Адаптационная группа как средство подготовки ребенка раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

С момента рождения и до поступления в дошкольное учреждение ребенок воспитывается в семье в атмосфере любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его проявлениям и запросам. Семья для всех её членов является «маленькой крепостью», за стенами которой они стремятся спрятаться от невзгод и проблем, отдохнуть душой. Этого хотят и взрослые и тем более дети, которым так сложно ориентироваться в огромном мире.

Оглавление

1. Введение.
2. Основная часть.
1. Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования.
1. Развитие детей раннего возраста.
2. Современные организационные формы образования детей
раннего возраста
2. Реализация модели адаптационной группы.
1. Игра с детьми двух – трех лет в адаптационной группе.
2. Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению адаптационной группы.
3. Заключение.
4. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Введение2.docx

— 85.14 Кб (Скачать)

       Семейные  группы кратковременного пребывания детей. Группы такого типа организуются в специально оборудованных (так называемых «семейных») комнатах. В них имеется удобная мебель для взрослых и для детей, библиотека с научно-популярной литературой для родителей, с дидактическими материалами и игрушками для совместных игр малышей

       с воспитателем, родителями, сверстниками, а также со старшими братьями и сестрами. Задачей таких групп является создание особого микроклимата, способствующего адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, реализации личностно-ориентированной модели воспитания.

       Группы  кратковременного пребывания детей по обслуживанию их специалистами и медицинским персоналом дошкольного учреждения не требуют отдельного помещения и специалистов. Их обслуживают специалисты, работающие в данном учреждении. В рамках данной модели родители могут выбрать тот вид занятий или процедур, который они считают целесообразным для своего малыша. Например, могут приводить его только на музыкальные или физкультурные занятия, или на физиопроцедуры, или массаж. Режим посещения ребенком дошкольного учреждения регулируется родителями вместе с воспитателями и специалистами.

       Организация патронажных услуг  на дому для детей-инвалидов в сочетании с их кратковременным пребыванием в дошкольном учреждении предполагает индивидуальный режим работы с каждым ребенком и индивидуальную программу его развития (выбор занятий и процедур, которые проводятся с ним дома и в детском саду). Часть занятий проводится с ребенком дома, а часть — в дошкольном учреждении в те часы, когда данный вид занятия проводится с соответствующей возрастной группой. Таким образом, воспитатель выступает в качестве «социального педагога», поочередно обслуживая несколько детей на дому и в группе. 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  детей раннего  возраста.

     Наиболее  быстро ребенок развивается в  первые два года жизни. В это период формируется двигательная активность, происходит подготовка к речевой  деятельности, закладываются основы психики. [4,5].

     Данный  период наиболее ответственен для последующего развития человека, поэтому необходимо вовремя выявить и развить  в нем потенциальные возможности.

     Во  второй год жизни – наиболее важный период для развития интеллектуальных способностей. Дети, которым не достаточно уделяют внимание в развитии, эмоций, умственных способностей значительно  отстают от сверстников. На протяжении второго года жизни совершенствуется мышление, от непосредственных действий с предметами ребенок переходит  к действия с образами этих предметов. Важно как можно больше давать ребенку заданий на воображение, побуждать его к пению, рисованию, лепке, конструированию. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к  усвоению речи. Если до полутора лет  формировались речевой слух, понимание  речи, т.е. пассивное восприятие и  реагирование на речь взрослого, то во втором  полугодии второго года жизни быстро происходит овладение активной речью путем подражания речи взрослых.

     Ранний  возраст ребенка отмечается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его  предметах, отвечая на многочисленные вопросы.

     В этом возрасте ребенок чрезмерно  подвижен, у него появляются представления  о расстоянии и расположении предметов  в пространстве. Повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему окружающему.

     Умственное  развитие детей второго года жизни  осуществляется в играх, общении  со взрослыми и другими детьми. Для ребенка характерна любознательность, и её всячески необходимо поощрять.

