Актуальные проблемы предшкольного образования первая четверть XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы. Еще совсем недавно в нашей стране ни воспитатели в детских садах, ни учителя начальных классов, ни родители не были знакомы с понятием «предшкольное образование». В 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны обязывалось обучаться грамоте. В то время никто не мог предположить, что есть необходимость в предшкольной подготовке.
Практика показала, что если зрелость ребенка недостаточна, учебные нагрузки приводят к ухудшению здоровья, снижению работоспособности и мотивации к дальнейшему обучению. Новый социальный статус, новая окружающая среда, новые требования, появление обязанностей, которые требуют от ребенка ответственности – все это влияет на эмоциональное здоровье детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3-4
ГЛАВА I. Теоретические основы предшкольного образования…5-12
1.1 Появление термина предшкольное образование, характеристика основных понятий…………………………………………………... 5-7
1.2 Положение предшкольного образования на сегодняшний
день……………………………………………………………………7-10
1.3 Цели предшкольного образования ……………………………10-12
ГЛАВА II. Проблемы предшкольного образования на
современном этапе…………………………………………………13-21
2.1 Домашнее обучение……………….…………………………..13-15
2.2 Преемственность между школой и детским садом…………15-17
2.3 Критерии готовности к школьному обучению………………17-21
Заключение…………………………………………………………22-23
Список литературы…………………………………………………24-25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.89 Кб (Скачать)

8) возрастная адекватность дошкольного  образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и  особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации  развития детей.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического  и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального  благополучия;

2) обеспечения равных возможностей  для полноценного развития каждого  ребенка в период дошкольного  детства независимо от места  жительства, пола, нации, языка, социального  статуса, психофизиологических и  других особенностей (в том числе  ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности  целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных  программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных  программ дошкольного и начального  общего образования);

4) создания благоприятных условий  развития детей в соответствии  с их возрастными и индивидуальными  особенностями и склонностями, развития  способностей и творческого потенциала  каждого ребенка как субъекта  отношений с самим собой, другими  детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания  в целостный образовательный  процесс на основе духовно-нравственных  и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры  личности детей, в том числе  ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических  качеств, инициативности, самостоятельности  и ответственности ребенка, формирования  предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и  разнообразия содержания Программ  и организационных форм дошкольного  образования, возможности формирования  Программ различной направленности  с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных  образовательных программ дошкольного  образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового  обеспечения реализации Программы  и нормативных затрат на оказание  государственной (муниципальной) услуги  в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия  образовательной деятельности Организации  требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального  образования и дополнительного  профессионального образования  педагогических работников, а также  проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным  представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и психического здоровья, в развитии  индивидуальных способностей и  необходимой коррекции нарушений  их развития.

Данный стандарт направлен на всестороннее гармоничное развитие детей дошкольного возраста на протяжении всего дошкольного периода. Принятые стандарты охватывают весь дошкольный возраст в целом. Но, так или иначе, эта программа направлена, в том числе и на подготовку к школе.

Задачами приказа являются также выявление и реализация уникальной программы, доступной в изучении большинству дошкольников, отбор и обучение высококвалифицированных педагогов, и контролирование их педагогической деятельностью, просвещение и сотрудничество с родителями, открытие новых детских учреждений и т.д. Одним словом, приказ направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, укоренение в программах образования советских методик и вытеснение зарубежных, реализация дошкольного образования как общедоступного.

Все это показывает, что государство активно решает вопрос о реализации в нашей стране такого нового течения в образовательной сфере, как предшкольное. Ведь для того, чтобы образовательная программа подготовительной группы была на достойном уровне, сначала надо усовершенствовать предшествующие программы.

 

 

1.3. Цели предшкольного образования

Предшкольное образование нацелено на решение таких задач, как подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности, а также подготовить детей к работе в коллективе, общению с взрослыми и сверстниками и пр.

Гудкина Н. И. считает, что предшкольное образование нацелено на полноценное личностное развитие ребенка, поэтому в его содержание входят личностная подготовка к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп (социальное развитие); совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта (культурное развитие); собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность (познавательное развитие); полноценное и всестороннее физическое развитие. [9]

Содержания Концепции модернизации российского образования[27] о предшкольном образовании было ориентировано на две основные тенденции в современном российском образовании – вариативность и стандартизацию образования. Под вариативностью понимается способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей. Стандартизация образования – это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.

На основании анализа работ различных авторов – С. А. Езоповой, Д. Константиновского, М. Ю. Стожаровой – также можно выделить цели введения предшкольного образования:

  • Создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс;
  • Выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности детей к поступлению в школу как важнейшей составляющей успешности обучения;
  • Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
  • Сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка; при необходимости коррекция незначительных нарушений в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей, что позволит психологически подготовить ребенка к последующему школьному обучению.

Вместе с тем нельзя не согласиться с социологом Т. Ж. Калдыбаевой в том, что «предшкола – не альтернатива традиционному дошкольному образованию, осуществляемому с 2-3-летнего возраста, а лишь его завершающая часть, рассчитанная на детей, которые никогда до сих пор не посещали детский сад. Предшкола не должна отодвинуть вопрос о развитии полноценного дошкольного учреждения». Задачи «предшколы», справедливо считает автор, - обеспечение психического развития детей, укрепление их здоровья, подготовка ребенка к включению в «школьные» социальные отношения, приобщение родителей к его образованию и воспитанию и др.

В условиях введения предшкольного образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка.

В педагогических исследованиях можно встретить различные трактования системы целостности развития ребенка:

  • целостность как гармоничное сочетание всех сторон развития — физического, умственного, нравственного, эстетического (В.И. Логинова, А. П. Усова, С. Г. Козлова);
  • целостность как сочетание биологического, социального и культурного начала в ребенке (Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, Р. М. Чумичева);
  • целостность как интеграция желаний, потребностей, мотивов, чувств, разума, характера, способностей ребенка (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).

Другими словами, специально организованное развитие ребенка — это воспитание, обучение и образование вместе.

 

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕНННОМ ЭТАПЕ

2.1. Домашнее обучение

В связи с выделенными целями введение системы предшкольного образования можно рассматривать как оптимизацию процесса образования детей дошкольного возраста, осуществляемого как на базе детских садов, так и на базе других образовательных учреждений системы дополнительного образования. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране носит не обязательный характер и может быть только рекомендовано как эффективный способ обучения ребенка для последующей адаптации его в школе.

На период 2004-2005 г. по России более 55 % детей дошкольного возраста посещали дошкольные образовательные учреждения или дошкольные группы. Около 45 % детей по разным причинам не получили дошкольного образования. Только половина детей посещали ДОУ. Остальные получили лишь ту подготовку, которую смогли предложить им родители. Часто такая подготовка сводится к форсированному обучению их чтению и письму. Вследствие этого в первый класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в общем развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, не сформированы социально-коммуникативные навыки. Благодаря данной статистике возникла проблема предшкольного образования, поэтому Министерство образования и науки активно занялось улучшением показаний. В 2013 году количество детей, посещающих ДОУ, значительно возросло в сравнении с 2004 годом. В 2004-ом количество детей составляло 264 тысячи, сегодня их уже 424 тысячи. По заявлению мэра города Москвы, , очередь на места в детские сады почти ликвидирована, были открыты 1696 групп кратковременного пребывания, 477 центров игровой поддержки (ЦИПР). [30]

Но, не смотря на ощутимые изменения в статистике, проблема предшкольного образования еще не решена. Отсутствие единых правил подготовки детей к школе приводит к тому, что дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. Остается без внимания социальная составляющая образования, связанная с приобретением навыков эффективного коммуницирования с разными людьми, сотрудничества, конструктивного соперничества, умения регулировать свое состояние и т.п. [24]

Существуют разные причины, по которым дети не ходят в детские сады – нехватка мест в дошкольных учреждениях, материальное неблагополучие семьи, личный выбор родителей. И хотя на современном этапе семейное воспитание призвано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании», это еще не гарантия педагогической просвещенности родителей.

В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом.

Как было написано ранее, подавляющее большинство родителей заинтересовано лишь в «ощутимом», видимом результате – сколько ребенок знает иностранных слов, как быстро он читает, умеет ли писать, считать и складывать и т.д.

И хотя многие психологи отмечают положительные стороны в домашнем обучении, все-таки они отмечают, что домашнее обучение детей должно контролироваться специалистами на всех этапах дошкольного детства.

В связи с этим актуальной становится задача просвещения родителей в воспитательной вопросе, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (пособия для ребенка, программы, методические рекомендации с подробным описанием занятий, диагностики, наглядные и раздаточные материалы).

Одна из наиболее распространенных ошибок в семейном воспитании – это направленность в обучении на видимые результаты, такие как умение читать, писать, считать и т.д.

Как известно, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в которой формируется личность ребенка, является игра. В. А. Сухомлинский [21] писал, что «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.».

Д. Эльконин [26] дал определение понятию игра: «Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом».

Роль игры в развитии ребенка по мнению Эльконина:

  1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  2. Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
  3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Информация о работе Актуальные проблемы предшкольного образования первая четверть XXI века