Авторские сказки в чтении дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений, наиболее ответственный этап в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания, расширением его возможностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I. РОЛЬ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
1.2 АВТОРСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Авторские сказки в чтении дошкольников.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

 

                         

Министерство образования  Иркутской области

Областное государственное  образовательное учреждение

Среднего профессионального  образования

" Братский педагогический  колледж №1"

 

              

Курсовая работа

На тему: " Авторские  сказки в чтении дошкольников"

 

 

                                                              Выполнила:

                                                              Чемезова Елена Юрьевна

                                                              студентка 3 курса 31Д группы

                                                              заочного отделения

                                                              специальность 050704

                                                              дошкольное образование

                                                              Проверила:

                                                              Преподаватель дисциплины

                                                                                 Орлова Л.П.

                                                              Оценка                      подпись:       

 

                      

2011 г

                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ                                         

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   

I. РОЛЬ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ  В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ                                                                                

1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  АВТОРСКОЙ СКАЗКИ                                                      

1.2 АВТОРСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                                                                                                                    

II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ  САДУ     

2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                                                                                                       

2.2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ                                                                                                                                                                        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                    

ЛИТЕРАТУРА                                                                                     

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Дошкольное детство играет исключительную  роль в формировании личности  ребенка. В этот период образовательные,  мировоззренческие, нравственные, культурные  и физические приоритеты определяют  жизненный путь поколений, воздействуют  на развитие и состояние всей  цивилизации. Сейчас важно уделять  больше внимания становлению  внутреннего мира ребенка, воспитанию  в нем созидательного начала.

         Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений, наиболее ответственный этап в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания, расширением его возможностей.

          В воспитании нравственных качеств личности ребенка (коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.) немаловажное значение имеет использование авторской дидактической сказки.

          Сказка как неразрывная часть  фольклора - предмет научных исследований  фольклористов, литературоведов,  психологов, педагогов. В нашем  исследовании сказка рассматривается  как одно из средств нравственного  воспитания, формирования личности  дошкольников.

           Однако имеющийся материал по  формированию и развитию нравственности  следует осмыслить с точки  зрения современных социально-экономических  преобразований, происходящих в  обществе, а также           явлений негативного характера:  рост преступности, алкоголизма,  наркомании, разгул насилия, бездушное  отношение к старикам и инвалидам,  огромное количество беспризорных детей и сирот, даже при живых родителях. Все это актуализирует проблему нравственного воспитания детей, в том числе и дошкольников.

          Проведенных научных исследований, раскрывающих особенности нравственного  воспитания детей с помощью  сказок недостаточно. Поэтому в  практике использования сказок  в этой сфере есть немало  нерешенных проблем: нет системы  работы, не выявлены педагогические  условия по эффективному использованию  сказок в формировании нравственных  качеств, моральной устойчивости  личности дошкольника.

         Цель работы – выявить роль  авторской сказки в формировании  нравственного мира дошкольников  и наметить пути  использования  сказок в работе с детьми.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль авторской  сказки в воспитании дошкольников

1.1 Возникновение  и развитие авторской сказки

          Шарль Перро (1628-1703) - первый писатель  «века классицизма» Европы, сделавший  народную сказку достоянием детской  литературы. Его необычный интерес  к устному народному творчеству  связан с прогрессивной позицией, он призывал писателей обратиться  к изображению современной жизни  и современных нравов, советовал  черпать сюжеты и образы из  окружающей действительности.

          Перро, обрабатывая народные сказки, видел в них источник интересных, живых сюжетов, «хорошую мораль»  и «характерные черты народного  быта», проявляя большую смелость, так как сказки вообще не  фигурировали среди литературных  жанров.

          «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых  времен с моральными наставлениями» (1697): «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Кот в сапогах», «Феи», «Золушка», «Рике с хохолком» и «Мальчик с пальчик», «Ослиная кожа», «Смешные желания» и «Гризельда» имеют фольклорную основу, однако являются произведениями самостоятельного творчества, литературными сказками.

          «Все они имеют целью показать, каковы преимущества честности,  терпения, предусмотрительности, усердия  и послушания и какие беды  постигают тех, кто уклоняется  от этих добродетелей», т.е. главное в них мораль, по Ш. Перро.

