Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа
Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.
Введение
Вопросы терминологии
Нарушения поведения
Типология агрессивного поведения современных подростков
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии.
На всём протяжении подросткового
периода наблюдается чётко
Таблица 1
Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет.
Возрастные группы |
Формы агрессивности, % | |||
физическая |
косвенная |
вербальная |
негативизм | |
10-11 летние подростки |
49 % |
32 % |
44 % |
45 % |
12-13 летние подростки |
56 % |
48 % |
51 % |
64 % |
14-15 летние подростки |
61 % |
51 % |
72 % |
65 % |
Анализ приведённых данных (приложение 1) свидетельствует о том, что у 10-11- летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.
Дети подросткового возраста особенно
зависимы от микросреды и конкретной
ситуации. Одним из определяющих элементов
микросреды в отношениях формирующих
личность, является семья. При этом
решающим является не её состав – полная,
неполная, распавшаяся, – а нравственная
атмосфера, взаимоотношения, которые
складываются между взрослыми членами
семьи, между взрослыми и детьми.
Установлено, что уровень физической
формы агрессивного поведения наиболее
выражен у детей из рабочей
среды, а наиболее агрессивными являются
дети из среды сельских механизаторов.
Вместе с тем у подростков этой
группы отмечается минимальный уровень
негативизма. Вербальные формы агрессивного
поведения типичны для
Таблица 2
Проявления различных форм агрессивности у подростков из разных социальных слоёв населения.
Социальные слои |
Формы агрессивности, % | |||
физическая |
косвенная |
вербальная |
негативизм | |
Из рабочей среды |
70% |
45% |
50% |
30% |
Из среды строителей |
65% |
55% |
60% |
40% |
Из среды сельских тружеников |
67% |
60% |
65% |
20% |
Из среды (прачки, уборщицы) |
30% |
65% |
75% |
50% |
Из среды служащих среднего звена |
40% |
45% |
75% |
60% |
Из среды руководящих работников |
60% |
67% |
35% |
90% |
Из среды торговых работников, коммерсантов |
20% |
30% |
25% |
10% |
Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) |
25% |
40% |
55% |
80% |
Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения и их анализ (приложения 2-10) имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
В педагогической практике многие годы
не учитывались половые различия
детей. Между тем, половые различия
не ограничиваются половыми характеристиками
и особенностями
Девочки созревают гораздо раньше
мальчиков. В подростковом возрасте
процесс психосексуального
Между тем, агрессивное поведение
подростков нередко связано с
алкоголизацией. Поскольку подростки
алкоголизируются, как правило, в
группе, то подогретое алкоголем стремление
“не отставать от других” и
“жажда подвига” часто приводят к
демонстративным асоциальным
Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста.
Таблица 3
Проявления различных форм агрессивного
поведения у мальчиков и
Возрастные группы |
Формы агрессивности, % | ||||
физическая |
косвенная |
вербальная |
негативизм | ||
10-11 лет |
мальчики |
70% |
40% |
62% |
68% |
девочки |
30% |
25% |
38% |
36% | |
12-13 лет |
мальчики |
59% |
49% |
52% |
69% |
девочки |
38% |
41% |
49% |
62% | |
14-15 лет |
мальчики |
61% |
39% |
81% |
82% |
девочки |
59% |
59% |
60% |
52% |
Анализ приведённых в таблице
данных (приложения 11-15) показывает, что
наибольшей агрессивностью отличаются
10-11-летние подростки-мальчики, у которых
преобладает физическая агрессия. У
мальчиков с возрастом
Профилактика и коррекция агрессивного поведения
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной
работе следует уделять формированию
круга интересов подростка
При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье” – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.
Исходя из того, что развитие ребёнка
осуществляется в деятельности, а
подросток стремится к
Д.И.Фельдштейн выделил социально
признаваемую и социально одобряемую
деятельность. Психологический смысл
этой деятельности состоит для подростка
в том, что участвуя в ней, он фактически
приобщается к делам общества,
занимает в нём определённое место
и удерживает свою новую социальную
позицию среди взрослых и сверстников.
В процессе этой деятельности подросток
признаётся взрослыми, как равноправный
член общества. Это создаёт оптимальные
условия и для реализации его
потребностей. Такая деятельность предоставляет
подростку возможность развития
его самосознания, формирует нормы
его жизнедеятельности. Но методы и
принципы такой деятельности требуют
значительной корректировки при
включении в неё подростков, отличающихся
повышенной агрессивностью. Прежде всего
необходима организация системы
развёрнутой деятельности, создающей
жёсткие условия и определённый
порядок действий и постоянный контроль.
При условии
Заключение
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Проведённое изучение подростков-правонарушителей
(объектом которого были психически и
физически здоровые дети) показало,
что ядром конфликтной
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Воспитательно-профилактическая деятельность
не может ограничиваться лишь мерами
индивидуального воздействия и
коррекции, применяемыми непосредственно
к несовершеннолетнему. Социального
оздоровления и социально-педагогической
коррекции требует
Профилактика и предупреждение
девиантного поведения
Отсюда возникает
Сравнительный анализ проявлений агрессивности
показал, что наибольшая физическая
агрессия отмечается у подростков в
сельских семьях и семьях рабочих, а
наименьшая – у детей из семей
торговых работников. Косвенная агрессия
преобладает у подростков из семей
руководящих работников и семей
подсобных работников. Вербальная агрессия
типична для детей служащих среднего
звена. Наибольший уровень негативизма
проявляется у детей
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков