Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:40, курсовая работа
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений, наиболее ответственный этап в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания, расширением его возможностей.
ВВЕДЕНИЕ
I. РОЛЬ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
1.2 АВТОРСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Мир семьи Коллинов, приютивших писателя, людей, любящих искусство, становится его миром, и даже шутки и словечки из семейного жаргона этой семьи переходят в сказки Андерсена («Он такой большой и странный, ему надо задать хорошенькую трепку!» - это в «Гадком утенке»).
Его сказки бесконечно
Сказки Андерсена философичны, фантастичны, наивны, ироничны, сентиментальны, юмористичны, разные по своему художественному уровню.
Так, «Гадкий утенок», «Соловей», «Русалочка» отличаются цельностью и глубиной настоящего шедевра. По жанру сказки «Огниво», «Принцесса на горошине», «Маленький Клаус», «Ганс-чурбан», «Дикие лебеди», «Свинопас» - переложения народных сказок. В сказках «Дюймовочка», «Ель», «Пастушка и трубочист» действуют сказочные персонажи, разговаривают жуки и мыши, одушевляются фарфоровые безделушки.
Самые убедительные его сказки
– сказки о любви,
Герда в сказке «Снежная
Прекрасные, проверенные временем
сказки Андерсена, прочно
Необыкновенная, увлекательная фабула
соединяется в его сказках
с высокими нравственными
Глубокий след в детском
Б.С. Мейлах считает, что
Само понятие «намек»
Основным источником всех
В духе народного творчества обрисован жестокий, ленивый и глуповатый царь Дадон в «Сказке о золотом петушке». Он бездумно управляет страной, не любит обременять себя никакими делами и заботами. Сатирическая окраска образа этого царя свидетельствует о резко отрицательном отношении к самодержавию всех передовых людей того времени.
Фольклорный тип бессердечной, завистливой
и мстительной царицы «оживает»
Совсем иной представляется
Итак, основа сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Пушкина – народный фольклор, отражающий гуманизм, торжество правды над обманом, злобой, коварством, то есть острый конфликт между добром и злом. В авторских сказках утверждается здоровая мораль, высмеиваются человеческие пороки и слабости: лень, тунеядство, жадность, скупость, зависть, бахвальство, трусость, глупость и т. д.
1.2 Авторская сказка
как средство духовно-
Огромна роль художественной
литературы во всестороннем
В исследованиях ученых и педагогов (Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.) подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сенситивный (чувствительный) [13; 419] период. [15]
Сущность морали и
В наше время, считает Л.Д.
Короткова, в погоне за
Другая причина необходимости
духовно-нравственного
Поэтому инновационная технология духовно-нравственного воспитания детей Л.Д. Коротковой предусматривает вопросы содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи и общества в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка. [6]
Любовь к сказке, интерес к
ней возникает в раннем
Например, на занятии по развитию
речи и подготовке детей к
обучению грамоте педагог,
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га! (Хором) и т.д.
Воспитатель подводит детей к
выводу» «Как говорится, в
да в ней намек; добрым молодцам – урок». Какой урок нам всем надо вынести из сказки? (Каждый должен говорить своим голосом). [10; 47] Таким образом, воспитатель формирует положительно-эмоциональную нравственную позицию по отношению к объектам природы. [17]
Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. [11]
Важное место в развитии
С раннего детства художественная литература
постепенно создает круг нравственных
суждений и представлений детей, а эстетически
воплощенные педагогические идеи
воспринимаются глубже, терпимее,
осознаннее. К примеру, Т.Н. Доронова, автор
программы «Из детства – в отрочество»,
а также З.А. Гриценко (раздел «Художественная
литература») считают, что самостоятельное
размышление над поступками героя, их
оценка, подражание им как метод педагогического
воздействия для ребенка привлекательнее,
интереснее, нежели отвлеченные, словесные
методы формирования нравственных убеждений
[5]. Рекомендуемый ими перечень авторских
сказок для чтения в семье и в ДОУ приведен
в Приложении.
Итак, сказка, ее композиция, яркое противопоставление
добра и зла, фантастические и определенные
по своей нравственной сути образы, выразительный
язык, динамика событий, особые причинно-следственные
связи и явления, доступные пониманию
дошкольника, - все это делает сказку особенно
интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом формирования нравственно
здоровой личности ребенка. [7]
2 Методика использования авторской сказки в детском саду
2.1 Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста
Педагогу необходимо знать