Современная налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы будет заключаться заключается в изучении в следующем: изучить теоретические аспекты налоговой политики и налоговой системы в целом, а также определить перспективы развития налоговой политики Российской федерации на современном этапе.(переделать)
Задачи работы:
1). Рассмотреть понятие и сущность налогов, влияющих ан экономику страны;
2). Также рассмотреть развитие налогообложения в России;
3). Изучить налоговую политику Российской федерации на современном этапе.
4). Провести анализ налоговых поступлений в России;

Файлы: 1 файл

Диплом 1 глава(1).docx

— 57.51 Кб (Скачать)

Разработанные Временным  правительством основные налоговые  мероприятия предусматривали повышение  ставок  подоходного налога, пересмотр  системы временного налога на прирост  прибылей и установление единовременного налога.

После Октябрьской революции  одним из первых  налоговых мероприятий  был Декрет Совета Народных Комисаров  о взимании прямых  налогов с  торговых и промышленных предприятий  и доходов от личных промыслов, при  этом предусматривались сроки его  уплаты и санкции за просрочку  платежей или неуплату налога.

Декретом ВЦИК и СНК  от 30 октября 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный 10 – миллиардный революционный налог, который распространялся на богатую часть городского и сельского населения. Городская и деревенская беднота полностью освобождались от его уплаты, средние слои получили существенные налоговые льготы.

Одним из источников доходов  местных бюджетов был  разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918г. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не  облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

После октябрьской революции  существенно повысились ставки акцизов  на предметы массового потребления. Сборщиками акцизов выступали собственники предприятий, плательщиками – потребители  при оплате товаров и услуг. В  конце 1918 года вместо ранее действовавших  акцизов вводятся прямые начисления к ценам товаров, однако их значение для бюджета резко снизилось  в результате натурализации хозяйства.

Разновидностью обложения по обороту был (косвенный налог) особый пятипроцентный сбор, взимавшийся с кооперативных и частных отдельных лиц, снабжающих население предметами личного потребления в размере 5 процентов от их оборота.

В соответствии с декретом СНК от 14 августа 1918г. вводится единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который является разновидностью целевого налога, введенного взамен контрибуций. Его плательщиками били владельцы частных торгово-промышленных предприятий, имевшие наемных работников.

Налогообложение сельских хозяев заменяется системой продразверстки, т.е., обязательной сдачей крестьянскими хозяйствами государству всех излишков хлеба и др. сельскохозяйственных продуктов.

Завершение эпохи «военного  коммунизма» и переход к новой экономической политике ознаменовалось заменой продразверстки продналогом – натуральным налогом, взимавшимся с крестьянских хозяйств и введенным декретом ВЦИК от 21 марта 1921г.

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922г. установил на 1922 – 1923гг. единый натуральный  налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который  исчислялся в единой весовой мере и вносился налогоплательщиками  основными сельскохозяйственными  продуктами.

4.Налогообложение в России  в период НЭПа:

В 1921г. начала осуществляться новая экономическая политика  (НЭП). Налоговой системе данного  периода были свойственны множественность  налогов и сборов, многократность обложения различных звеньев  торгово-промышленного оборота.

Финансовая система во время НЭПа была у складывающейся системы налогообложения информации для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков предопределяло и весьма примитивные способы обложения.

Существовали налоги прямые и косвенные:

К прямым относились:

- сельскохозяйственный  налог, рассчитываемый в зависимости  от количества земли и голов  скота на одного едока;

- промысловый налог, которым  облагались торговые и промышленные  предприятия, а также единоличные  ремесла и промысловые занятия;

- подоходно-имущественный  налог, которым облагались как  физические лица, так и юридические  лица: акционерные общества и  т.п. Поимущественное обложение  представляло собой, прежде всего  налог на капитал. 

- единовременный общегражданский  налог как ценовой был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1922г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбу с эпидемиями, улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении.

- рентные налоги с  земель, изъятых из сельскохозяйственного  оборота, гербовый сбор, наследственные  пошлины.

- единый натуральный налог,  введенный Декретом ВЦИК и  СНК от 17 марта 1922г. и заменивший  продналог на отдельные сельскохозяйственные  продукты, дифференцировался в зависимости  от мощности хозяйств.

Прямые налоги, будучи орудием  финансовой политики при перераспределении  накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов, становились существенным фактором роста доходов бюджета.

К косвенным налогам относились акцизы и таможенное обложение. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, алкогольных напитков, табачных изделий и некоторых  других потребительских товаров.

О наличии льготного налогообложения  в системе косвенных налогов  свидетельствует налог с доходов  от демонстрации кинофильмов в 1922г. как «налог с публичных зрелищ и увеселений».

Крупнейшим платежом частного сектора в городе был подоходный налог с частных лиц, введенный  в 1922 – 1923гг.

В условиях сплошной коллективизации  сельскохозяйственный налог был  фактически преобразован в четыре налога: с колхозов, колхозников, единоличных  трудовых крестьянских хозяйств, кулацких хозяйств.

В 1930г. сельхозналог перестают  взимать  с доходов колхозников, получаемым по трудодням.

В 1936г. сельскохозяйственный налог с колхозов заменили  подоходным налогом с колхозов – прямым налогом, взимавшимся в виде части  их чистого  дохода, поступавшим в государственный  бюджет СССР и использовавшимся на финансирование общегосударственных  потребностей.

Налоги в период Великой  Отечественной Войны, отличаются своей  новизной и чрезвычайностью. Например, такой: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, с целью привлечения средств, установленный бездетных граждан на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям, исчислялся по месту прибыли и удерживался одновременно с подоходным налогом с той же суммы.

В период войны в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943г. «О подоходном налоге с населения» была реформирована  система налогообложения населения.

Плательщики налога в зависимости  от источника дохода подразделялись на несколько групп, для каждой из которой были предусмотрены особый порядок обложения, различные меры необлагаемого минимума, скидки и льготы.

Так же в годы войны к  подоходному  и сельскохозяйственному  налогам была установлена стопроцентная  надбавка, замененная в 1942г. военным  налогом. Им облагались граждане СССР, достигшие совершеннолетия, за исключением  военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов первой и второй группы, пенсионеров.

В этот же период были ведены следующие налоги и сборы:

- единый налог со зрелищ;

- сбор с владельцев  скота;

- сбор за регистрацию  охотничье-промысловых собак;

- государственная пошлина  вместо единой государственной  пошлины.

 В 1953г.состоялась коренная реформа сельскохозяйственного налога, в ходе которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

5. Налоги в условиях  централизованного планирования  и управления экономикой:

В середине 1960-х гг. в сфере  налогообложения изменился порядок  распределения прибыли государственных предприятий.

Плата за фонды, введенная  в 1966г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965г. «О совершенствовании планирования и  усилении экономического стимулирования экономического производства» и  представлявшая собой форму распределения  прибыли, была одним из первоочередных платежей в государственный бюджет СССР.

В 1970 – 1980гг. налоговую систему  СССР составляли:

- подоходный налог с  кооперативных  и общественных  предприятий, т.е. прямой налог,  взимаемый в виде части прибыли  предприятий и хозяйственных  органов потребительской кооперации  и общественных организаций;

- налог с владельцев  строений, представлявший собой  поимущественный налог, введенный  с 1 июля 1981г. Он взимался с  кооперативных предприятий, организаций  и учреждений, за любые строения, находящиеся в их собственности;

- подоходный налог с  населения- прямой налог, взимаемый  с доходов с физических лиц;

- Земельный налог –  местный прямой налог, введенный  с 1 июля 1981г., взимался с кооперативных  предприятий, учреждений и организаций,  а также граждан СССР, которым  в установленном порядке были  выделены земельные участки;

- Налог с владельцев  транспортных средств, взимался  с граждан СССР за принадлежащие  им автомобили, мотоциклы, моторные  лодки.

В этот же период в СССР взимались следующие пошлины:

- государственная пошлина;

- таможенные пошлины;

- ввозные пошлины;

- вывозные пошлины;

- транзитные пошлины;

- портовые сборы;

- внешнепортовые сборы;

- сбор за государственную  проверку мер и измерительных  приборов;

- разовый сбор на колхозных  рынках;

- рыболовный сбор;

- консульские сборы.

Экономические и политические преобразования 1990-1991гг. сопровождались резким обострением противоречий между  СССР и союзными республиками, обусловленными кризисными явлениями в экономике.

Налоговое законодательство этого периода было направлено на развитие и поддержку предпринимательской  деятельности граждан, что выразилось в установлении для этой категории налогоплательщиков более низких по сравнению с другими ставок подоходного налога.

Предполагалось изменить систему налогообложения – вместо упраздненных налогов с оборота  и с продаж и ввести  налог  на добавленную стоимость и акцизы, активно использовать стимулирующие  начала при взимании налога на прибыль; для формирования (союзного) федерального бюджета ввести особый федеральный  налог, включаемый в издержки производства. Однако в связи с распадом СССР эти меры остались нереализованные. (слишком большая историческая справка, нужно сократить и можно сделать сравнительный анализ по странам с древних времен)

 

    1. Налоговая политика России на современном этапе

Налоговая политика государства  является одним из инструментов бюджетной  политики государства и привлечения  финансовых ресурсов на его нужды. Она  фиксируется в законах, налоговом  кодексе, нормативных актах и  других документах. Призванная стимулировать  процессы воспроизводства в народном хозяйстве, на всех этапах развития экономики  налоговая политика реализуется  государством через:

- предоставление и изменение  налоговых льгот, ставок по  конкретным налогам и сборам, стимулирующих развитие одних видов деятельности и свертывание других;

- введение одних налогов  и сборов и упразднение других.

Различают краткосрочную  и долгосрочную налоговую политику государства.

Краткосрочная налоговая  политика направлена на создание условий  для преодоления спада и для  обеспечения подъема для экономики  страны, в частности, путем снижения налогов и сборов с целью уменьшения инфляции и уровня безработицы.

Долгосрочная налоговая  политика предполагает оптимизацию  налогового бремени с целью стабилизации расширенного воспроизводства в  стране.

Налоговая политика государства  – важный фактор регулирования экономики, социальной, экологической и демографической  обстановки в России, укрепления обороноспособности страны, а также правоохранительных органов, развития образования, науки  и культуры. Налоги можно стимулировать для стимулирования инвестиций в нужном регионе (местности) на важные в определенное время для развития экономики виды деятельности. С помощью налогов и сборов можно регулировать  личное потребление населения, структурные сдвиги в экономике, ее динамику и объемы, а также взаимоотношения юридических и физических лиц с государством, стимулировать развитие внешнеэкономической деятельности, малого предпринимательства, привлечение через систему льгот и преференций иностранных инвестиций в экономику страны.

Ставки налогов и сборов, как отмечалось выше, - составная  часть налоговой системы. Каждая из них определяет часть, долю, процент  от дохода, прибыли от другого объекта  налогообложения, которая должна быть перечислена в бюджете.

В современных условиях налоговая  политика была направлена на необходимость  поддержания финансовой системы  Российской Федерации, в частности  сбалансированности бюджета, а также  стимулирование инновационной активности. Основными целями налоговой политики на современном этапе было:

Информация о работе Современная налоговая политика