Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа
Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.
Введение
Вопросы терминологии
Нарушения поведения
Типология агрессивного поведения современных подростков
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубоко индивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов (исследованием было охвачено 384 ребёнка дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) в поведении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них: отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты "мирным" путём, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения.
У 35% обследованных подростков, отличающихся девиантным поведением отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из них зарегистрированы случаи садистских действий.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Типология агрессивного поведения современных подростков
Агрессивные подростки, при всём различии
их личностных характеристик и особенностей
поведения, отличаются некоторыми общими
чертами. К таким чертам относится
бедность ценностных ориентаций, их примитивность,
отсутствие увлечений, узость и неустойчивость
интересов. У этих детей, как правило,
низкий уровень интеллектуального
развития, повышенная внушаемость, подражательность,
недоразвитость нравственных представлений.
Им присуща эмоциональная
Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают "
Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.
В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:
В отечественной психологии существует
несколько типов классификаций.
Некоторые исследователи
Так, В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают трудных подростков:
С.А.Беличева выделяет три группы:
Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:
Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Современный подросток живёт в
мире, сложном по своему содержанию
и тенденциям социализации. Это связано,
во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических
преобразований, предъявляющих к
растущим людям новые требования.
Во-вторых, с насыщенным характером
информации, которая создаёт массу
"шумов", глубинно воздействующих
на подростка, у которого ещё не выработано
чёткой жизненной позиции. В-третьих,
с экологическими и экономическими
кризисами, поразившими наше общество,
что вызывает у детей чувство
безнадёжности и раздражения. При
этом у молодых людей развивается
чувство протеста, часто неосознанного,
и вместе с тем растёт их индивидуализация,
которая при потере общесоциальной
заинтересованности ведёт к эгоизму.
Подростки больше других возрастных
групп страдают от нестабильности социальной,
экономической и моральной
Личность ребёнка и подростка
формируется не сама по себе, а в
окружающей его среде. Особенно важна
роль малых групп, в которых подросток
взаимодействует с другими
Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей:
1) конфликтная;
2) аморальная;
3) педагогически некомпетентная;
4) асоциальная.
Бочкарёва Г.П. выделяет семьи
1) с неблагополучной
2) в которых отсутствуют
3) с нездоровой нравственной
атмосферой, где ребёнку прививаются
социально нежелательные
Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций,
которые способствуют появлению отклоняющегося
поведения: 1) отсутствие сознательного
воспитательного процесса на ребёнка;
2) высокий уровень подавления и даже насилия
в воспитании, исчерпывающий себя, как
правило, к подростковому возрасту;
3) преувеличение из эгоистических соображений
самостоятельности ребёнка;
4) хаотичность в воспитании из-за несогласия
родителей.
Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: 1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; 2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
92 из 100 обследованных делинквентных
подростков (СпецПТУ, г.Колпино) росли
в крайне неблагополучной
Сочетание неблагоприятных биологических,
психологических, семейных и других
социально-психологических
Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.
На первой стадии подросткового
периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует
весьма критичное отношение к
себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек
(по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе
полностью отрицательные
Ситуативно отрицательное
На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма.
Стихийно складывающиеся компании
сверстников объединяют подростков,
близких по уровню развития, интересам.
Группа закрепляет и даже культивирует
девиантные ценности и способы поведения,
оказывает сильное влияние на
личностное развитие подростков, становясь
регулятором их поведения. Утрачиваемое
подростками чувство дистанции,
ощущение допустимого и недопустимого
приводит к непредсказуемым событиям.
Существуют особые группы, для которых
характерна установка на немедленное
удовлетворение желаний, на пассивную
защиту от трудностей, стремление перекладывать
ответственность на других. Подростков
в этих группах отличает пренебрежительное
отношение к обучению, плохая успеваемость,
бравада невыполнением
Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков