Современная налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы будет заключаться заключается в изучении в следующем: изучить теоретические аспекты налоговой политики и налоговой системы в целом, а также определить перспективы развития налоговой политики Российской федерации на современном этапе.(переделать)
Задачи работы:
1). Рассмотреть понятие и сущность налогов, влияющих ан экономику страны;
2). Также рассмотреть развитие налогообложения в России;
3). Изучить налоговую политику Российской федерации на современном этапе.
4). Провести анализ налоговых поступлений в России;

Файлы: 1 файл

Диплом 1 глава(1).docx

— 57.51 Кб (Скачать)

2.Налогообложение в России в 15 – 19 веках:

В период становления русского централизованного государства (15 – 19 века) широкое распространение  получила подать, взимавшаяся виде посошного обложения (прямой налог), поступавшая в казну великого московского князя

Но система посошного обложения с ее нечеткостью в распределении категорий налогоплательщиков, субъективизмом в оценке доходности земельных участков и возможностью злоупотреблений при составлении писцовых книг была весьма несовершенной. Поэтому с 1646 г. единицей для исчисления отдельных видов посошного обложения стал считаться двор. Постепенно писцовые книги заменили переписные книги, отразившие главным образом, количество крестьянских и посадских дворов.

Окончательная замена в 1679 г. посошного обложения подворным позволила за счет населения, ранее не платившего налоги, расширить число плательщиков податей подворного обложения. При этом общая сумма налоговых поступлений в казну от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами. Подворное обложение, в отличие от посошного, позволило определить более четкие  критерии распределении налогового бремени. К началу 17 века косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине 17 века была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег с рубля оборота.

К 14 – 17 веках стали отдаваться на откуп таможенные и кабацкие сборы. Разнообразными поборами облагалась как всякая торговля, так и повседневные занятия (водопой скота, мытье белья). В виде промысловой пошлины с промышленных и торговых людей взимался десятинный сбор – таможенный сбор, уплачиваемый преимущественно натурой (пушниной, рыбой), в 1667г. десятинный сбор был заменен рублевой пошлиной.

 Особое место в налоговой  системе Древней и Средневековой  Руси занимает церковная десятина, то есть десятая часть доходов  князя, отчисляемая в пользу  церкви. По мере роста феодального  церковного  землевладения и увеличение доходов церкви сбор торговой десятины прекратился.

В 16 – 17 веках, сохранялся высокий уровень обложения тяглого населения натуральными повинностями: дорожной, трудовой, гужевой, по ремонту церквей.

В 1655 г. основным мероприятием в сфере налогообложения было создание Счетного приказа, который  анализировал содержание приходных  и расходных книг других приказов. В результате упорядочения финансовой деятельности государства в 1680 году доходы казны превысили расходы. На долю прямых налогов приходилось  около 44% всех доходов казны, поступления  по косвенным налогам дали около 53,3%, а чрезвычайные сборы и прочие доходы  - 2,7%.

В результате состоявшейся в царствование Федора Алексеевича (1676 - 1682) реформы государственных  финансовых учреждений контроль за сбором пошлин и податей стал осуществлять вновь созданный Приказ Большой казны. Около 49% всех государственных доходов в этот период составили таможенные и кабацкие сборы.

Петр Великий завершил период формирования абсолютизма в  России. Становление характерной  для российского варианта абсолютной монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых, диктовалось  общегосударственными интересами, обусловленными борьбой за безопасность России и  выход к мировым торговым путям.

После хозяйственного подъема  в конце 17 века, когда вследствие развития внутренней торговли объем  поступлений в казну за 20 лет  увеличился вдвое и составил 3 млн руб., то уже к 1704 г. экономический рост существенно замедлился, прежде всего, из-за начавшейся Северной войны (1700 - 1721), входе которой очень быстро начали повышать доходную часть бюджета. Начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы – 500 тыс. руб. Непригодность существовавшей финансовой системы для решения такой сложной задачи была очевидна. Таким образом, твердых постоянных норм налогообложения не было. Поэтому люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную часть в своем распоряжении.

Столкнувшись с такими трудностями в финансовой сфере  хозяйства уже в первые годы царствования, Петр Великий резко увеличил количество налогов и их ставки. В 1704 году был даже образован особый штат «прибыльщиков», обязанный придумывать новые налоги. Так появились: поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов и другие налоги.

В 1699г. была установлена  пошлина на бороды. В 1705 г. отказавшихся брить бороды, в зависимости от социального статуса и материального положения взималось от 30 до 100 руб. ежегодно.

В 1719 г. после реформы местного самоуправления вместо ландратских долей губернии были проведены на провинции, во главе которых были поставлены воеводы и подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищавший российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывал дорогу на рынок дефицитным товарам.

 Однако главным способом  упрочнения государственных финансов  в то время считалась подушная подать, введенная в ноябре 1718 г. в силу того, что помещики решительно не желали делить с государством доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян. Не смотря на их активное сопротивление, подготовительная работа по введению подушной подать через 6 лет была закончена.

 Подушная подать –  это вид прямого личного налогообложения,  взимаемого с «души»; объектом  налогообложения становится не  двор, а ревизская (мужская) душа. Размер подушной подати определяется  с учетом сумм, необходимых для  содержания армии, и данных  переписи. Переход к этому виду  налогообложения, в 1724 году принес  казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720 – 1723 гг.  и составили 10 млн. руб.

Взимание подушной подати  с условной «души» (включая младенцев  и умерших граждан) позволило  ликвидировать дефицит средств, в бюджете огромной страны. Так  налоги стали мощным орудием государственной  политики.

В царствование Екатерины  второй (1762 - 1796) прямые налоги по сравнению  с косвенными  в бюджете играли второстепенную роль, потому что данное соотношение соответствовало представлениям самой императрицы о справедливости распределении налогового бремени. Подушная подать остается простым прямым налогом, на ее долю приходится 30-33% государственных доходов.

В царствование Александра первого были реформированы многие виды налогообложения. К примеру, четкая дифференциация объявленных капиталов  купцов позволила существенно изменить не только размеры облагаемых капиталов, но и увеличить гильдейские сборы.

В 1812 году был введен новый  вид налогообложения – процентный сбор с доходов от недвижимого  имущества.

Была отменена пошлина  с наследства, одновременно она была восстановлена с наследства по завещанию в случаях, когда имущество переходило к дальним родственникам, минуя ближних.

2 февраля 1810 года был  издан Манифест, согласно которому  прекращался выпуск бумажных  денег – ассигнаций, сокращался  объем финансовых средств, поступавших  в распоряжение министерств, финансовая  деятельность министров ставилась  под контроль. Одновременно увеличивался  размер налогов, вводился основной  налоговый сбор с дворян –  землевладельцев, прежде свободных  от налогообложения.

3.Система налогообложения  в 19 – начале 20го века.

В царствование Николая второго  налоговая система перетерпела  ряд изменений.

 В первой половине 19 века, введены акцизы на товары  массового потребления (в 1839 г.  – на табак, в 1848 г. на  сахар) и специальные государственные сборы.

В 1834 г. вводится сбор проезда  по шоссе  Санкт – Петербург – Москва. В разные годы устанавливались паспортные сборы, в том числе и заграничных паспортов, вводилось налогообложение полисов по страхованию от пожаров. Кроме того взимались пошлины от имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Изменения имели место  и в сфере податного налогообложения. В 1832 году учреждается новая сословная  группа  - почетные граждане, причем, крупные предприниматели, ученые, художники. Почетные граждане освобождались от уплаты подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

В период правления  Александра второго, в 1861 году в России произошла  реформа – отменившая Крепостное право.

В связи с указанной  реформой в налоговой системе страны осуществлены следующие преобразования:

  1. Изменена система сбора промыслового налога, то есть, прямого реального налога на промышленные, торговые и кустарные предприятия;
  2. Введено налогообложение земли;
  3. Установлен подомовой налог, введенный в городах в 1863г. в форме налога с недвижимости. Обложению подлежали жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и строения принадлежащими к ним постройками;
  4. Введен земские налоги и сборы, законодательно оформленные в 1851 – 1864 гг.
  5. Указом от 1 января 1863 г. винные окупы заменены акцизными сборами от спиртных напитков.

Налоговые платежи в период правления Александра второго распределялись крайне неравномерно по основным категориям и группам населения. Основное налоговое  бремя возлагалось на крестьянство. В отдельных местностях уплачиваемы  налоги превышали 50% доходов крестьянских хозяйств.

В правление Александра третьего в российской налоговой системе  произошли серьезные изменения.

Налоговая политика в России в значительной степени связана  с именем И. А. Вышнеградского, в 1888г. занявшего должность министра финансов.

И.А. Вышнеградскому, крайне бережливому в ассигновании государственных средств, удалось устранить сверхместные кредиты. Активно взыскивались недоимки по отмененному подушному налогу, введены новые акцизы на керосин и спички.

В результате принятых мер, при крайней бережливости удалось, наконец, достичь равновесия между доходами и расходами. Впервые после долгого дефицитного периода наступило прочное превышение доходов над расходами.

Также был повышен налог  с городской недвижимости.  В 1889г. была реформирована система взимания промыслового налога. При этом акционерные  общества платили дополнительный промысловый  налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Процентный сбор с прибыли устанавливался пропорционально чистой прибыли. В  сфере косвенного обложения резко возросли поступления по всем видам налогообложения, а эти доли этих налогов в общем объеме налоговых поступлений. 

  В сфере косвенного обложения резко возросли поступления по всем видам налогообложения, а также доли этих налогов в общем объеме налоговых поступлений.

Повышение косвенного обложения  происходило в два этапа. Первое повышение состоялось в конце 1892г. – начале 1983г., второе в 1900г.

Акцизы в 20 веке обеспечивали свыше 60% всех государственных доходов. Собирались они в форме бандерольного  сбора, который взимался посредством  продажи бандеролей.

Кроме того  была заменена акцизная система обложения спирта и вина казенной монополией торговли питьями. Цели данной реформы сводились  к увеличению  доходов казны, обращению  в ее пользу прибылей, поступивших  раньше торговцам вином, а также борьбе правительства с вредными последствиями пьянства.

Основной особенностью организации  сбора прямых налогов в России да 1903 года была круговая порука, означавшая  способ обеспечения своевременного и полного сбора податей или налогов путем возложения ответственности за их уплату на крестьянскую общину в целом. Распространенная при отмене крепостного права  практически на все сельское хозяйство, она была отмечена законодательными актами 1903 и 1906 гг. по инициативе премьер-министра П.А. Столыпина.

В годы  первой мировой  войны 1914 – 1918 гг., когда резко ухудшилось финансовое положение государства, правительство для покрытия растущих военных расходов было вынуждено  систематически повышать ставки действующих  налогов и сборов, а также вводить  новые чрезвычайные налоги, т.е., обязательные налоги с юридических и физических лиц в государственный бюджет, вводимые при наступлении чрезвычайных обстоятельств. Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов (например: подоходный налог с физических лиц).

Военный налог, как один из чрезвычайных налогов, обычно вводился государством в период военных действий. Обычно он взимался с физических лиц, освобождаемых от военной службы. В России этот налог был введен в 1887.

Налог на прирост  прибылей  - разновидность налога  на сверхприбыль. Этот временный чрезвычайный налог был установлен в России 13 мая 1916 г. Фактически устанавливалось четыре самостоятельных вида налогообложения:

  1. На прирост прибыли торгово – промышленных предприятий;
  2. На прирост доходов служащих высшего управленческого звена акционерных предприятий;
  3. На прирост доходов от подрядов и поставок;
  4. На другие виды сверхсредней прибыли (дохода).

Информация о работе Современная налоговая политика