          Здоровый практицизм, трезвый ум, ловкость, находчивость торжествуют  в его сказках над аристократическими  предрассудками и условностями. С помощью ловкого пройдохи, Кота в сапогах, деревенский парень женится на принцессе. Смелый и находчивый Мальчик с пальчик побеждает великана-людоеда и выбивается в люди. Терпеливая, работящая Золушка выходит замуж за принца. Терпение и трудолюбие, кротость и послушание получают у Перро самую высокую награду. В нужную минуту на помощь героине приходит добрая фея, которая превосходно справляется со своими обязанностями: карает порок и вознаграждает добродетель

          Сказки Перро и сейчас продолжают  волновать маленьких читателей  своими сказочными историями,  героями, оказывая влияние на  формирование нравственного сознания и художественных вкусов дошкольников.[3; 343-346]

         Сборник немецких народных сказок  братьев Гримм (1812) «Детские и  семейные сказки» оказал заметное  влияние на развитие европейской  фольклористики. Их сказки вошли и в сокровищницу детской литературы, в различных вариантах и переработках получили самое широкое распространение во всех странах мира.

         Знаменитые немецкие ученые, основатели  германской филологии, Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) ходили по деревням и окрестностям городов, записывая сказки и героические предания своего народа. «Настало время, - говорили братья Гримм, - спасать древние предания и сказки, чтобы они не исчезли навсегда в беспокойных днях наших, как искра в колодце или роса под горячим солнцем». [3; 357-358]

          «Детские и семейные сказки»  изложены простым, безыскусным  языком, хорошо передающим интонации  живой разговорной речи. Отсутствие  нарочитой стилизации и украшательства  делает эти сказки достоверными  образцами устного народного  творчества.

          Древнейшие сказочные сюжеты, переходя  в течение столетий из уст  в уста, постепенно наполнялись  новым содержанием. Наряду с первобытными суеверными представлениями о грозных и таинственных силах природы в немецких народных сказках утверждается вера в безграничное могущество разума; наряду с идеями покорности и смирения перед богом, господином и существующим порядком вещей, в сказках вызревает дух протеста, встречаются откровенные насмешки над власть имущими, которые часто попадают в глупое положение, и выставляются в самом непривлекательном свете». [3; 358-359]

          Сказочные герои состязаются  в уме, силе и ловкости с  драконами, великанами, ведьмами, оборотнями  и всегда выходят победителями  из трудной борьбы. Злые силы  отступают, справедливость торжествует,  счастье улыбается смельчаку:  он добывает богатство, становится  обладателем волшебных предметов  или получает в жены красавицу  принцессу («Храбрый портняжка», «Золотой гусь», «Чертов чумазый  брат», «Стоптанные туфельки»,  «Столик-накройся, золотой осел и дубинка из мешка» и др.). В других случаях счастливая судьба вознаграждает простую девушку или нелюбимую падчерицу за ее трудолюбие, честность и добрый нрав («Семь воронов», «Три пряхи», «Снегурочка», «Братец и сестрица» и др.).

          В сказках о животных легко  угадывается аллегорический смысл.  Звери, умные и хитрые, жадные  и свирепые, слабые и покорные, занимают в животном царстве  каждый свое место, напоминая  об отношениях господства и  подчинения среди людей («Волк  и семеро козлят», «Кошка и  мышка», «Волк и лиса», «Камбала-рыба»  и др.).

         Сказки на бытовые темы, причудливо  отражающие реальные жизненные  отношения, полны задорного юмора.  В шуточной форме в сказке утверждается здоровая мораль, высмеиваются человеческие пороки и слабости: лень, тунеядство, жадность, скупость, зависть, бахвальство, трусость, глупость и т. д. («Бременские музыканты», «Смышленый Ганс», «Умная Эльза», «Семеро храбрецов», «Соломинка, уголь и боб» и др.).

           После появления «Детских и  семейных сказок» в разных  странах были записаны и опубликованы  сотни народных сказок, тем не  менее, сказки братьев Гримм  и поныне остаются одним из  самых распространенных и 

любимых детьми сказочных  сборников.

          В России сказки братьев Гримм  вошли в детское чтение с  середины XIX века. Н. А. Добролюбов  высоко оценил сборник их сказок. Чтение фантастических и забавных  сказок, по словам критика, «развивает  воображение и пробуждает поэтическое  чувство в детях». [3; 359-360]

          Первый сборник сказок Ханса Кристиана Андерсена (1805-1875), великого сказочника, положил начало мировой славе писателя [4; 99]. С 1835 по 1872 год он опубликовал 156 сказок [3; 361]. «Русалочка» стала символом Дании, наряду с принцем Гамлетом.

          Истинно романтическая любовь  в его сказках из-за неудачи  личной жизни Андерсена кончается  трагически: или она остается  безответной, или накануне свадьбы  жениха уносит Ледяная Дева, или  невеста возносится в небесную  обитель. Счастливы бывают только  приземленные обыватели: чванливые улитки, глупенькие фарфоровые статуэтки, болтливые воробьи.

Информация о работе Авторские сказки в чтении дошкольников