Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:40, курсовая работа
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений, наиболее ответственный этап в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания, расширением его возможностей.
ВВЕДЕНИЕ
I. РОЛЬ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
1.2 АВТОРСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Важным моментом при работе
со сказкой, имеющей свою
Психологический контакт - это
общность психического
В основе эмоционального
Второй механизм подлинного
Внутреннее условие
Сказочный мир замечательно
Сказка в определенной степени
удовлетворяет три
- в автономности, когда
в каждой сказке герой
- в компетентности (всемогуществе),
когда герой оказывается
- в активности, когда герой
всегда активен, находится в
действии: куда-то идет, кого-то встречает,
кому-то помогает, что-то добывает,
с кем-то борется, от кого-то
убегает и т.д. Если вначале
поведение героя не активно,
толчок к активности
Результатами удовлетворения
- формирование таких качеств личности, как автономность, выражающаяся в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
- активность: способность
владеть инициативой в общении,
- социальная компетентность,
состоящая из нескольких
- мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия; сопереживания и содействия);
- когнитивного - познание
другого человека, способность понять
его особенности, интересы, потребности,
заметить изменение настроения,
эмоционального состояния и т.
- поведенческого - выбор адекватных ситуаций, способов общения и поведения, что предполагает знание норм и правил общения, владение его технологией.
Итак, сказка заставляет
2.2 Методика использования
сказки в нравственном воспитании
Необходимо психологическое
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев сказок, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. [7]
Сказка - средство эмоционального
погружения ребенка в новую
область знания, которым будет
овладевать ребенок,
Педагоги используют два
Стихотворные авторские сказки
для чтения детям дошкольного
возраста, сопровождаются иллюстрациями,
фотографиями кукол, чертежами,
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе ИЗО (исследования Т.С. Комаровой, Н.М.
Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности. [15]
На наш взгляд, следует использовать авторские сказки в экологическом воспитании дошкольников, действуя от имени персонажей: «Дюймовочка в зимнем лесу», «Путешествие с Красной Шапочкой по осеннему лесу», «Экскурсия в детский сад вместе с Айболитом»; рисование «Портрет Сеньора Помидора» («Чиполлино» Д. Родари); аппликация с Красной Шапочкой; дидактическая игра «Помоги Красной Шапочке собраться в поход» и др. [18; 50, 70,82]
Одно из главных условий рассказа (чтения) сказки - это эмоциональное отношение взрослого к содержанию рассказанного, выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения (функция образца).
При пересказе важно не только
передать замысел и сюжет, но
и сохранить стиль
При использовании элементов
кукольного театра манипуляции
с куклами должны быть также
предварительно отработаны, чтобы
во время показа не
Особенный всплеск эмоций
В процессе рассказа и показа
сказки важно не увлечься
По мере развития сюжета
После чтения необходимо
Вместе с детьми он обсуждает героев, особенности их характеров.
Важно побуждать их по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. При обсуждении выявляется отношение детей к событиям, изменяясь под воздействием других ребят и при косвенном руководстве педагога.
К примеру, на занятии «Дюймовочка в гостях у птиц» педагог сообщает о том, что Дюймовочка спасла больную, умирающую ласточку, зачитывая отрывок. Правильно ли она поступила, выпустив птицу на волю? (Да!). Как ласточка отблагодарила Дюймовочку? (свободу, радость солнцу, цветам). Таким образом, он воспитывает у детей положительные чувства к пернатым [18; 102], вызывая у них сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных (крота).
При анализе педагогом детских рисунков (тематика, содержание, характер изображения, средства выразительности) после прослушивания сказки, просмотра спектакля он может узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, каким представляют себе они тот или иной сказочный персонаж и т. д. Следовательно, сказка, услышанная детьми из уст педагогов, родителей, или увиденная в «театре» детского сада - сильный эмоциональный стимул, питающий детское творчество, - источник новых художественных впечатлений детей (придумывание сказок).
Иногда обилие впечатлений
По Е.А. Флериной, наиболее эффективны в беседах по сказкам приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения и способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки. К первой группе относятся:
- разнообразные по своей
направленности вопросы,
- рассматривание иллюстраций
и накапливание у детей