     Овладевая все новыми действиями с предметами, ребенок открывает новые функции предметов, узнаёт, что вещи имеют свое назначения,  употребление.  Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям являются существенной предпосылкой для формирования личности. У ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям. Смущение по отношению к незнакомым людям, огорчение при неудаче, страх. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств.  [15, 8]                                                                       Вместе с тем следует признать, что педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких и основанных на возрастных возможностях. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи формирование мышления имеют свои специфические особенности.

     Известно: чем меньше ребенок, тем больше он отличается от  взрослого в физическом и психическом отношении. Как  писал Л.С. Выгодский, душевная жизнь  маленького ребенка «отличается  самым серьёзным образом от психической  жизни, возможной при развитой и  зрелой центральной нервной системе».

     В ранний период жизни ведущим видом  деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает  наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.

     На  первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок, имеют исключительное значение для интеллектуального  развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов. Следовательно,  понимание и освоение мира происходят сначала через решение  практических и – позднее –  логических задач.

     Ранняя социализация дает представление об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями. В обществе среди сверстников и взрослых активизируется словарь ребенка. Развивается воображение. Очень важно единение взглядов педагогов и родителей на ребенка, как на личность, которая уникальна, особенна, единственна в своем роде и требует к себе внимания, поддержки, уважения одобрения своих поступков, самостоятельности, инициативности.

     Активное  развития новых форм позволяет преодолеть имеющий место разрыв в общественном и семейном воспитании, сохранить  физическое, психическое и социальное здоровье каждого малыша. Успешные результаты не заставят себя ждать, если напомнить о цели, общей для  всех, – и развивать способности  детей, научить их, заинтересовать, сделать счастливыми! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реализация  модели адаптационной  группы.

     Создание  на базе дошкольного учреждения адаптационной  группы позволяет подготовить детей  и их родителей к поступлению  ребенка в детский сад. Большое  значение по подготовке родителей к  этому событию имеет психолого-педагогическое просвещение по вопросу адаптации  и обеспечению ранней социализацией  детей.

     Проведенный  опрос показал, что родители заинтересовались предложением посещать дошкольное учреждение вместе со своими малышами в режиме кратковременного пребывание и получать профессиональную помощь специалистов детского сада в воспитании ребенка  и подготовке его к поступлению  в дошкольное учреждение. Была сформирована группа из десяти детей (из района детей  которые пойдут в наш детский  сад). Единственным критериям отбора является наличие справок от врача  о состоянии здоровья ребенка  и взрослых.

     Обязательным  условием присутствие не только мамы, но и поощряется смена родителей  бабушек и дедушек. Перед первым посещением было проведено собрание – собеседование с родителями и малышами. Родители заполнили анкету «Знакомство»  (приложение). Где указали сведение о себе и ребенке, высказали свои запросы и пожелания, а так же получили диагностическую карту «Показатели развития детей раннего возраста (Е.Волосова 1999г.)». Возраст детей составил от 1,5 до 2,1 года на сентябрь месяц.

     Для организации работы группы был выбран физкультурный зал (с отдельным  входом). Занятия проводились 2 раза в неделю по 1 часу (среда и пятница  с 1030 до 1130) в месяц 8 занятий за год было проведено72 занятия. Для успешной организации группы сознательно не использовались помещения групповых комнат из-за возможных инфекций и карантинных мероприятий в группе. В весеннее время была организация занятий на улице (территория детского сада). На занятии-игре определена чёткая отработанная структура одночасового пребывания  в детском саду. Детей предсказать не возможно  поэтому, готовясь к занятию нужно брать дополнительную насыщенность.  Большое количество людей в первое время может отразиться болезненно, на некоторых детей, даже в присутствии мамы. Присутствие музыкального сопровождения в играх, физкультурных упражнениях вызывает море радости и восхищения. Родители сопровождают детей, следуют их интересам. (приложение).                                                                Знакомят малышей с игрушками в зале. Следят за их безопасностью. Выполняют задание вместе с детьми, дают дополнительные пояснения, помогают и поощряют выполнения заданий. Неустойчивое внимание детей требует быстрого переключения от одного упражнения (игры) на другое, поэтому темп должен быть быстрым без суеты. (приложение)

     Необходимо  постоянно следить за реакцией детей  и переключаться по мере потери их интереса к той или иной деятельности. По ходу действий даю указания не только детям, но и поясняю для родителей, которые быть четкими, краткими и  не занимать много времени. Выслушав задание, родители контролируют, помогают и поощряют малышей. Количество и  содержание игр и упражнений зависит  от желания детей их внимания. Все  задания привлекаются  без принуждения, опираясь только на интерес. Свобода  движений не ограничена. Ребенок может  отвлекаться, отойти к заинтересовавшему  его предмету. Через некоторое  время малыш с помощью взрослого  вновь включается в деятельность.

     Комплексный подход построения игр-занятий способствует тому, что при каждом посещении  группы детей проходит познавательное, музыкально-эстетическое развитие детей, развивается и обогащается сенсорная  база, идёт работа по развитию у детей  мелкой и крупной моторики, происходит развитие ребенка, закладываются основы художественно – продуктивной деятельности, создаются условия для развития детей в коллективе, социальном обществе. (приложение).             Особенно ценно для единственного ребенка в семье, так случается, что такой ребенок не имеет достаточных возможностей для общения с другими детьми  и взрослыми. Общаясь с другими, малыш познаёт мир. Искусство  общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь – начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями. Искусству общения, несомненно, следует учиться с детства вместе с родителями, ведь культура поведения закладывается в семье. (приложение).                                                            Уже с первых дней формируются привычки, привязанности, определенное поведение и уже к трём годам стереотип поведения становятся довольно устойчивым.[11, 21]

     Социальное  сближение ребенка со сверстниками или взрослыми возможно только через  эмоциональную сферу. Поскольку  эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта, у него необходимо сформировать положительную установку, положительное отношение к дошкольному учреждению, желание идти в ясли. Нет никого  лучше любимой мамочки рядом, любящего воспитателя, который найдёт общий язык и с ребенком, и с мамой. Ребенок не чувствует волнения и страха, а находится в атмосферы тепла и уюта. Именно в адаптационных группах складываются отношения между родителями и воспитателем. Он должен восстановить с ребенком контакт в присутствии родителей.

     Родители  детей очень разные по образованию, благосостоянию, взглядам на развитие общества. Но их объединяет одно: они хотят, чтобы их ребенок чувствовал себя в дошкольном учреждении уверенно и комфортно, был  счастлив и успешно развивался. Значит, ёще до поступления малыша группа адаптации позволяет установить контакт с семьей. Успешность  привыкание во многом зависит от взаимодействия.

     В процессе работы (течение учебного года) можно выяснить условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, узнать каковы особенности характера, его привычки, интересы и склонности, взаимоотношения между взрослыми членами семьи и др. Оценивая эту информацию важно определить проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в период адаптации, наметить коррекцию выявленных проблем и заранее дать родителям рекомендации по подготовке детей к дошкольному учреждению. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и рекомендации. (приложение).                              Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется к детскому саду; чем теснее будет связь между ребенком и матерью, тем меньше душевной и духовной патологии у ребенка. 
 
 
 
 
 
 

Игра  с детьми двух –  трех лет

     в адаптационной группе.

     Основная  задача игр в период привыкания –  формирование эмоционального контакта доверия детей к воспитателю. Я веду себя так, чтоб они  увидели  во мне не только доброго всегда готово прийти на помощь человека, но и  партнёра по игре. Эмоциональное общение  возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы о каждом малыше.[11, 37]

Информация о работе Адаптационная группа как средство подготовки ребенка раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение