Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Московский Педагогический
Государственный Университет»
Факультет дошкольной педагогики
и психологии
Кафедра дошкольной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Актуальные проблемы предшкольного
образования первая четверть XXI века
Студентки_курса_группы
Очной формы обучения
Власовой Светланы Сергеевны
Научный руководитель:
к.п.н., профессор кафедры
дошкольной педагогики
Ерофеева Т. И.
Москва 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………3-4
ГЛАВА I. Теоретические основы
предшкольного образования…5-12
1.1 Появление термина предшкольное
образование, характеристика основных
понятий…………………………………………………...
5-7
1.2 Положение предшкольного образования
на сегодняшний
день……………………………………………………………………7-10
1.3 Цели предшкольного образования ……………………………10-12
ГЛАВА II. Проблемы предшкольного
образования на
современном этапе…………………………………………………13-21
2.1 Домашнее обучение……………….…………………………..13-15
2.2 Преемственность между школой
и детским садом…………15-17
2.3 Критерии готовности к школьному
обучению………………17-21
Заключение…………………………………………………………22-23
Список литературы…………………………………………………24-25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
проблемы. Еще совсем недавно в нашей стране
ни воспитатели в детских садах, ни учителя
начальных классов, ни родители не были
знакомы с понятием «предшкольное образование». В 1919 был подписан декрет о том,
что всё население страны обязывалось
обучаться грамоте. В то время никто не
мог предположить, что есть необходимость
в предшкольной подготовке.
Практика показала, что если
зрелость ребенка недостаточна, учебные
нагрузки приводят к ухудшению здоровья,
снижению работоспособности и мотивации
к дальнейшему обучению. Новый социальный
статус, новая окружающая среда, новые
требования, появление обязанностей, которые
требуют от ребенка ответственности –
все это влияет на эмоциональное здоровье
детей.
В психолого-педагогической литературе
понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического,
функционального и интеллектуального
развития ребенка, который позволяет ему
успешно преодолевать нагрузки, связанные
с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.
Л.А. Венгер трактует понятие
готовность к школе как определенный уровень:
социальных умений, включающих умения
общаться со сверстниками и взрослыми,
оценивать ситуацию и регулировать свое
поведение, развитие тех функций, без которых
обучение невозможно или затруднено (это
организация деятельности, развитие
речи, моторики, координации, а также
личностного развития характеризующего
самосознание, самооценку, мотивацию).
В нашей стране на вопрос о внедрении
в дошкольное образование в обратили внимание
лишь в XXI веке. В настоящее время еще не разработаны
базовые критерии определения готовности
к школе. Из-за этого образовательные учреждения
устанавливают требования, обусловленные
зачастую не возможностями и способностями
ребенка, а определенным социальным заказом.
Вследствие этого, родители, напуганные
новыми требованиями поступления детей
в школы, начинают «подготовку» задолго
до начала обучения. Тем самым ребенок
тратит время на учебу, которое необходимо потратить
на игры.
В разное время психологи занимались
проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ
(Гуткина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.М.
и др.) диагностики школьной готовности
детей и психологической помощи в формировании
компонентов школьной зрелости.
Но на практике педагогу трудно
выбрать из этого множества методик и
программ ту, которая поможет комплексно
определить готовность ребенка к обучению,
помочь подготовиться ребенку к школе.
Актуальность этой проблемы
определила тему нашей работы: «Актуальные
проблемы предшкольного образования первая
четверть XXI века».
Цель работы: определить актуальные
проблемы предшкольного образования на
современном этапе.
Объект исследования: процесс развития психологической
готовности к обучению в школе детей подготовительной
к школе группы.
Предмет исследования: готовность ребенка к школе
как фактор учебной деятельности.
Задачи исследования:
- Изучить основное положение
предшкольного развития на современном
этапе
- Рассмотреть понятие и цели предшкольного
образования
- Рассмотреть преемственность
школьного и дошкольного обучения
- Рассмотреть воспитание в семье
и его результаты при поступлении в школу
- Раскрыть критерии поступления
детей в первый класс
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБАРЗОВАНИЯ
- Появление термина предшкольное образование, характеристика
основных понятий
В 80-х годах в России проходил
эксперимент по обучению шестилетних
детей, который охватил 50 000 детей, обучающихся
в течение одного года и в детском саду,
и в школе. В 90-х годах в России проходил
эксперимент по организации групп кратковременного
пребывания детей в ДОУ. Эксперимент показал
реальную возможность увеличения процента
охвата детей дошкольным образованием,
но не решил проблему единого старта детей,
поступающих в первый класс из-за отсутствия
программного и методического обеспечения.
Впервые в России понятие «предшкольное
образование» прозвучало в конце 2004 года,
когда министр образования и науки Андрей
Фурсенко представлял Концепцию модернизации
российского образования, а первые подробные
пояснения о том, что такое «предшкольное
образование» и как оно будет развиваться
в нашей стране, дал заместитель директора
департамента государственного образования
МОН РФ Игорь Реморенко; по его словам,
предшкольное образование – термин, который
распространен во всем мире. [27]
Ступень предшкольного образования,
в рамках которой обучение осуществляется
с 5 (5,6) лет, введена в Постановлении Правительства
РФ «Стратегия РФ в области общего образования»
(декабрь 2004 г.). Фурсенко объяснил, что
главная цель предшкольной подготовки
– выравнивание стартовых возможностей
будущих школьников, чтобы у них не возникало
стрессов, комплексов, которые могут отбить
желание учиться на все последующие годы.[29]
Главной задачей при этом является
возможность максимально полно охватить
предшкольным образованием будущих первоклассников.
Для этого предлагаются образовательные
учреждения способные осуществлять предшкольную
подготовку. К ним относятся:
- центры развития ребенка (ЦРР),
которые в большинстве своём открываются
при центрах дополнительного образования
с 5 лет в учреждениях дополнительного
образования.
- предшкольное образование на
базе детских дошкольных учреждений как
вид группы кратковременного пребывания
для получения базисного компонента со
школьным учителем (на основании договора
со школой).
- предшкольное образование на
базе школы (4 часа) + на базе детского дошкольного
учреждения как вид группы кратковременного
пребывания (для реализации воспитательно-образовательных
целей)
- прогимназии;
- введение так называемых «нулевых»
классов в школе с системой обучения и
воспитания;
- другие формы подготовки, в
основном, кружковые, ориентированные
на оказание платных услуг населению.
- домашнее образование (система
гувернерской службы на базе ЦРР).
- семейные способы подготовки
ребенка к школе в свете существующих
стандартов (по договоренности под контролем
ДОУ или органов образования, осуществляющих
эту деятельность на базе учреждений дополнительного образования).
Но непонятный большей части
населения термин породил путаницу: некоторые
восприняли предшкольное образование
как "нулевой" класс, кто-то посчитал,
что министр говорил о дошкольном воспитании.
Для того чтобы понимать на что нацелено
данное постановление, нужно разобраться
в том, что же из себя представляют понятия
предшкольное образование, предшкольная
подготовка и предшкольный возраст. К
сожалению, нельзя выделить какое-то одно
понятие – многие ученые и педагоги имеют
свое собственное мнение касательно этого
вопроса.
Смирнова Т. В. дала определение
понятию предшкольное образование: «Предшкольное
образование, как образование вообще,
– это система процессов взаимодействия
людей в обществе, обеспечивающая, с одной
стороны, развитие способностей каждого
индивида, а с другой – вхождение его в
это общество (социализацию)». [20]
О необходимости ориентироваться
на заказ общества и думать, прежде всего,
о ребенке писал в свое время замечательный
педагог и психолог П.Ф. Каптерев: «Общество
заинтересовано, прежде всего, не государственными
видами на образование, не строем школ
и их законами, а своими детьми, их развитием,
их здоровьем, их бодрым и веселым настроением.
Благо детей на первом плане. Поэтому общество
есть защитник общего гуманного образования
детей, поэтому настоящая научная педагогия
– требование общества. Государство педагогией
собственно не занимается, оно создает
школы и наблюдает за ними, но педагогически
не организует их и не управляет ими. Все
это делает общество. Оно намечает пути
в воспитании и образовании. Государство
пользуется уже готовыми результатами».
[14]
Е. Г. Зима рассматривает предшкольное
образование, «с одной стороны, как целенаправленный,
организованный социальный процесс обучения
и воспитания детей старшего дошкольного
возраста (5-7 лет), который выполняет функцию
социального контроля за состоянием их
физического, психологического, интеллектуального
состояния перед поступлением в школу.
С другой стороны, этот процесс представлен
как совокупность особых институциональных
и неинституциональных практик взаимодействия
различных субъектов: родителей, воспитателей,
учителей, самих детей». [13]
«Предшкольная подготовка детей
– это педагогический процесс взаимодействия
педагогов и старших дошкольников как
субъектов деятельности, направленные
на развитие детей и сохранение их индивидуальности,
результатом которого являются позитивные
изменения в потребностной сфере, мыслительных
операциях и включенности в деятельность
старших дошкольников » - считает С. Н.
Пенина.[17]
«Предшкольный возраст – это
период жизни детей 6-7 летнего возраста,
выражающий себя стремлением к тому, чтобы
занять новое, более «взрослое» положение
в жизни и выполнять новую, важную не только
для них самих, но и для окружающих людей
деятельность. В условиях всеобщего школьного
обучения это, как правило, реализуется
в стремлении к социальному положению
школьника и к учению как социально значимой
деятельности. Психологическая сущность
этого стремления заключается в том, что
старшие дошкольники начинают стремиться
к новому положению в системе доступных
им общественных отношений и к новой социально
значимой деятельности. Появление такого
стремления возникает на том уровне, когда
ребенку становится доступным осознание
себя не только как субъекта действия,
но и как субъекта в системе человеческих
отношений. Иначе говоря, у ребенка появляется
осознание своего социального Я и притязание
на социальное признание», - считает Б.
Г. Свиридов. [19]
Надо признать, что существует
терминологическая путаница между понятиями
«предшкольный возраст» и «предшкольная
подготовка». Предшкольным возрастом
принято считать возраст седьмого года
жизни. Однако согласно существующему
законодательству начальное школьное
образование рассчитано на четыре года
и предполагает обучение детей с шести
с половиной лет, а в некоторых регионах
с шести лет по желанию родителей. Это
означает, что дети начинают готовиться
к поступлению в школу до наступления
предшкольного возраста. [23]
ээээ Таким образом, в России,
еще за долго до презентации министром
образования Андреем Фурсенко Концепции
модернизации российского образования,
проводились эксперименты в области подготовки
детей к школе. Но официально предшкольное
образование внедрилось в ДОУ лишь в 2004
году. Мнения педагогов и воспитателей
о том, что из себя представляет предшкольное
образование разделилось: одни считают,
что данное нововведение есть «нулевой
класс», другие полагают, что это образование
станет конечной ступенью дошкольного
образования. Каждое мнение в некоторой
степени правильно.
1.2. Положение предшкольного
образования на сегодняшний день
В 2014 году вступил в силу приказ
министерства образования и науки касательно
дошкольного образования. Суть приказа
в том, что предлагаемые министерством
стандарты дошкольного образования теперь
являются официально узаконенными. Также
это был в некотором смысле сигнал к реализации
госпроектов по улучшению и повышении
значимости дошкольного образования,
обеспечением каждого ребенка возможностью
получить качественное дошкольное образование.
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования направлен
на[28]:
1) полноценное проживание ребенком
всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского
развития;
2) построение образовательной деятельности
на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным
в выборе содержания своего
образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество
детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей
в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с
семьей;
6) приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных
интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах
деятельности;