоровья и развития детей  4-7 лет/Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2005. – 143с.

6. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста// yandex.ru

7. Макеева И. П. Сказка  как средство развития эмоциональной  сферы у дошкольников с нарушениями  поведения//yandex.ru

8. Мейлах Б.С. Творчество А.С. Пушкина: Развитие художественной системы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160с.

9. Методика развития речи  детей дошкольного возраста: Учебное  пособие для учащихся дошкольных  педучилищ./Л.П. Федоренко и др. – М.: Просвещение, 1984. – 240с.

10. На пороге школы:  методические рекомендации для  воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2004. – 160с.

11. Нравственное воспитание  детей старшего возраста посредством  сказки// yandex.ru

12. Особенности усвоения авторских сказок детьми старшего дошкольного возраста// yandex.ru

13. Психологический словарь/сост. В.Н. Коропулина и др.; под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640с.

14. Развитие образной речи  старших дошкольников// yandex.ru

15. Роль сказки в речевом  развитии дошкольников//Библиотека 5баллов.ru/ yandex.ru

16. Русская детская литература. Учебное пособие для библиотечных  фак-тов ин-тов культуры/Под ред. Ф.И. Сетина. – М.: Просвещение, 1972. – 367с.

17. Томашова О.С. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста// yandex.ru

18. Черепанова Л.И. Сказки – средство экологического воспитания дошкольников: методическое пособие. – Братск: МП «Издательский дом «Братск», 2001. – 124с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

1.Конспект   инсценировки сказки Г.Х. Андерсена  «Белое перышко или Истинная правда» для детей старшего и младшего дошкольного возраста

          Ведущий - воспитатель 

          Снежинка }  курицы, на плечах пуховые платки

          Пеструшка}  соответствующего цвета, на голове

          Чернушка }   - шапочки с клювом и перышками

          Совы - могут надеть серые накидки-пончо  и большие круглые очки; у Совы-отца  на руках два свертка, перевязанных  розовой и голубой лентами, - это  дети.

          Голуби - в белых свитерах или  футболках, жмутся друг к другу,  говорят ласковым, воркующим голосом.

          Петух - ему можно привязать  хвост из раскрашенного картона,  а на макушку пришпилить гребешок  или надеть мушкетерскую шляпу  с перьями, на ногах высокие  сапоги со шпорами.

          На сцене несколько лесенок  с широкими ступенями. На лесенке, что слева, на нижней ступеньке, сидят «на насесте» куры, на верхней - в гнезде - совы. На лесенке справа, на верхней ступеньке, - Сова-соседка; на следующей ступеньке - голуби, на нижней - куры с петухом. В середине, в глубине сцены, стоит еще одна лесенка - на нее Петух «взлетает» кукарекать.[4; 103]

          Ведущий может сидеть на стуле  или на скамейке слева, возле  «курятника», где происходит вся  история.

          Ведущий. Жила-была одна курица. Белая, красивая, почтенная курица. Она всегда вела себя добропорядочно  и несла положенное число яиц.  Назовем ее Снежинка. Когда солнце  садилось, куры тоже усаживались  на насест и чистили перышки  перед сном.

          Снежинка расчесывает волосы, держа  в руке маленькое зеркальце.  Пеструшка и Чернушка позевывают, устраиваясь поудобней на ступеньке. В руке у Снежинки оказывается белое перышко.

         Снежинка (вертит перышко, пытается  пристроить обратно в прическу  и, наконец, бросает в воздух  так, чтобы оно летело подольше). Ишь, как полетело! Ну, ничего, чем больше я чищусь, тем делаюсь красивее!

         Ведущий. Это было сказано в  шутку - курица Снежинка вообще  была веселого нрава.

         Снежинка укутывается в белый  платок и засыпает.

         Пеструшка (громким шепотом на  ухо соседке). Ты слышала? Я  не желаю называть имен, но  тут есть курица, которая готова  выщипать себе все перья, только  чтобы быть покрасивее!

         Чернушка (хихикает). Будь я Петухом,  я бы презирала такую!

         Ведущий. Высоко на дереве сидела  в гнезде Сова с мужем и  детками. У сов уши острые!

         Сова (хлопая крыльями). Тс-с! Не слушайте, детки! Хотя вы, конечно, уже слышали? Я тоже. Ах! Просто уши вянут! Одна из кур до того забылась, что принялась выщипывать себе перья прямо на глазах у Петуха!

        Сова-отец (прижимая запеленатых «детей»  к груди). Осторожней при детях!  Детям вовсе не следует слушать  подобные вещи! [4; 103]

          Сова. Ты прав, ты прав, дорогой!  Но надо будет все-таки рассказать  об

этом нашей соседке Сове, она такая милая особа! (Хлопая крыльями, «летит» через сцену к Соседке.).

          Ведущий. Соседка Сова жила  прямо над голубятней.

          Сова неслышно говорит на ухо  Сове-соседке, жестами изображая  свою «историю».

          Сова-соседка (басом). Не может  быть!

          Сова. Истинная правда. Сама слышала. Извини, дети ждут! (Улетает.)

          Сова-соседка. У-гy! (Всплескивает руками и подпрыгивает.) У-гу! Вы слышали? Вы слышали? Да проснитесь же! (Стучит палкой в крышу голубятни.) У-гy! Одна курица выщипала себе все перья из-за Петуха! Она замерзнет, замерзнет до смерти! Если уже не замерзла! У-гу!

          Первая голубка. Кур-кур! Где,  где? 

          Вторая голубка. Ах, бедняжка!

         Третья голубка. А что Петух?  Ах, он злодей! Так издеваться  над курицей!

          Первая голубка. Где, где это  было?

          Сова-соседка. На соседнем дворе!  Это почти на моих глазах  было! Просто неприлично и говорить  об этом, но это истинная правда! (Грозно.) Вы что, МНЕ не верите?

          Голуби (хором). Верим, верим! 

          Ведущий. И голуби заворковали  сидящим внизу курам... [4; 103-104]

          Первая голубка. Кур-кур! Одна  курица, говорят, даже две выщипали  себе все перья... Рискованная  затея! Можно ведь простудиться  и умереть, да они уж и  умерли!

          Ведущий. «Кукареку!» - запел Петух,  взлетая на забор. У него  еще глаза слипались, но он  уже кричал...

          Петух (протирая глаза, сонно). Кукареку... (откашлявшись, громче). Кукареку! Проснитесь все! Три курицы  погибли от несчастной любви  к Петуху! Они выщипали себе  все перья! Такая гадкая история!  Не хочу молчать о ней! Пусть  разнесется по всему свету!

          Голуби, Совы, Куры (все вместе,    вразнобой).    Пусть, пусть!  Гадкая история! До чего дошли,  а? Пусть все знают, все, все,  все!..

          Ведущий. И история разнеслась - со двора во двор, из курятника  в курятник... И дошла, наконец,  до того места, откуда вышла.

          Чернушка. Вы слыхали? Пять куриц выщипали себе все перья.   Потом они   заклевали друг друга насмерть, в позор и посрамление всему своему роду и в убыток своим хозяевам.

          Снежинка (причесываясь перед зеркалом, решительно). Я презираю этих кур!  Но таких ведь много! Об этом  надо написать в газетах, чтобы  таким, как они, было стыдно!

          Ведущий (гладит Снежинку по  голове, показывает публике белое  перышко). Снежинка, конечно, не узнала  своей собственной истории. А  в газетах действительно напечатали  все, как было, всю истинную  правду. Так одно маленькое перышко  превратилось в целых пять  кур! [4; 104]

Информация о работе Авторские сказки в чтении дошкольников