Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:40, курсовая работа
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений, наиболее ответственный этап в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания, расширением его возможностей.
ВВЕДЕНИЕ
I. РОЛЬ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
1.2 АВТОРСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
- словесные зарисовки,
когда детям предлагают
- игровые действия. [9; 179-180]
Приемами второй группы
- повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей для более полного восприятия художественных достоинств сказки, замечая сравнения, эпитеты и другие средства выразительности;
- припоминание и рассказывание
детьми по просьбе воспитателя
о самом смешном эпизоде,
- напоминание педагогом
одного из эпизодов и просьба
рассказать о нем подробнее,
зачитывая соответствующий
договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»;
- драматизация отрывков,
наиболее интересных в плане
обогащения и активизации
Формирование владения активной речью можно успешно провести, используя метод сказотерапии (петербургские авторы Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлов), нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Его основной принцип - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия - с греческого).
Этот метод решает следующие
задачи: снижение уровня тревожности,
агрессивности у детей;
Итак, можно сделать следующие выводы: при ознакомлении детей с авторской сказкой, педагогу следует обратить внимание на такие вопросы:
- подготовка воспитателя
и детей к занятию и
- повторность чтения (всего
текста или отдельных его
- сочетание нескольких произведений на одном занятии;
- структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;
- беседы в связи с чтением;
- время и место чтения;
- техника художественного чтения и рассказывания. [1; 68]
Заключение
«Пришли мне чтения доброго…»
- лейтмотив программы «Из
Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы детям оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Оно развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Сказочный мир детства –
В работе были выявлены
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина
В.И. Речевое развитие
2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.,1992.
3. Детская литература. Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ /Под ред. А.В. Терновского. – М.: Просвещение, 1977. – 431с.
4. Зурабова К. Песенка никогда не кончается. О жизни и творчестве Ханса Кристиана Андерсена// Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7.
5. Из детства – в
отрочество: программа для родителей
и воспитателей по
6. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста// yandex.ru
7. Макеева И. П. Сказка
как средство развития
8. Мейлах Б.С. Творчество А.С. Пушкина: Развитие художественной системы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160с.
9. Методика развития речи
детей дошкольного возраста: Учебное
пособие для учащихся
10. На пороге школы: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2004. – 160с.
11. Нравственное воспитание
детей старшего возраста
12. Особенности усвоения авторских сказок детьми старшего дошкольного возраста// yandex.ru
13. Психологический словарь/сост. В.Н. Коропулина и др.; под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640с.
14. Развитие образной речи старших дошкольников// yandex.ru
15. Роль сказки в речевом
развитии дошкольников//Библиот
16. Русская детская литература.
Учебное пособие для
17. Томашова О.С. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста// yandex.ru
18. Черепанова Л.И. Сказки – средство экологического воспитания дошкольников: методическое пособие. – Братск: МП «Издательский дом «Братск», 2001. – 124с.
Приложение №1
1.Конспект
инсценировки сказки Г.Х.
Ведущий - воспитатель
Снежинка } курицы, на плечах пуховые платки
Пеструшка} соответствующего цвета, на голове
Чернушка } - шапочки с клювом и перышками
Совы - могут надеть серые накидки-
Голуби - в белых свитерах или
футболках, жмутся друг к
Петух - ему можно привязать
хвост из раскрашенного
На сцене несколько лесенок с широкими ступенями. На лесенке, что слева, на нижней ступеньке, сидят «на насесте» куры, на верхней - в гнезде - совы. На лесенке справа, на верхней ступеньке, - Сова-соседка; на следующей ступеньке - голуби, на нижней - куры с петухом. В середине, в глубине сцены, стоит еще одна лесенка - на нее Петух «взлетает» кукарекать.[4; 103]
Ведущий может сидеть на стуле
или на скамейке слева, возле
«курятника», где происходит
Ведущий. Жила-была одна
Снежинка расчесывает волосы, держа
в руке маленькое зеркальце.
Пеструшка и Чернушка
Снежинка (вертит перышко, пытается
пристроить обратно в прическу
и, наконец, бросает в воздух
так, чтобы оно летело
Ведущий. Это было сказано в шутку - курица Снежинка вообще была веселого нрава.
Снежинка укутывается в белый платок и засыпает.
Пеструшка (громким шепотом на
ухо соседке). Ты слышала? Я
не желаю называть имен, но
тут есть курица, которая готова
выщипать себе все перья,
Чернушка (хихикает). Будь я Петухом, я бы презирала такую!
Ведущий. Высоко на дереве
Сова (хлопая крыльями). Тс-с! Не слушайте, детки! Хотя вы, конечно, уже слышали? Я тоже. Ах! Просто уши вянут! Одна из кур до того забылась, что принялась выщипывать себе перья прямо на глазах у Петуха!
Сова-отец
(прижимая запеленатых «детей»
к груди). Осторожней при детях!
Детям вовсе не следует
Сова. Ты прав, ты прав, дорогой!
Но надо будет все-таки
этом нашей соседке Сове, она такая милая особа! (Хлопая крыльями, «летит» через сцену к Соседке.).
Ведущий. Соседка Сова жила прямо над голубятней.
Сова неслышно говорит на ухо
Сове-соседке, жестами
Сова-соседка (басом). Не может быть!
Сова. Истинная правда. Сама слышала. Извини, дети ждут! (Улетает.)
Сова-соседка. У-гy! (Всплескивает руками и подпрыгивает.) У-гу! Вы слышали? Вы слышали? Да проснитесь же! (Стучит палкой в крышу голубятни.) У-гy! Одна курица выщипала себе все перья из-за Петуха! Она замерзнет, замерзнет до смерти! Если уже не замерзла! У-гу!
Первая голубка. Кур-кур! Где, где?
Вторая голубка. Ах, бедняжка!
Третья голубка. А что Петух? Ах, он злодей! Так издеваться над курицей!
Первая голубка. Где, где это было?
Сова-соседка. На соседнем
Голуби (хором). Верим, верим!
Ведущий. И голуби заворковали сидящим внизу курам... [4; 103-104]
Первая голубка. Кур-кур! Одна
курица, говорят, даже две выщипали
себе все перья... Рискованная
затея! Можно ведь
Ведущий. «Кукареку!» - запел Петух, взлетая на забор. У него еще глаза слипались, но он уже кричал...
Петух (протирая глаза, сонно).
Кукареку... (откашлявшись, громче). Кукареку!
Проснитесь все! Три курицы
погибли от несчастной любви
к Петуху! Они выщипали себе
все перья! Такая гадкая
Голуби, Совы, Куры (все вместе,
вразнобой). Пусть, пусть!
Гадкая история! До чего дошли,
Ведущий. И история разнеслась - со двора во двор, из курятника в курятник... И дошла, наконец, до того места, откуда вышла.
Чернушка. Вы слыхали? Пять куриц выщипали себе все перья. Потом они заклевали друг друга насмерть, в позор и посрамление всему своему роду и в убыток своим хозяевам.
Снежинка (причесываясь перед зеркалом,
решительно). Я презираю этих кур!
Но таких ведь много! Об этом
надо написать в газетах,
Ведущий (гладит Снежинку по
голове, показывает публике белое
перышко). Снежинка, конечно, не узнала
своей собственной истории. А
в газетах действительно