Агрессивное поведение детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Оглавление

Введение
Вопросы терминологии
Нарушения поведения
Типология агрессивного поведения современных подростков
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.93 Кб (Скачать)

Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом  состоянии.

На всём протяжении подросткового  периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности:

Таблица 1

Проявления различных форм агрессивности  у подростков 10-15 лет.

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10-11 летние подростки

49 %

32 %

44 %

45 %

12-13 летние подростки

56 %

48 %

51 %

64 %

14-15 летние подростки

61 %

51 %

72 %

65 %


Анализ приведённых данных (приложение 1) свидетельствует о том, что у 10-11- летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё  сильнее проявляется вербальная агрессия.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов  микросреды в отношениях формирующих  личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые  складываются между взрослыми членами  семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей  среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень  негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства  подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки  отличаются сравнительно невысоким  уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей  подсобных работников и семей  руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих  работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Таблица 2

Проявления различных форм агрессивности  у подростков из разных социальных слоёв населения.

Социальные слои

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

Из рабочей среды

70%

45%

50%

30%

Из среды строителей

65%

55%

60%

40%

Из среды сельских тружеников

67%

60%

65%

20%

Из среды малоквалифицированных  подсобных работников

(прачки, уборщицы)

30%

65%

75%

50%

Из среды служащих среднего звена

40%

45%

75%

60%

Из среды руководящих  работников

60%

67%

35%

90%

Из среды торговых работников, коммерсантов

20%

30%

25%

10%

Из среды интеллигенции

(учителя, врачи, инженеры)

25%

40%

55%

80%


Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения  и их анализ (приложения 2-10) имеют  не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере  личности подростка, учитывая особенности  влияния социальной ситуации, воздействия  семьи.

Половозрастные особенности  проявления агрессивности в поведении  детей подросткового возраста

В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального  развития.

Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что  они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью  к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками  в развитии половых различий серьёзную  роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями  взрослых о поведении девочек  и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют  о том, что агрессивное поведение  гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Между тем, агрессивное поведение  подростков нередко связано с  алкоголизацией. Поскольку подростки  алкоголизируются, как правило, в  группе, то подогретое алкоголем стремление “не отставать от других” и  “жажда подвига” часто приводят к  демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и  организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками  мужского пола, у них отмечается более выраженное “огрубление” личности. При этом можно отметить агрессивные  проявления.

Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками  подросткового возраста.

Таблица 3

Проявления различных форм агрессивного поведения у мальчиков и девочек  подросткового возраста.

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10-11 лет

мальчики

70%

40%

62%

68%

девочки

30%

25%

38%

36%

12-13 лет

мальчики

59%

49%

52%

69%

девочки

38%

41%

49%

62%

14-15 лет

мальчики

61%

39%

81%

82%

девочки

59%

59%

60%

52%


Анализ приведённых в таблице  данных (приложения 11-15) показывает, что  наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых  преобладает физическая агрессия. У  мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а  у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде  косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у  девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при  постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков  так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее  проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового  возраста. У девочек негативизм несколько  затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых  данных проистекает необходимость  более детального изучения агрессивности  девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит  сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе  развития и проявления различных  форм агрессивности.

Профилактика и коррекция  агрессивного поведения

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками  имеет свои особенности. На начальных  этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с  подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После  диагностики семейных отношений  и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются  общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Особое место в коррекционной  работе следует уделять формированию круга интересов подростка также  на основе особенностей его характера  и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода  свободного времени подростка – "времени праздного существования  и безделья" за счёт привлечения  к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие  музыкой, спортом, и т.д.

При непродуктивной деятельности в  период свободного времени – “ничегонеделанье”  – неизбежен скорый возврат подростка  в асоциальную компанию и рецидив  делинквентности.

Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и  эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга  в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно  статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

Исходя из того, что развитие ребёнка  осуществляется в деятельности, а  подросток стремится к утверждению  себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую  деятельность, которая лежит в  сфере интересов взрослых, но в  то же время создаёт возможности  подростку реализовать и утвердить  себя на уровне взрослых.

Д.И.Фельдштейн выделил социально  признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл  этой деятельности состоит для подростка  в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место  и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток  признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные  условия и для реализации его  потребностей. Такая деятельность предоставляет  подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы  его жизнедеятельности. Но методы и  принципы такой деятельности требуют  значительной корректировки при  включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего  необходима организация системы  развёрнутой деятельности, создающей  жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных  подростков к различным видам  социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно  соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

Заключение

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения  является агрессивное поведение, нередко  принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение  себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми  конфликтами. Снижается возраст  проявления агрессивных действий. Всё  чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и  физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного  воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих  личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными  функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и  безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные  чрезмерным контролем и нудными  поучениями и наставлениями, находят  своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и  коррекции, применяемыми непосредственно  к несовершеннолетнему. Социального  оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная  среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих  основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа  индивидных, личностных, социально-психологических  и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться  и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих  проблем у подростков, системный  анализ характера их возникновения  и адекватная воспитательно-коррекционная  работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение  начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в  хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности  показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в  сельских семьях и семьях рабочих, а  наименьшая – у детей из семей  торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей  руководящих работников и семей  подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма  проявляется у детей руководящих  работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и  девочек на разных стадиях подросткового  возраста и из разных социальных групп  населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка  развивающегося под воздействием различной  микросреды и позволяет целенаправленно  строить воспитательный процесс.

Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков