Адаптационная группа как средство подготовки ребенка раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

С момента рождения и до поступления в дошкольное учреждение ребенок воспитывается в семье в атмосфере любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его проявлениям и запросам. Семья для всех её членов является «маленькой крепостью», за стенами которой они стремятся спрятаться от невзгод и проблем, отдохнуть душой. Этого хотят и взрослые и тем более дети, которым так сложно ориентироваться в огромном мире.

Оглавление

1. Введение.
2. Основная часть.
1. Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования.
1. Развитие детей раннего возраста.
2. Современные организационные формы образования детей
раннего возраста
2. Реализация модели адаптационной группы.
1. Игра с детьми двух – трех лет в адаптационной группе.
2. Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению адаптационной группы.
3. Заключение.
4. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Введение2.docx

— 85.14 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

ТВОРЧЕСКАЯ  РАБОТА

на  тему:  Адаптационная группа

как средство подготовки ребенка

  раннего возраста  к поступлению  в дошкольное учреждение 
 
 

                                                   Воспитателя I категории

                                      Государственного

                                                      учреждения образования

                                                             «Ясли-сад № 62 г. Бобруйска»                                           

Меньковской Надежды Даниловны 

          

                                                                                                                                                                                                                                           Бобруйск, 2010     

                                                                                                                                       Отдел образования администрации Ленинского района   

Отзыв

                                                    на творческую работу                                                                                             Название _____________________________________________________________    ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Ф. И. О.  автора ________________________________________________________  Фамилия, имя, отчество рецензента, должность ____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

  1. Актуальность  данной работы                                                                                           _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   2.  Структура работы, её содержание и особенности                                                       ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.  Практическая направленность (значимость, полезность)                                           ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выводы ______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись рецензента _____________________________                                                              Дата

          « ____»  __________ 2010 года 
 
 
 
 
 

Оглавление. 
 

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования.
    1. Развитие детей раннего  возраста.
    2. Современные  организационные  формы  образования  детей           

      раннего  возраста

  1. Реализация модели адаптационной группы.
    1. Игра с детьми двух – трех лет в адаптационной группе.
    2. Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению адаптационной группы.
  1. Заключение.
  1. Список использованных источников.
  2. Приложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     С момента рождения и до поступления  в дошкольное учреждение ребенок  воспитывается в семье в атмосфере  любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного  отношения близких ко всем его  проявлениям и запросам. Семья  для всех её членов является «маленькой крепостью», за стенами которой они  стремятся спрятаться от невзгод  и проблем, отдохнуть душой. Этого  хотят и взрослые и тем более  дети, которым  так сложно ориентироваться  в огромном мире.

     Уже с первых дней жизни ребенка формируются  привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип поведения  ребенка становятся довольно устойчивым.

     Можете  себе представить, каковы впечатления  ребенка, впервые попавшего в  детский сад?

     Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный  своими жителями, причем все они  больше вас, а есть просто гиганты. Гиганты  проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока не ясны – добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними осторожнее!) А в  квартире, в которой вам предстоит  жить, живут еще 15 – 20 человек. Их так  много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было спрятаться, и нет  ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, помог, поддержал.

     Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации прихода ребенка в детский сад. Его окружают не знакомые взрослые – воспитатели, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду боязно – что там, за поворотам? – не заблудиться бы. Сегодня родители заботятся не только о питании и материальном обеспечении малыша, но и стремятся дать ему образование уже с самого раннего детства. Возникает актуальная проблема социальной и «биологической» адаптации к дошкольному учреждению. Педагогические коллективы должны уделять пристальное внимание проблеме воспитания детей раннего возраста, и тем самым удовлетворяя запросы родителей.

     Безусловно. Со временем малыш освоиться в  новой обстановке, познакомиться  с детьми, с воспитателями, будет  ориентироваться в саду.  Кое  – кто с первого дня почувствует  «как дома», а у кого с первого дня приведет к нежеланию ходить в детский сад. Именно поэтому одной из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрей и безболезненней освоиться в новой ситуации, почувствовать себя уверенней, хозяином ситуации. А уверенным  малыш будет, если узнает и поймет. Что за люди его окружают, в каком помещении он живёт и т.д.

     Многочисленные  исследования ученных (Э. Торидайк, В. Штерн) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые в  семье смогли подготовить к этому  ответственному периоду в жизни.

     Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования соблюдения распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр-занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционального уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.

     Итак, родители приняли решение: ребенка  надо отдать в ясли. Этому решению  предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений: Как малыш  адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Как его встретят? А если?.. А вдруг?..

     Безусловно, готовить к дошкольному учреждению нужно не только малыша, но и родителей. Однако многие родители оказываются не готовы к общению с малышом, не знают физиологических и психических особенностей детей раннего   возраста, не владеют методами и приёмами взаимодействия с маленьким ребёнком.

     Было  бы ошибкой предполагать, что развитие мышления и речи приходит спонтанно, само собой. Чтобы ребенок развивался необходимо общение. Не случайно ранние годы называют сенситивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Именно поэтому ранний возраст – важнейший  стартовый период жизни человека. 
 
 
 
 

  Педагогика раннего возраста

  на современном этапе развития образования.

       Основными понятиями педагогики являются объект и предмет педагогики образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педагогический процесс.                     [5, 52].

       Главными целями образования в раннем возрасте выступают охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальных способностей и склонностей каждого малыша.

       Личностно-ориентированная педагогика предполагает следование принципам самооценки возраста, единства воспитания и обучения, индивидуализации и вариативности образования.

       Основными задачами образования детей в раннем возрасте являются: обеспечение их эмоционального благополучия; приобщение к ценностям здорового образа жизни; создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка; поддержка инициативности и творческого самовыражения каждого.

       Содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по четырем сферам, в которых происходит развитие ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие.

       Педагогические методы подразделяются на исследовательские методы и методы воспитания и обучения. Исследовательские: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, изучение документации, анализ процесса и результатов детской деятельности. Методы обучения и воспитания: словесные, наглядные, практические, методы прямого и косвенного воздействия, проблемного воспитания и обучения. [5, 53]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Современные организационные  формы образования  детей раннего  возраста 

       В настоящее время существуют разнообразные формы образования детей раннего возраста. Это государственные дошкольные образовательные учреждения, включающие группы для детей раннего возраста, образовательные учреждения, в которых действуют только группы для детей ясельного возраста. Также существуют аналогичные частные образовательные учреждения. [5, 50]

       В последние годы все более широкое распространение получают новые модели образования для детей раннего возраста, ориентированные на интересы и потребности семьи. Они представляют собой варианты кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении и предъявляют особые требования к сотрудничеству воспитателей, педагогов, медицинского персонала, которые должны постоянно координировать свои действия, чтобы дети за короткий срок пребывания в группе могли получать полноценное образование. Существуют разные модели групп кратковременного пребывания детей.

       Группы  кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении предполагают свободный режим пребывания в них малышей. Родители приводят ребенка в удобное для них время на 2—3 часа в течение рабочего дня. Здесь воспитательно-образовательная работа с детьми проводится индивидуально.

       Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп. В этом случае дети приходят в детский сад к определенному времени на короткий срок, например, с 8.00 до 11.00, с 11.00 до 14.00, с 15.00 до 18.00. При таком варианте работа проводится с подгруппой детей. Кроме воспитателей к педагогическому процессу могут привлекаться музыкальный руководитель, педагог по физическому воспитанию, специалист по изобразительной деятельности и др.[5, 51]

       Кратковременное пребывание детей  в закрепленной группе детского сада. Эта модель не требует специально выделенного помещения и закрепленных за группой воспитателей. Детей распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Малыши включаются в жизнь группы на тот промежуток времени, на который родители оставляют его в дошкольном учреждении.

       Группы  выходного дня. В такую группу могут включаться дети, не посещающие дошкольное учреждение, а также те малыши, которые ходят в ясельные группы постоянно.

       Адаптационные группы кратковременного пребывания детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению проводится в специально оборудованном помещении. Эта модель предполагает работу с детьми тех воспитателей, которые в дальнейшем примут их в свою группу на постоянное пребывание. Воспитатель занимается с такой группой в ту смену, когда в его постоянно действующей группе работает другой воспитатель. На следующий день воспитатели меняются.

Информация о работе Адаптационная группа как средство подготовки ребенка раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение