Адаптационная группа как средство подготовки ребенка раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

С момента рождения и до поступления в дошкольное учреждение ребенок воспитывается в семье в атмосфере любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его проявлениям и запросам. Семья для всех её членов является «маленькой крепостью», за стенами которой они стремятся спрятаться от невзгод и проблем, отдохнуть душой. Этого хотят и взрослые и тем более дети, которым так сложно ориентироваться в огромном мире.

Оглавление

1. Введение.
2. Основная часть.
1. Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования.
1. Развитие детей раннего возраста.
2. Современные организационные формы образования детей
раннего возраста
2. Реализация модели адаптационной группы.
1. Игра с детьми двух – трех лет в адаптационной группе.
2. Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению адаптационной группы.
3. Заключение.
4. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Введение2.docx

— 85.14 Кб (Скачать)

     Первые  годы организовываются таким образом, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Облегчить  душевное самочувствие, поднять настроение можно пальчиковыми и «ладонными»  играми. Начинается всё с потешек  во время которых взрослый играет с рукой ребенка, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. А затем  ребенок уже делает это самостоятельно. Игры могут не только ободрять и  веселить, но и успокоить слишком эмоционального ребенка. (приложение).

     Дети  двух лет не испытывают потребности  в общении со сверстниками. Они  могут с интересом наблюдать  друг за другом, прыгать, взявшись за руки и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Задача педагога научить  их общаться. У маленьких детей  есть вид деятельности, на  опосредованный предметами. Это общение в форме  возни. Дети вокруг начинают бегать, заражая  друг друга этой беготней, или падать на пол. Подавать какие-то звуки. Понимая  детей можно сказать. Что это  первый опыт коллективности, совместного  действия. Чтобы он не вызывал негативных ощущений, его необходимо специально ограничивать. Лучше всего для  этой игры использовать прибаутки и  потешки. По замыслу они очень  просты. (приложение).      В них нет ведущей роли, нет конкуренции. В соответствии с простым сюжетом дети часто делают что-то одновременно, но каждый за себя и вместе со своей мамой (бабушкой).

С целью  порадовать и позабавить использовался настольный и кукольный театр. Активную роль  брали на себя родители, они участвовали в сказках «Колобок», «Репка», «Теремок».                                                      (приложение)

       Дети были удивлены ведь их  мама «лиса», «медведь», «заяц»  и др. У детей  вырабатывается  подражание увиденного. Все родители  с радостью рассказывают, как дети повторяют дома все, что делают на играх-занятиях, радуются вместе с ребенком своим успехам. Есть дети малоактивные на занятии. Они находятся в позиции наблюдателя, но дома активно воспроизводят увиденное, играют с другими членами семьи. Уже в первой половине учебного года дети рассказывают стихи в присутствии других родителей. Главной фигурой для детей двух лет остаётся  взрослый, поэтому они наблюдают за  его действиями. Благоприятно сказываются на настроении и поведении детей пение детских песен, игра на музыкальных инструментах.(приложение)

     В период привыкания успешны и физкультурные  упражнения, и подвижные игры. Создание условий для самостоятельной  игры немаловажный фактор. Ребенок  должен сам пробовать свои силы и  возможности.

     Способствуют сближению  игры с водой и песком. В осенне-зимний период в поддонах приносится песок и вода для самостоятельной и организационной игры «Поймай рыбку», «Пусти кораблик», механические заводные игрушки для воды. Дети могут купать куклу, строить конфигурации под присмотром взрослых. Вырабатывается определенный стиль общения. Устраняется беспокойство и уверенность в себе. Огромное удовольствие радости получают дети и родители на празднике «Новый год». Родители не «пассивные» участники, а активные помощники. Деятельная любовь к детям заключается во всемерном содействии ребенку, в принятии его таким, каков он есть. 
 
 
 
 
 
 

     Особенности адаптации детей  к дошкольному  учреждению адаптационной  группы.

     Адаптация – это процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к её условиям.

     Адаптация означает соответствие между живой  системой и внешними условиями. Равновесие между воздействиями на среду  и среда на организм. Понятие «биологическая среда» перестройка физиологических  систем организма, обеспечивает целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Способность же изменять свое поведение означает социальную адаптацию.[11, 7]

     Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатам. Выделяют два основных критерия адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная  удовлетворенность. Внешняя адекватность поведения – способность легко  и точно выполнять требования среды.

     Успешность  адаптации проявляется в поведенческих  реакциях и в продолжительности  адаптационного периода. Выделяют четыре основных фактора поведенческой  адаптации:

  1. Эмоциональное состояние.
  2. Коммуникабельность.
  3. Дневной сон.
  4. Аппетит.

        Продолжительность процесса адаптации  может быть ограничена несколькими  днями или быть более длительной. Тяжёлая (острая) в среднем до 3 месяцев, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно.  В этот период он переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями. Тяжелая адаптация отрицательно влияет на состояние здоровья, и на развитие в целом, кроме того, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

При адаптации  средней тяжести (подострая) эмоциональное состояние ребенка нормализуется более быстро. В это время плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. К концу первого месяца  после поступления в дошкольное учреждение по мере прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе.

Характер  адаптации зависит от нескольких факторов (исследование Н.А. Аксариной, Н.П. Жуковской, Р.В. Тонковой – Ямпольской и др.)

Наиболее  важный фактор это состояние здоровья ребенка. Ослабленный ребенок поддаётся  к инфекционным болезням. На протяжении первого месяца после поступления  ребенок заболевает острыми респираторными инфекциями.

Смирнова  Е.О. фиксирует, что обычно дети, впервые  поступление в ясли, заболевают на 5 – 7 день пребывания.  Дети из адаптационной  группы приходят в дошкольное учреждение более здоровыми, так как они уже находились в коллективе кратковременно и процесс восстановления к инфекциям прошёл незаметно. Родители делились друг с другом своим опытам закаливание детей. Ощущали на себе температуру в группе при выполнении физических упражнений и игр с детьми. (приложение).

 Внимательно  слушали и выполняли рекомендации  по закаливанию в дошкольном  учреждении. Готовили ребенка в  поступление нового этапа их  жизни. Хорошо понимая. Здоровый  хорошо развитый ребенок обладает  большой функциональной активностью  всех систем организма, и легче  переносит трудности социальной  адаптации. Чем ребенок ослабленный.

        Социальный фактор – это состав  семьи. Образовательный уровень  родителей, жилищно-бытовые условия  и материальная обеспеченность  семьи, семейный микроклимат,  условия, создаваемые после рождения (режим дня, питание, игры, формирование  у него умений и навыков)  соответствующие возрасту личностные  качества (например, умение играть  с игрушками, обслуживать себя  и т.д.). Дети посетившие группу  кратковременного пребывания оказались  в выигрышной ситуации. Родители  хорошо знакомы с режимом, меню  детского сада у них была  возможность подстроиться в режим детского сада. Любить ребенка - значит научить его самостоятельности, а не делать всё за него. Самостоятельный ребенок чувствует себя более уверенно. Ребенок уже умеет играть с игрушками, с другими детьми, общаться со взрослыми. Активно формируются умение и навыки. Микроклимат в семье уже хорошо изучен и намечены реальные планы.

          Дети, пришедшие из дома малоактивны,  выбирают сторону наблюдателя.  А главное  -- рядом нет знакомого человека, некому пожаловаться. Дети из адаптационной идут в детский сад с желанием их ждут знакомый человек, и они не бояться с ней оставаться наедине, и ещё в этом большом доме всё знакомо и  игрушки и дети. Мамы и папы уходят на работу, спокойно оставляя ребенка человеку которому они доверили самое дорогое, что у них есть.

             Работа с детьми очень ответственная, а при наборе группы от нас требует от персонала ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умения. Занимаясь с одним ребенком. Видеть всю группу. Недопустимо и частая смена воспитателей, так, как дети трудно привыкают к каждому новому человеку, а родители не могут узнать индивидуальные способности ребенка,  стремление, наклонности, что приводит к отсутствию единства требований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 

Заключение.

            Создание на базе дошкольного  учреждения адаптационных групп  позволяет подготовить детей  и их родителей к поступлению  ребенка в детский сад. Большое  значение в подготовке родителей  и детей к этому событию  имеет психолого-педагогическое  просвещение по вопросам адаптации.  У каждого ребенка адаптация  по своему индивидуальному сценарию. Вряд ли можно говорить о  каких-то универсальных советах  по наиболее успешной адаптации  конкретного ребенка. В основе  помощи должны лежать наша  любовь к ребенку, глубокое  понимание и чувство того, что  переживает и чем он живет.

              Заранее сформированные у ребенка  положительные отношения к детскому  саду и представления о том,  чем там дети занимаются. Расширенный  круг общения, созданные условия  для развития его навыков общения.  Развитая самостоятельность и  уверенность в себе. Ребенок не  должен быть пассивным и сомневающимся.  Каждому человеку, чтобы чувствовать себя спокойно и миролюбиво, нужно ощущение, что нас любят просто так, нас принимают такими, какие мы есть. Любовь, выраженная через прикосновение, улыбку, игру позволяет ощутить себя в эмоциональной безопасности. Будьте терпеливы.

          Показателем результативности работы адаптационной группы является степень адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение. В семьях, где родители с детьми посещали группу адаптации, легкая степень адаптации отмечалась в среднем у 80% детей, адаптация средней тяжести  - у 20 %, тяжелой степени не выявлено.

     Дети, которые не посещали адаптационную  группу, легкой степени адаптации  не было ни у кого. Опыт работы показал, что включение родителей в  процесс воспитания и обучения не только облегчает адаптацию к  новым условиям, но и повышает образовательный  уровень родителей, учит их, относиться к воспитанию ребенка как к  сложному и кропотливому процессу. Организация групп кратковременного пребывания не наносит вреда  здоровью детей, соответствует потребностям детей и запросам  родителей. А  происходящие  в последнее время  изменения в социальной и демографической  ситуации (увеличение рождаемости) способствует тому, что потребность в создании таких групп возрастает.

             

      Список использованных источников. 

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для  развития речи дошкольников. / А.Е. Белая, В. И. Мирясова. – М., 2000.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ авт. сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «учитель», 2006. – 236с.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей./ М.Г.Борисенко, Н.А. Лукина. – М.;  2002.
  4. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад./ под ред. П.И. Каплан, М.; Просвещение, 1983. – 80с. ил.
  5. Галигузова Л.Н., Мещеренкова  С. Ю. Педагогика детей раннего возраста./ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещеренкова. – М.; гуманитар изд. Центр ВЛИДОС, 2007. – 50-139с.
  6. Глазырина Л.Д. Физкультурные занятия в группе «Малыши»./ Л.Д. Глазырина. – Минск: Аверсэв, 2009. – 139с.

(Воспитание  и обучение по программе «Пралеска»).

  1. Давыдова О.И., Майер А.А.. адаптационные группы в ДОУ. / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  2. Картушина М.Ю.. Забавы для малышей./ М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192. (ранний возраст)
  3. Курилова И.А. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста./ И.А.Курилова. – Мозырь: Содействие, 2009. – 88,   (4) с.
  4. Кускова Н.А. Я рисую Солнышко./ Н.А. Кускова. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 136 с.
  5. Кощева З.В. первые шаги малыша в детском саду: методическое пособие./ З.В.Кощева. Мн. Зорны верасень, 2006. – 68с. – (Куфэрак настаунiка i выхавацеля)
  6. Лейкина А.И. Малыши идут в детский сад. / авт. – сост. А. И. Лейкина. – Мозырь: Содействие, 2008 – 172с.
  7. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС. – 92 с.
  8. Омелящин И.В. Рисование, аппликация, лепка для малышей./ И.В. Омелящин. – Мозырь: Содействие, 2009. – 116 с.
  9. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, М.: ТЦ Сфера, 2003. – 168 с.
  10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению./ А.С. роньжина, книголюб, 2003. – 72 с. (психологическая служба)
  11. Шишкина В.А. Развитие движений детей в группе «Малыши»./ В.А. Шишкина.  – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 65, (3)с.
  12. Ж. «Пралеска» , 2007г. № № 3, 4, 5, 6; 2009г. № 3; 2010г.

Информация о работе Адаптационная группа как средство подготовки ребенка раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение