Авторские сказки в чтении дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений, наиболее ответственный этап в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания, расширением его возможностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I. РОЛЬ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
1.2 АВТОРСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Авторские сказки в чтении дошкольников.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

         Важным моментом при работе  со сказкой, имеющей свою специфику,  является само общение как  своеобразный социально-психологический  механизм, посредством которого  осуществляется воздействие на  духовный мир человека, на его  психику и осознание. Рассмотрим  общение-взаимодействие субъектов. 

          Психологический контакт - это  общность психического состояния,  вызванная и вызывающая взаимопонимание  в совместной деятельности, связанная  с обоюдной заинтересованностью  и доверием друг к другу  сторон взаимодействия. Его внутренние  механизмы - эмоциональное и интеллектуальное  сопереживание, осмысление, содействие.

          В основе эмоционального сопереживания  лежит психическое явление «заражения»,  которое характеризует во многом  бессознательную, невольную подверженность  индивида определенным психическим  состояниям, через передачу психического  настроя, обладающего большим  эмоциональным зарядом, через  накал чувств и страстей. [11]

          Второй механизм подлинного контакта  взаимодействующих сторон - мыслительное  содействие, осмысление, определяемое  включенность обеих сторон в  одну и ту же активную деятельность  по рассмотрению той или иной  проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач (механизм интеллектуального содействия). 

          Внутреннее условие возникновения  контакта между взаимодействующими  сторонами - проявление искреннего, подлинного уважения друг к  другу, эмпатия (сопереживание) [13; 621] и толерантность (терпение) [13; 517]. Внешнее проявление контакта - поведение взаимодействующих субъектов. Следовательно, эмоциональную насыщенность всех аспектов жизнедеятельности детей можно рассматривать как психофизиологическую основу их полноценного всестороннего развития. Педагогам необходимо создать условия для стимуляции развития эмоциональной сферы дошкольников, питание которой, как и чувства, для них важнее всего развитие их внутренней жизни, творчества. Эмоции - регулятор деятельности ребенка. Его интеллект еще слаб, он не готов еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри.

          Сказочный мир замечательно приспособлен  для таких игр. Само творение  сказки, ее композиция, яркое противопоставление  добра и зла, фантастические  и очень определенные по своей  нравственной сути образы, выразительный  язык, динамика событий, причинно-следственные  связи явлений, доступные пониманию  дошкольника, результаты разных  поступков - все это делает  сказку особенно интересной и  волнующей для детей. [11]

          Сказка в определенной степени  удовлетворяет три естественные  психологические потребности ребенка:

- в автономности, когда  в каждой сказке герой действует  самостоятельно на протяжении  всего пути, делает выбор, принимает  решения, полагаясь только на  самого себя, на свои собственные  силы;

- в компетентности (всемогуществе), когда герой оказывается способным  преодолеть самые невероятные  препятствия и, как правило,  оказывается победителем, достигает  успеха, хотя может терпеть временные  неудачи;

- в активности, когда герой  всегда активен, находится в  действии: куда-то идет, кого-то встречает,  кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то  убегает и т.д. Если вначале  поведение героя не активно,  толчок к активности провоцируется  извне, порождается другими персонажами. [11]

          Результатами удовлетворения этих  потребностей являются:

- формирование таких качеств  личности, как автономность, выражающаяся  в стремлении проявить свое  личное мнение, позицию или взгляды;

- активность: способность  владеть инициативой в общении,  умение организовывать внимание  партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров, способность к само- и к взаимной стимуляции в общении;

- социальная компетентность, состоящая из нескольких компонентов: 

- мотивационного, включающего  отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия; сопереживания и содействия);

- когнитивного - познание  другого человека, способность понять  его особенности, интересы, потребности,  заметить изменение настроения, эмоционального состояния и т.д.;

- поведенческого - выбор  адекватных ситуаций, способов общения  и поведения, что предполагает  знание норм и правил общения,  владение его технологией.

          Итак, сказка заставляет сопереживать  и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания  у детей появляются не только  новые представления о людях,  предметах и явлениях окружающего  мира, но и новое «эмоциональное»  отношение к ним. [11]  

 

 

2.2 Методика использования сказки в нравственном воспитании                                                                                        дошкольников

           Необходимо психологическое формирование  читателя в дошкольнике, считает  Т.Н. Доронова. Общение ребенка с книгой нужно организовать как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы, многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Развитие интереса к книге должно стать приоритетом в системе образования дошкольников. [5]

                   Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев сказок, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. [7]

          Сказка - средство эмоционального  погружения ребенка в новую  область знания, которым будет  овладевать ребенок, постепенно  знакомясь с героями славянской  мифологии, основы стихотворных  авторских сказок, используемых  в работе с детьми дошкольного  возраста Л.Б. Фесюковой.

         Педагоги используют два варианта  знакомства ребенка со сказкой:  сказка для чтения и сказка  для театрализации.

         Стихотворные авторские сказки  для чтения детям дошкольного  возраста, сопровождаются иллюстрациями,  фотографиями кукол, чертежами,  фотографиями элементов оформления  театральной постановки сказки, рисунками костюмов к театральным  постановкам сказок. [11]  

         Сказка проникает во все виды  деятельности ребенка - дошкольника.  Она лежит в основе ИЗО (исследования Т.С. Комаровой, Н.М.

Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности. [15]  

          На наш взгляд, следует использовать авторские сказки в экологическом воспитании дошкольников, действуя от имени персонажей: «Дюймовочка в зимнем лесу», «Путешествие с Красной Шапочкой по осеннему лесу», «Экскурсия в детский сад вместе с Айболитом»; рисование «Портрет Сеньора Помидора» («Чиполлино» Д. Родари); аппликация с Красной Шапочкой; дидактическая игра «Помоги Красной Шапочке собраться в поход» и др. [18; 50, 70,82]

           Одно из главных условий рассказа (чтения) сказки - это эмоциональное отношение взрослого к содержанию рассказанного, выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения (функция образца).

           При пересказе важно не только  передать замысел и сюжет, но  и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы  пропуски, затянувшиеся паузы. Педагогу, прежде чем преподнести текст  детям, необходимо заранее подготовить  и воспроизвести его для себя.

           При использовании элементов  кукольного театра манипуляции  с куклами должны быть также  предварительно отработаны, чтобы  во время показа не фиксировать  на этом внимания. Работая с  куклой, звуки речи должны направляться  к зрителям с четкой дикцией,  с достаточной силой голоса. Движения  с куклой должны соответствовать  содержанию произносимых реплик, их интонации, а голос и речь - внутренней характеристике персонажа. [11]  

          Особенный всплеск эмоций вызывает  общение персонажа сказки с  детьми, когда он ищет у детей  поддержки, просит совета. От лица  героя сказки педагог преобразовывает  сложные ситуации в педагогические  задачи, подводит к решению проблемы (функция советника). Дети вместе  с героем ищут альтернативные  способы действия, спорят с ним  или соглашаются, предлагают свои  решения.

           В процессе рассказа и показа  сказки важно не увлечься описанием  второстепенных моментов, игрой  кукольных персонажей, а донести  до ребенка идею сказки, основное  ее содержание, выделив при этом  основные моменты нужной интонацией  голоса, громкостью или паузой (функция  инструктора).

          По мере развития сюжета сопереживание  героям у детей усиливается,  появляется эмоциональная оценка  событий, что вызывает у многих  детей необходимость общаться  друг с другом, делиться своими  переживаниями и оценками. Функция  педагога-партнера проявляется в  его реакции на эмоциональную  активность детей: не следует  делать детям замечаний, призывать  сидеть тихо. Это может помешать  им, полноценно переживать события  сказки и замаскирует многие  эмоциональные оценки.  При активном  поведении дети высказываются,  радуются и предаются печали, их эмоции и направленность  чувств обычно не вызывают  сомнений.

           После чтения необходимо побеседовать  с детьми, чтобы выяснить их  эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства.  Планируя вопросы для беседы, педагог стремится помочь ребенку  разобраться в образе, и выражать  свое отношение к нему. [11] (храбрей, трудолюбивая-бездельница, добрый – злой и т.п.) [9; 179-180]

           Вместе с детьми он обсуждает  героев, особенности их характеров.

Важно побуждать их по собственной  инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять  отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. При обсуждении выявляется отношение детей к  событиям, изменяясь под воздействием других ребят и при косвенном  руководстве педагога.

          К примеру, на занятии «Дюймовочка в гостях у птиц» педагог сообщает о том, что Дюймовочка спасла больную, умирающую ласточку, зачитывая отрывок. Правильно ли она поступила, выпустив птицу на волю? (Да!). Как ласточка отблагодарила Дюймовочку? (свободу, радость солнцу, цветам). Таким образом, он воспитывает у детей положительные чувства к пернатым [18; 102], вызывая у них сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных (крота).

          При анализе педагогом детских рисунков (тематика, содержание, характер изображения, средства выразительности) после прослушивания сказки, просмотра спектакля он может узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, каким представляют себе они тот или иной сказочный персонаж и т. д. Следовательно, сказка, услышанная детьми из уст педагогов, родителей, или увиденная в «театре» детского сада - сильный эмоциональный стимул, питающий детское творчество, - источник новых художественных впечатлений детей (придумывание сказок).

          Иногда обилие впечатлений мешает  детям сосредоточиться. При этом  не стоит торопить ребенка  и ругать его. Посидев какое-то  время, он все равно приступит  к работе и нарисует то, что  в наибольшей степени взяло  его за душу, что задело его  эмоциональную сферу. Ведь ситуация  свободного выбора - важнейшее условие  развития детского творчества. [11]

          По Е.А. Флериной, наиболее эффективны в беседах по сказкам приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения и способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки. К первой группе относятся:

- разнообразные по своей  направленности вопросы, помогающие  детям точнее охарактеризовать  героев сказки, напоминая им соответствующий  эпизод, обращая внимание на отдельное  слово, фразу, поступок персонажа,  помогая детям почувствовать  главную идею произведения;

- рассматривание иллюстраций  и накапливание у детей представлений  о том, как рисунки художников  помогают понять произведение, чтобы  приучить их вслушиваться, запоминать  описание внешности героя, его  костюма уже при первом чтении  сказки; предметная наглядность:  игрушки, муляжи, реальные объекты;

Информация о работе Авторские сказки в чтении дошкольников