Актуальные проблемы предшкольного образования первая четверть XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы. Еще совсем недавно в нашей стране ни воспитатели в детских садах, ни учителя начальных классов, ни родители не были знакомы с понятием «предшкольное образование». В 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны обязывалось обучаться грамоте. В то время никто не мог предположить, что есть необходимость в предшкольной подготовке.
Практика показала, что если зрелость ребенка недостаточна, учебные нагрузки приводят к ухудшению здоровья, снижению работоспособности и мотивации к дальнейшему обучению. Новый социальный статус, новая окружающая среда, новые требования, появление обязанностей, которые требуют от ребенка ответственности – все это влияет на эмоциональное здоровье детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3-4
ГЛАВА I. Теоретические основы предшкольного образования…5-12
1.1 Появление термина предшкольное образование, характеристика основных понятий…………………………………………………... 5-7
1.2 Положение предшкольного образования на сегодняшний
день……………………………………………………………………7-10
1.3 Цели предшкольного образования ……………………………10-12
ГЛАВА II. Проблемы предшкольного образования на
современном этапе…………………………………………………13-21
2.1 Домашнее обучение……………….…………………………..13-15
2.2 Преемственность между школой и детским садом…………15-17
2.3 Критерии готовности к школьному обучению………………17-21
Заключение…………………………………………………………22-23
Список литературы…………………………………………………24-25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.89 Кб (Скачать)

Познавательная активность детей проявляется в целенаправленности познавательных действий, их целесообразности, характерной смыслообразующей мотивации, характере знаний, способов деятельности, мобильности их использования, содержании вопросов, обращенных к взрослому.

Е. И. Щербакова определяет познавательную активность дошкольников через умение видеть и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план и отбирать способы решения задачи с использованием более надежных и эффективных приемов, достигать результата и понимать необходимость его проверки. [25]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день подготовка детей к школе является одним из наиважнейших вопросом, требующим скорейшего решения. В первые в нашей стране термин «предшкольное обарзование» прозвучал только в 2004 году. До этого момента период подготовки детей к школе был одним из составляющих старший возраст дошкольника. И лишь сейчас педагоги и воспитатели выделают отдельный, последний этап дошкольного возраста, именуемый как подготовительный. Его продолжительность составляет от шести до семи лет.

В широком смысле, предшкольное образование нацелено на подготовку дошкольников к новой для них социальной роли – ученик. Это означает, что ребенок должен быть готов работать в коллективе, уметь управлять своими желаниями и эмоциями, уметь слушать и выполнять указания учителя. Также предшкольное образование нацелено на умственное и физическое развитие ребенка.

Но в настоящий момент одной из преград решения вопроса о реализации предшкольного образования является сложность в определении критериев поступления в школу. Невозможно вычислить одну идеальную программу по образованию детей, пока не будут установлены конкретные умения и навыки ребенка, которыми он должен обладать. Но установление критериев поступления в первый класс по-своему невозможно. Ведь каждый ребенок уникален, и мало кто из детей сможет полностью подготовиться к школе. То же самое касается и программы по подготовке. Вывод один – педагоги и воспитатели должны стараться обучать детей, используя индивидуальный подход к каждому.

В нашей стране на сегодняшний день предшкольное образование, да и само посещение детского сада носит необязательный характер, что сильно усложняет ситуацию поступления детей в школу. Также многие дети вынуждены по тем или иным причинам не ходить в детский сад. Все это в итоге приводит к домашнему обучению. В такой ситуации необходимо ориентироваться на педагогическое просвещение родителей, их сотрудничество и работа детей с педагогами из других организаций, не только ДОУ. Снижение уровня малоподготовленных к школе детей должно стать главной задачей Министерства Образования.

Конечно, очень многие педагоги предпринимали попытки в решении вопроса об определении критериев поступления в школу. Работы педагогов и воспитателей во многом схожи, но, тем не менее, они все же преследуют разные цели. Школьные педагоги считают, что главным должно быть владение детьми определенных знаний и умений. Педагоги дошкольных учреждений считают, что главное – это уровень психического развития детей на момент поступления. В итоге, расхождение мнений – отсутствие преемственности между школой и детским садом – значительно усложняет и сам процесс обучения, и, опять же, выявление критериев поступления.

Необходимо устранить расхождения между педагогами школ и детских садов. Этому  способствует программа по объединению школ и ДОУ. Благодаря этому педагоги обеих организаций будут обучать детей согласованно, заранее обсуждая цели и предполагаемые результаты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации "Начальная школа"  - М., 1999, - № 1, - С. 61-63.
  2. Айзман, Р., Жарова, Г., Вартапетова, Г., Петрова, Е. Готовность к школьному обучению // Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – С. 10-13.
  3. Бабаева, Т.И. У школьного порога. – М., 1993, - С. 27-28
  4. Белоусова, А. А. Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф.  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 54-61.
  5. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? - М. 1994, – 189с.
  6. Виноградова, Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет. – М.: Вендата-Граф. – 2007. – С. 7-9.
  7. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Питер, 2009. – С. 5-9.
  8. Греюенников, И. В., Новинников, Л. В. Семейное воспитание: краткий словарь. – М.: Просвещение, 1990. – 57с.
  9. Гудкина, Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 21с.
  10. Давыдов, В. В. Личности надо «выделяться»…// С чего начинается личность. – М.: Политиздат, 1979. – С. 109-139.
  11. Езопова, С. А. Предшкольное образование или образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. – 2007. - №6. – С. 8-10.
  12. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – С. 250-257.
  13. Зима, Е. Г. Особенности предшкольного образования в современном российском обществе: дис. … канд. социол. наук. – М., 2005. – 123с.
  14. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.
  15. Кравцов, Е. Е. "Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе" - М., 1991, – 145с.
  16. Лисина, М. И. Роль ориентировки в превращении реакций из непроизвольных в произвольные. - М., 1958
  17. Пенина, С. Н. Организация предшкольной подготови детей в дошкольных образовательных учреждениях с использованием личностно-ориентированных средств: дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2007. - 141с.
  18. Подготовительная к школе группа в детском саду: книга для воспитателей / под ред. М. В. Залужской. – М.: Просвещение, 1972– С. 5-7.
  19. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000, - С. 9-11.
  20. Смирнова, Т. В. Предшкольное образование// Социальная сеть работников образования. – 2011. - №8.
  21. Сухомлинский, В. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – С. 93-95.
  22. Третьяк, Н. О программах дошкольного воспитания. О преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой // Дошкольное воспитание. - 2007. -  №3. - С. 6-8.
  23. Урбанская, М. В. Проблемы организации предшкольного образования и способы их решения// Человек и образование. – 2009. - №4.
  24. Шмидт, Е. В. Актуальные проблемы преддошкольной подготовки старших дошкольников// Социальная сеть работников образования. – 2012. - №11
  25. Щербакова, Е. И. Знакомимся с математикой. Развивающее пособие. – М.: Вентана-гранд, 2013, - С. 10-11.
  26. Эльконин, Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360с.
  27. http://www.osu.ru/docs/konf/2004_02_04/itogi.htm (Аналитический доклад)
  28. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Приказ Министерства образования и науки 2013)
  29. http://www.teacher-edu.ru/wmc/arts/1109068491 (Реализация целей программы ЮНЕСКО)
  30. http://www.vsesadiki.ru/stat-2013.html (Статистика 2013)

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Актуальные проблемы предшкольного образования первая четверть XXI века