Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:06, дипломная работа
Цель работы будет заключаться заключается в изучении в следующем: изучить теоретические аспекты налоговой политики и налоговой системы в целом, а также определить перспективы развития налоговой политики Российской федерации на современном этапе.(переделать)
Задачи работы:
1). Рассмотреть понятие и сущность налогов, влияющих ан экономику страны;
2). Также рассмотреть развитие налогообложения в России;
3). Изучить налоговую политику Российской федерации на современном этапе.
4). Провести анализ налоговых поступлений в России;
2.Налогообложение в России в 15 – 19 веках:
В период становления русского централизованного государства (15 – 19 века) широкое распространение получила подать, взимавшаяся виде посошного обложения (прямой налог), поступавшая в казну великого московского князя
Но система посошного обложения с ее нечеткостью в распределении категорий налогоплательщиков, субъективизмом в оценке доходности земельных участков и возможностью злоупотреблений при составлении писцовых книг была весьма несовершенной. Поэтому с 1646 г. единицей для исчисления отдельных видов посошного обложения стал считаться двор. Постепенно писцовые книги заменили переписные книги, отразившие главным образом, количество крестьянских и посадских дворов.
Окончательная замена в 1679 г. посошного обложения подворным позволила за счет населения, ранее не платившего налоги, расширить число плательщиков податей подворного обложения. При этом общая сумма налоговых поступлений в казну от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами. Подворное обложение, в отличие от посошного, позволило определить более четкие критерии распределении налогового бремени. К началу 17 века косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине 17 века была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег с рубля оборота.
К 14 – 17 веках стали отдаваться на откуп таможенные и кабацкие сборы. Разнообразными поборами облагалась как всякая торговля, так и повседневные занятия (водопой скота, мытье белья). В виде промысловой пошлины с промышленных и торговых людей взимался десятинный сбор – таможенный сбор, уплачиваемый преимущественно натурой (пушниной, рыбой), в 1667г. десятинный сбор был заменен рублевой пошлиной.
Особое место в налоговой
системе Древней и
В 16 – 17 веках, сохранялся высокий уровень обложения тяглого населения натуральными повинностями: дорожной, трудовой, гужевой, по ремонту церквей.
В 1655 г. основным мероприятием в сфере налогообложения было создание Счетного приказа, который анализировал содержание приходных и расходных книг других приказов. В результате упорядочения финансовой деятельности государства в 1680 году доходы казны превысили расходы. На долю прямых налогов приходилось около 44% всех доходов казны, поступления по косвенным налогам дали около 53,3%, а чрезвычайные сборы и прочие доходы - 2,7%.
В результате состоявшейся в царствование Федора Алексеевича (1676 - 1682) реформы государственных финансовых учреждений контроль за сбором пошлин и податей стал осуществлять вновь созданный Приказ Большой казны. Около 49% всех государственных доходов в этот период составили таможенные и кабацкие сборы.
Петр Великий завершил период формирования абсолютизма в России. Становление характерной для российского варианта абсолютной монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых, диктовалось общегосударственными интересами, обусловленными борьбой за безопасность России и выход к мировым торговым путям.
После хозяйственного подъема в конце 17 века, когда вследствие развития внутренней торговли объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн руб., то уже к 1704 г. экономический рост существенно замедлился, прежде всего, из-за начавшейся Северной войны (1700 - 1721), входе которой очень быстро начали повышать доходную часть бюджета. Начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы – 500 тыс. руб. Непригодность существовавшей финансовой системы для решения такой сложной задачи была очевидна. Таким образом, твердых постоянных норм налогообложения не было. Поэтому люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную часть в своем распоряжении.
Столкнувшись с такими трудностями в финансовой сфере хозяйства уже в первые годы царствования, Петр Великий резко увеличил количество налогов и их ставки. В 1704 году был даже образован особый штат «прибыльщиков», обязанный придумывать новые налоги. Так появились: поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов и другие налоги.
В 1699г. была установлена пошлина на бороды. В 1705 г. отказавшихся брить бороды, в зависимости от социального статуса и материального положения взималось от 30 до 100 руб. ежегодно.
В 1719 г. после реформы местного самоуправления вместо ландратских долей губернии были проведены на провинции, во главе которых были поставлены воеводы и подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищавший российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывал дорогу на рынок дефицитным товарам.
Однако главным способом
упрочнения государственных
Подушная подать –
это вид прямого личного
Взимание подушной подати с условной «души» (включая младенцев и умерших граждан) позволило ликвидировать дефицит средств, в бюджете огромной страны. Так налоги стали мощным орудием государственной политики.
