Актуальные проблемы предшкольного образования первая четверть XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы. Еще совсем недавно в нашей стране ни воспитатели в детских садах, ни учителя начальных классов, ни родители не были знакомы с понятием «предшкольное образование». В 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны обязывалось обучаться грамоте. В то время никто не мог предположить, что есть необходимость в предшкольной подготовке.
Практика показала, что если зрелость ребенка недостаточна, учебные нагрузки приводят к ухудшению здоровья, снижению работоспособности и мотивации к дальнейшему обучению. Новый социальный статус, новая окружающая среда, новые требования, появление обязанностей, которые требуют от ребенка ответственности – все это влияет на эмоциональное здоровье детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3-4
ГЛАВА I. Теоретические основы предшкольного образования…5-12
1.1 Появление термина предшкольное образование, характеристика основных понятий…………………………………………………... 5-7
1.2 Положение предшкольного образования на сегодняшний
день……………………………………………………………………7-10
1.3 Цели предшкольного образования ……………………………10-12
ГЛАВА II. Проблемы предшкольного образования на
современном этапе…………………………………………………13-21
2.1 Домашнее обучение……………….…………………………..13-15
2.2 Преемственность между школой и детским садом…………15-17
2.3 Критерии готовности к школьному обучению………………17-21
Заключение…………………………………………………………22-23
Список литературы…………………………………………………24-25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.89 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский Педагогический Государственный Университет»

 

 

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра дошкольной педагогики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

Актуальные проблемы предшкольного образования первая четверть XXI века

 

 

Студентки_курса_группы

Очной формы обучения

Власовой Светланы Сергеевны

Научный руководитель:

к.п.н., профессор кафедры

дошкольной педагогики

Ерофеева Т. И.

Москва 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………3-4

ГЛАВА I. Теоретические основы предшкольного образования…5-12

1.1 Появление термина предшкольное образование, характеристика основных понятий…………………………………………………... 5-7

         1.2 Положение предшкольного образования на сегодняшний

          день……………………………………………………………………7-10

          1.3 Цели предшкольного образования ……………………………10-12

ГЛАВА II. Проблемы предшкольного образования на

современном этапе…………………………………………………13-21

2.1 Домашнее обучение……………….…………………………..13-15

2.2 Преемственность между школой и детским садом…………15-17

2.3 Критерии готовности к школьному обучению………………17-21

Заключение…………………………………………………………22-23

Список литературы…………………………………………………24-25

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования проблемы. Еще совсем недавно в нашей стране ни воспитатели в детских садах, ни учителя начальных классов, ни родители не были знакомы с понятием «предшкольное образование». В 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны обязывалось обучаться грамоте. В то время никто не мог предположить, что есть необходимость в предшкольной подготовке.

Практика показала, что если зрелость ребенка недостаточна, учебные нагрузки приводят к ухудшению здоровья, снижению работоспособности и мотивации к дальнейшему обучению. Новый социальный статус, новая окружающая среда, новые требования, появление обязанностей, которые требуют от ребенка ответственности – все это влияет на эмоциональное здоровье детей.

В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

Л.А. Венгер трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию).

В нашей стране на вопрос о внедрении в дошкольное образование в обратили внимание лишь в XXI веке. В настоящее время еще не разработаны базовые критерии определения  готовности к школе. Из-за этого образовательные учреждения устанавливают требования, обусловленные зачастую не возможностями и способностями ребенка, а определенным социальным заказом. Вследствие этого, родители, напуганные новыми требованиями поступления детей в школы, начинают «подготовку» задолго до начала обучения. Тем самым ребенок тратит время на учебу, которое необходимо потратить на игры.

В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гуткина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.М. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

Но на практике педагогу трудно выбрать из этого множества методик и программ ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.

Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы: «Актуальные проблемы предшкольного образования первая четверть XXI века».

Цель работы: определить актуальные проблемы предшкольного образования на современном этапе.

Объект исследования: процесс развития психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы.

Предмет исследования: готовность ребенка к школе как фактор учебной деятельности.

Задачи исследования:

  • Изучить основное положение предшкольного развития на современном этапе
  • Рассмотреть понятие и цели предшкольного образования
  • Рассмотреть преемственность школьного и дошкольного обучения
  • Рассмотреть воспитание в семье и его результаты при поступлении в школу
  • Раскрыть критерии поступления детей в первый класс

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБАРЗОВАНИЯ

    1. Появление термина предшкольное образование, характеристика основных понятий

В 80-х годах в России проходил эксперимент по обучению шестилетних детей, который охватил 50 000 детей, обучающихся в течение одного года и в детском саду, и в школе. В 90-х годах в России проходил эксперимент по организации групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. Эксперимент показал реальную возможность увеличения процента охвата детей дошкольным образованием, но не решил проблему единого старта детей, поступающих в первый класс из-за отсутствия программного и методического обеспечения.

Впервые в России понятие «предшкольное образование» прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования, а первые подробные пояснения о том, что такое «предшкольное образование» и как оно будет развиваться в нашей стране, дал заместитель директора департамента государственного образования МОН РФ Игорь Реморенко; по его словам, предшкольное образование – термин, который распространен во всем мире. [27]

Ступень предшкольного образования, в рамках которой обучение осуществляется с 5 (5,6) лет, введена в Постановлении Правительства РФ «Стратегия РФ в области общего образования» (декабрь 2004 г.). Фурсенко объяснил, что главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.[29]

Главной задачей при этом является возможность максимально полно охватить предшкольным образованием будущих первоклассников. Для этого предлагаются образовательные учреждения способные осуществлять предшкольную подготовку. К ним относятся:

  • центры развития ребенка (ЦРР), которые в большинстве своём открываются при центрах дополнительного образования с 5 лет в учреждениях дополнительного образования.
  • предшкольное образование на базе детских дошкольных учреждений как вид группы кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем (на основании договора со школой).
  • предшкольное образование на базе школы (4 часа) + на базе детского дошкольного учреждения как вид группы кратковременного пребывания (для реализации воспитательно-образовательных целей)
  • прогимназии;
  • введение так называемых «нулевых» классов в школе с системой обучения и воспитания;
  • другие формы подготовки, в основном, кружковые, ориентированные на оказание платных услуг населению.
  • домашнее образование (система гувернерской службы на базе ЦРР).
  • семейные способы подготовки ребенка к школе в свете существующих стандартов (по договоренности под контролем ДОУ или органов образования, осуществляющих эту деятельность на базе учреждений дополнительного образования).

Но непонятный большей части населения термин породил путаницу: некоторые восприняли предшкольное образование как "нулевой" класс, кто-то посчитал, что министр говорил о дошкольном воспитании. Для того чтобы понимать на что нацелено данное постановление, нужно разобраться в том, что же из себя представляют понятия предшкольное образование, предшкольная подготовка и предшкольный возраст. К сожалению, нельзя выделить какое-то одно понятие – многие ученые и педагоги имеют свое собственное мнение касательно этого вопроса.

Смирнова Т. В. дала определение понятию предшкольное образование: «Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию)». [20]

О необходимости ориентироваться на заказ общества и думать, прежде всего, о ребенке писал в свое время замечательный педагог и психолог П.Ф. Каптерев: «Общество заинтересовано, прежде всего, не государственными видами на образование, не строем школ и их законами, а своими детьми, их развитием, их здоровьем, их бодрым и веселым настроением. Благо детей на первом плане. Поэтому общество есть защитник общего гуманного образования детей, поэтому настоящая научная педагогия – требование общества. Государство педагогией собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими. Все это делает общество. Оно намечает пути в воспитании и образовании. Государство пользуется уже готовыми результатами». [14]

Е. Г. Зима рассматривает предшкольное образование, «с одной стороны, как целенаправленный, организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), который выполняет функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу. С другой стороны, этот процесс представлен как совокупность особых институциональных и неинституциональных практик взаимодействия различных субъектов: родителей, воспитателей, учителей, самих детей». [13]

«Предшкольная подготовка детей – это педагогический процесс взаимодействия педагогов и старших дошкольников как субъектов деятельности, направленные на развитие детей и сохранение их индивидуальности, результатом которого являются позитивные изменения в потребностной сфере, мыслительных операциях и включенности в деятельность старших дошкольников » - считает С. Н. Пенина.[17]

«Предшкольный возраст – это период жизни детей 6-7 летнего возраста, выражающий себя стремлением к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как социально значимой деятельности. Психологическая сущность этого стремления заключается в том, что старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой социально значимой деятельности. Появление такого стремления возникает на том уровне, когда ребенку становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Иначе говоря, у ребенка появляется осознание своего социального Я и притязание на социальное признание», - считает Б. Г. Свиридов. [19] 

Надо признать, что существует терминологическая путаница между понятиями «предшкольный возраст» и «предшкольная подготовка». Предшкольным возрастом принято считать возраст седьмого года жизни. Однако согласно существующему законодательству начальное школьное образование рассчитано на четыре года и предполагает обучение детей с шести с половиной лет, а в некоторых регионах с шести лет по желанию родителей. Это означает, что дети начинают готовиться к поступлению в школу до наступления предшкольного возраста. [23]

ээээ Таким образом, в России, еще за долго до презентации министром образования Андреем Фурсенко Концепции модернизации российского образования, проводились эксперименты в области подготовки детей к школе. Но официально предшкольное образование внедрилось в ДОУ лишь в 2004 году. Мнения педагогов и воспитателей о том, что из себя представляет предшкольное образование разделилось: одни считают, что данное нововведение есть «нулевой класс», другие полагают, что это образование станет конечной ступенью дошкольного образования. Каждое мнение в некоторой степени правильно.

 

1.2. Положение предшкольного  образования на сегодняшний день

В 2014 году вступил в силу приказ министерства образования и науки касательно дошкольного образования. Суть приказа в том, что предлагаемые министерством стандарты дошкольного образования теперь являются официально узаконенными. Также это был в некотором смысле сигнал к реализации госпроектов по улучшению и повышении значимости дошкольного образования, обеспечением каждого ребенка возможностью получить качественное дошкольное образование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на[28]:

1) полноценное проживание ребенком  всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского  развития;

2) построение образовательной деятельности  на основе индивидуальных особенностей  каждого ребенка, при котором  сам ребенок становится активным  в выборе содержания своего  образования, становится субъектом  образования (далее - индивидуализация  дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество  детей и взрослых, признание ребенка  полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей  в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с  семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных  интересов и познавательных действий  ребенка в различных видах  деятельности;

Информация о работе Актуальные проблемы предшкольного образования первая четверть XXI века