Авторские сказки в чтении дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений, наиболее ответственный этап в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания, расширением его возможностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I. РОЛЬ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
1.2 АВТОРСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Авторские сказки в чтении дошкольников.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

          Мир семьи Коллинов, приютивших писателя, людей, любящих искусство, становится его миром, и даже шутки и словечки из семейного жаргона этой семьи переходят в сказки Андерсена («Он такой большой и странный, ему надо задать хорошенькую трепку!» - это в «Гадком утенке»).  

          Его сказки бесконечно издаются, инсценируются, читаются. Их читают  детям. Если спросить 5-6 летнего  ребенка, какие он знает сказки, наверное, малыш назовет: «Снежная  королева», «Гадкий утенок», «Стойкий  оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», и «Новое платье короля». Может быть «Русалочку». Если спросить его маму, она, скорее всего, прибавит немного: «Соловей», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Огниво», «Тень», «Калоши счастья», «Девочка со спичками». [4; 99-100]

          Сказки Андерсена философичны,  фантастичны, наивны, ироничны, сентиментальны, юмористичны, разные по своему  художественному уровню.

Так, «Гадкий утенок», «Соловей», «Русалочка» отличаются цельностью и глубиной настоящего шедевра. По жанру  сказки «Огниво», «Принцесса на горошине», «Маленький Клаус», «Ганс-чурбан», «Дикие лебеди», «Свинопас» - переложения народных сказок. В сказках «Дюймовочка», «Ель», «Пастушка и трубочист» действуют сказочные персонажи, разговаривают жуки и мыши, одушевляются фарфоровые безделушки.

          Самые убедительные его сказки  – сказки о любви, самоотверженности  и смирении. Бедный Гадкий утенок  не огрызается и не ропщет  – он привык к тому, что он  большой и странный, не годится  ни для какого положительного  занятия, не заслуживает ни  похвалы, ни утешения, ни даже  жизни… Он лишь издали смеет  восхищаться красотой. И его смирение  награждено высшим счастьем –  стать прекрасным лебедем (именно  в этом образе часто выступает  Красота в сказках Андерсена).

          Герда в сказке «Снежная королева»  непобедима силой любви и детской  невинности, ее горячие слезы  растапливают лед в сердце  Кая. Ангелы, рожденные словами  ее молитвы, помогают ей победить  воинство Снежной королевы. Долой  холодные цифры, будем как дети! Вот пафос этой сказки.

          Прекрасные, проверенные временем  сказки Андерсена, прочно вошли  в образовательные программы  детских садов. [4; 101-103]

         Необыкновенная, увлекательная фабула  соединяется в его сказках  с высокими нравственными идеалами, простодушная наивность переплетается  с глубокой жизненной мудростью,  реальная действительность - с вдохновенным  поэтическим вымыслом, благодушный  юмор - с тончайшей иронией и  сарказмом. Его сказки, подлинно  демократические по всему строю  мыслей и чувств, проникнуты верой  писателя-гуманиста в грядущее  торжество социальной справедливости, в победу доброго, истинно человеческого  начала над силами зла. [3; 361] В  Приложении 1 приведены конспекты  занятий по его сказкам, в  том числе и по сказке «Белое  перышко».

         Глубокий след в детском чтении, в истории детской литературы  оставили «пленяющие красотой  и умом», по Горькому, сказки  Пушкина. Они привлекли поэта  «свежими вымыслами народными», причудливостью художественной  формы, мудрым, критическим взглядом  на жизнь, остротой социальных  и нравственных идей. Поэт слушал  сказки своей няни Арины Родионовны, записывал их от разных сказочников  и сказочниц. Сказки стали итогом  многолетних стремлений поэта  постичь образ мыслей и чувств  народа, особенности его характера,  устного творчества и языка.[3; 67]

           Б.С. Мейлах считает, что сказки  Пушкина отличаются проникновением  в образ мышления русского  народа, в его жизненную практическую  мудрость, моральные устои. А «лукавство  ума» выражается в них в  иронических интонациях, в своеобразном  подтексте, благодаря которому  углубляется смысл речевых характеристик  персонажей, а сказочные ситуации  приобретают общее расширительное  значение, в частности, заостренное  сатирически в «Сказке о золотом  петушке» с ее концовкой: «Сказка  ложь, да в ней намек! Добрым  молодцам урок». [3; 49]

          Само понятие «намек» подразумевает  актуализацию личностной трактовки,  индивидуального осмысливания содержания  сказки каждым слушателем. [11]

          Основным источником всех сказок  Пушкина послужил русский сказочный  фольклор. Но поэт обращался и  к лубочной повести, и к произведениям  писателей других стран, перерабатывая  эти книжные источники в русском  национальном духе. В «Сказке  о попе и работнике его Балде» использован популярный сюжет народной сказки «Поп и работник»; «Сказка о царе Салтане» перекликается с русской сказкой «Косоручка», «Сказка о рыбаке и рыбке» близка к сказке «Жадная старуха», с которой Пушкина познакомил В. Даль. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» напоминает русские и европейские сказки о невинно гонимых падчерицах («Волшебное зеркальце», «Белоснежка»); «Сказка о золотом петушке» развивает мотивы русской сказки «Петух и жерновцы» и повести американского писателя Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». Неоконченная «Сказка о медведихе» использует темы и образы русских сказок о животных и «Песни о птицах».

          В духе народного творчества  обрисован жестокий, ленивый и  глуповатый царь Дадон в «Сказке о золотом петушке». Он бездумно управляет страной, не любит обременять себя никакими делами и заботами. Сатирическая окраска образа этого царя свидетельствует о резко отрицательном отношении к самодержавию всех передовых людей того времени.

          Фольклорный тип бессердечной, завистливой  и мстительной царицы «оживает»  в пушкинской «Сказке о мертвой  царевне». Это «ломливая, своенравная и ревнивая» царица.

          Совсем иной представляется нам  старуха крестьянка, ставшая по  воле золотой рыбки царицей.  Здесь на первом плане ее  стремление к праздной жизни.  И опять мы видим гениальное  умение поэта наполнить фольклорный  сатирический образ новым содержанием,  умение создать на народной  основе новый художественный  образ. Пушкинскую грозную царицу  окружают «бояре да дворяне», стража, холуйствующая толпа. Поэт  обличает в своих сказках все  господствующие классы и сословия  современного ему общества («Сказка  о медведихе», «Сказка о рыбаке  и рыбке», «Сказка о золотом  петушке»,  «Сказка о попе и  работнике его Балде» и др.). [3; 67-69]

          Итак, основа сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Пушкина – народный фольклор, отражающий гуманизм, торжество правды над обманом, злобой, коварством, то есть острый конфликт между добром и злом. В авторских сказках утверждается здоровая мораль, высмеиваются человеческие пороки и слабости: лень, тунеядство, жадность, скупость, зависть, бахвальство, трусость, глупость и т. д.      

1.2 Авторская сказка  как средство духовно-нравственного  воспитания детей  дошкольного возраста

          Огромна роль художественной  литературы во всестороннем воспитании  детей, велико ее значение для  формирования нравственных чувств  и оценок, норм нравственного  поведения, воспитания эстетического  восприятия и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности. [1; 67]

          В исследованиях ученых и педагогов (Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.) подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сенситивный (чувствительный) [13; 419] период. [15]

          Сущность морали и нравственных  ценностей для воспитания подрастающего  поколения стали предметом изучения  таких учёных, как С.И. Архангельский,  В.А. Блюмкин, Г.Н. Волков, Д.М.  Гришин, С.А. Козлова, Л.В. Рувинский, П.С. Гуревич, Н.Е. Щуркова и др.[6]

          В наше время, считает  Л.Д.  Короткова, в погоне за развитием  интеллекта упускается воспитание  души, нравственное и духовное  развитие ребёнка, без которых  все накопленные знания могут  оказаться бесполезными.

          Другая причина необходимости  духовно-нравственного воспитания  детей заключена в проблеме  раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных  качеств ребёнка (доброты, сердечности,  сострадания, совестливости) родители  прежде начинают развивать способности  ребёнка. Результат - эгоизм в  ребёнке, взращенном на убеждении,  что он - безмерно талантлив и  самодостаточен, и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становится для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.

          Поэтому инновационная технология духовно-нравственного воспитания детей Л.Д. Коротковой предусматривает вопросы содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи и общества в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка. [6]

         Любовь к сказке, интерес к  ней возникает в раннем детстве  и сопровождает человека на  протяжении всей его жизни.  О роли и значении сказок  в формировании положительных  качеств характера и психических  процессов для детей дошкольного  возраста написано много. [15]

         Например, на занятии по развитию  речи и подготовке детей к  обучению грамоте педагог, работая  по программе «Радуга», использует  сказку К. Чуковского «Путаница», спрашивает, кто из зверят был паинькой и советовал баловникам остановиться? (Заинька). Какие слова он говорил? (Дети декламируют, выразительно читают хором, одобряя хороший поступок зайца). Осуждается плохой поступок лисичек, которые спичками подожгли море синее, ведь при такой путанице и до беды недалеко. Кто помог зверятам потушить море? Когда зверята обрадовались, и стали снова петь и кричать своим голосом?  

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Га-га-га! (Хором) и т.д.

          Воспитатель подводит детей к  выводу» «Как говорится, в сказке  ложь,

да в ней намек; добрым молодцам – урок». Какой урок нам  всем надо вынести из сказки? (Каждый должен говорить своим голосом). [10; 47] Таким образом, воспитатель формирует положительно-эмоциональную нравственную позицию по отношению к объектам природы. [17]

           Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. [11]

          Важное место в развитии умственных  процессов занимает ознакомление  детей с авторскими сказками, отражающими жизненную реальность, но преподносят их в наиболее  доступной для детей-дошкольников  форме.[12]

          С раннего детства художественная литература  постепенно  создает круг нравственных суждений и представлений детей, а эстетически воплощенные педагогические идеи  воспринимаются  глубже,  терпимее, осознаннее. К примеру, Т.Н. Доронова, автор программы «Из детства – в отрочество», а также З.А. Гриценко (раздел «Художественная литература») считают, что самостоятельное размышление над поступками героя, их оценка, подражание им как метод педагогического воздействия для ребенка привлекательнее, интереснее, нежели отвлеченные, словесные методы формирования нравственных убеждений [5]. Рекомендуемый ими перечень авторских сказок для чтения в семье и в ДОУ приведен в Приложении.                                                                                                                                                                                                          

         Итак, сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. [7]                                                                                                                                                                                                   

2 Методика использования  авторской сказки в детском  саду

2.1 Психолого-педагогические  особенности работы со сказкой  с детьми дошкольного возраста

          Педагогу необходимо знать психологические  особенности и возможности восприятия  художественной литературы дошкольниками,  чтобы полнее реализовать ее  воспитательные возможности. Эта  тема исследуется в трудах  Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович (возрастные особенности) [2], Т.А. Репиной и др. [1; 67]

Информация о работе Авторские сказки в чтении дошкольников