В царствование Екатерины второй (1762 - 1796) прямые налоги по сравнению с косвенными в бюджете играли второстепенную роль, потому что данное соотношение соответствовало представлениям самой императрицы о справедливости распределении налогового бремени. Подушная подать остается простым прямым налогом, на ее долю приходится 30-33% государственных доходов.
В царствование Александра первого были реформированы многие виды налогообложения. К примеру, четкая дифференциация объявленных капиталов купцов позволила существенно изменить не только размеры облагаемых капиталов, но и увеличить гильдейские сборы.
В 1812 году был введен новый
вид налогообложения –
Была отменена пошлина с наследства, одновременно она была восстановлена с наследства по завещанию в случаях, когда имущество переходило к дальним родственникам, минуя ближних.
2 февраля 1810 года был
издан Манифест, согласно которому
прекращался выпуск бумажных
денег – ассигнаций, сокращался
объем финансовых средств,
3.Система налогообложения в 19 – начале 20го века.
В царствование Николая второго налоговая система перетерпела ряд изменений.
В первой половине 19 века, введены акцизы на товары массового потребления (в 1839 г. – на табак, в 1848 г. на сахар) и специальные государственные сборы.
В 1834 г. вводится сбор проезда по шоссе Санкт – Петербург – Москва. В разные годы устанавливались паспортные сборы, в том числе и заграничных паспортов, вводилось налогообложение полисов по страхованию от пожаров. Кроме того взимались пошлины от имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
Изменения имели место
и в сфере податного
В период правления Александра второго, в 1861 году в России произошла реформа – отменившая Крепостное право.
В связи с указанной реформой в налоговой системе страны осуществлены следующие преобразования:
Налоговые платежи в период правления Александра второго распределялись крайне неравномерно по основным категориям и группам населения. Основное налоговое бремя возлагалось на крестьянство. В отдельных местностях уплачиваемы налоги превышали 50% доходов крестьянских хозяйств.
В правление Александра третьего в российской налоговой системе произошли серьезные изменения.
Налоговая политика в России в значительной степени связана с именем И. А. Вышнеградского, в 1888г. занявшего должность министра финансов.
И.А. Вышнеградскому, крайне бережливому в ассигновании государственных средств, удалось устранить сверхместные кредиты. Активно взыскивались недоимки по отмененному подушному налогу, введены новые акцизы на керосин и спички.
В результате принятых мер, при крайней бережливости удалось, наконец, достичь равновесия между доходами и расходами. Впервые после долгого дефицитного периода наступило прочное превышение доходов над расходами.
Также был повышен налог с городской недвижимости. В 1889г. была реформирована система взимания промыслового налога. При этом акционерные общества платили дополнительный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Процентный сбор с прибыли устанавливался пропорционально чистой прибыли. В сфере косвенного обложения резко возросли поступления по всем видам налогообложения, а эти доли этих налогов в общем объеме налоговых поступлений.
В сфере косвенного обложения резко возросли поступления по всем видам налогообложения, а также доли этих налогов в общем объеме налоговых поступлений.
Повышение косвенного обложения происходило в два этапа. Первое повышение состоялось в конце 1892г. – начале 1983г., второе в 1900г.
Акцизы в 20 веке обеспечивали свыше 60% всех государственных доходов. Собирались они в форме бандерольного сбора, который взимался посредством продажи бандеролей.
Кроме того была заменена акцизная система обложения спирта и вина казенной монополией торговли питьями. Цели данной реформы сводились к увеличению доходов казны, обращению в ее пользу прибылей, поступивших раньше торговцам вином, а также борьбе правительства с вредными последствиями пьянства.
Основной особенностью организации сбора прямых налогов в России да 1903 года была круговая порука, означавшая способ обеспечения своевременного и полного сбора податей или налогов путем возложения ответственности за их уплату на крестьянскую общину в целом. Распространенная при отмене крепостного права практически на все сельское хозяйство, она была отмечена законодательными актами 1903 и 1906 гг. по инициативе премьер-министра П.А. Столыпина.
В годы первой мировой войны 1914 – 1918 гг., когда резко ухудшилось финансовое положение государства, правительство для покрытия растущих военных расходов было вынуждено систематически повышать ставки действующих налогов и сборов, а также вводить новые чрезвычайные налоги, т.е., обязательные налоги с юридических и физических лиц в государственный бюджет, вводимые при наступлении чрезвычайных обстоятельств. Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов (например: подоходный налог с физических лиц).
Военный налог, как один из чрезвычайных налогов, обычно вводился государством в период военных действий. Обычно он взимался с физических лиц, освобождаемых от военной службы. В России этот налог был введен в 1887.
Налог на прирост прибылей - разновидность налога на сверхприбыль. Этот временный чрезвычайный налог был установлен в России 13 мая 1916 г. Фактически устанавливалось четыре самостоятельных вида налогообложения: