Система налогообложения в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы – налоги Украины: прямые и косвенные налоги.

1. Косвенное налогообложение, его значение доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

2. Прямое налогообложение — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Сущность налогов и их функции

1.2. Виды налогов

1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ

2.1. Сущность налоговой системы Украины

2.2. Контроль уплаты налогов

2.3. Основные направления реформирования налоговой системы Украины

2.4.Очевидные противоречия и недочеты налогового кодекса Украины

ВЫВОД И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕННИЯ

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 83.05 Кб (Скачать)

  3. Аналогичная проблема существует и касательно необходимости учета в органах налоговой службы и совместной деятельности. Согласно п.64.6 в органах государственной налоговой службы не учитываются договоры о совместной деятельности, на которые не распространяются особенности налогового учета и налогообложения совместной деятельности, определенные данным Кодексом. Однако, согласно п.14.1.139 статьи 14 и п.153.14 статьи 153 такие особенности распространяются на абсолютно все договора о совместной деятельности.

  4. Согласно статьи 33 НК, налоговым периодом является период времени, с учетом которого происходит исчисление и уплата отдельных видом налогов и сборов. Статья 34 дает исчерпывающий перечень налоговых периодов, в которые по непонятным причинам не включено полугодие. Однако, п.49.18 статьи 49 полугодие абсолютно обосновано отнесено к отчетному налоговому периоду. И это понятно, ведь полугодовая декларация (равно как и декларация за 9 месяцев) является важным элементом контроля (учета) налога на прибыль.

  При этом, полугодовая декларация не является равнозначной двум квартальным, ведь она оформляется нарастающим итогом.

  5. Согласно пункту 70.12 статьи 70 НК Украины регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов должен отображаться во всех документах, связанных с получением таким плательщиком доходов, уплатой налогов, открытием счетов и т.д. При этом, документы, оформленные без такого номера являются оформленными с нарушением требований законодательства (п.70.13). В ранее действующем законодательстве такие документы признавались недействительными. Какие юридические последствия использования документов, «оформленных с нарушением требований законодательства» является загадкой. Так или иначе, налоговая служба не может применить санкции к плательщику за оформление документов с указанными нарушениями, а также признать операцию, в которой они задействованы незаконной.

  6. Желание органов государственной налоговой службы получить информации о плательщике можно понять. Ведь такая информация является средством проверки своевременности и полноты уплаты плательщиком налогов. Однако, если таковое желание перерастает определенные границы здравого смысла, когда полномочия налоговых органов противоречат друг другу и дублируются, мотивация наделения соответствующими правами налоговых органов вызывает некоторое беспокойство. Так, право на требование документов во время проведения проверок закреплено в п.20.1.2, 20.1.7, 20.1.8, При выездных проверках налоговые органы имеют право требовать просто «копии документов», а при всех без исключения проверках «копии первичных документов». Но, дабы у плательщика не возникали сомнения касательно обязательности предоставления налоговой службе информации и содержащих ее документов, законодатель предусматривает п.20.1.6, которым обязывает плательщика предоставлять всю и любую информацию о плательщике.

       Почему 5 пунктов статьи 20 невозможно было объединить в один или хотя бы в два, зачем надо было несколько раз продублировать полномочия налоговой службы, - эти вопросы, скорее всего, останутся без ответа.  Но сами себя перехитрили разработчики кодекса в п.20.1.40, согласно которого органы налоговой службы имеют право обращаться в суд с заявлением об изъятии оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов в случаях, предусмотренных Кодексом. Однако, п.85.5 статьи 85 этого же кодекса запрещает изъятие оригиналов первичных и других документов, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Таким образом изъятие оригиналов документов невозможно даже по решению суда. Зачем в таком случае существует п.20.1.40 статьи 20.

  7. Еще одно очень важное для плательщиков противоречие. Пунктом 44.5 статьи 44 Налогового кодекса устанавливаются обязанности плательщика при повреждении либо досрочном уничтожении документов. Однако, он полностью противоречит (или просто является другим) п.139.1.9 НК Украины, регулирующему действия при потере или уничтожении документов плательщиком налога на прибыль.

     8. Кодекс обогатил современное налоговое право очень важным институтом – представительством. Однако, уделил ему очень мало внимания, чем породил больше вопросов, чем ответов. Если с представительством по доверенности еще более – менее все понятно, то согласно статьи 19 НК Украины представителями являются также лица, которые могут осуществлять представительство на основании закона. Логично предположить, что под таковыми кодекс понимает родителей, опекунов, попечителей. Однако, это логично для гражданского права, где представительство по закону как институт четко расписано. Но распространение норм частной отрасли на публично-правовые (налоговые) отношения возможно только в случае прямой ссылки в том же Налоговом кодексе на кодекс гражданский. А ввиду отсутствия таковой, - что понимать под представительством по закону в налоговом праве остается для нас загадкой.

     9. Очень важное положение для плательщика, которое состоит в двойной ответственности за совершение налогового правонарушения. Там речь идет скорее не об ошибке законодателя, а об умышленном закреплении двойной санкции за налоговое нарушение. П.120.1.1. статьи 120 НК Украины предусматривает ответственность плательщика за не предоставление налоговой декларации или включение в нее перекрученных данных о суммах полученных доходов, если такие действия повлекли занижение суммы налогооблагаемого дохода. Статья 123 предусматривает ответственность за определение налоговым органом самостоятельно суммы налогового обязательства по вине плательщика. Однако, правонарушение, предусмотренное п.120.1.1 неразрывно связано с правонарушением, предусмотренным ст. 123, во многих случаях первое является способом совершения второго. При этом, речь идет о юридически разных составах правонарушений, возникающих при совершении фактически одного и того же деяния, т.е. лицо подало не правильную декларацию и налоговый орган самостоятельно определил сумму налогового обязательства по вине плательщика. А поскольку правонарушений два, то согласно п.115.1 статьи 115 НК штрафные санкции применяются за каждое совершенное правонарушение. Плательщику приходится только ссылаться на п.116.2 статьи 116 НК, ведь речь идет о весьма не маленьких штрафных санкциях – 25% (п.120.1.1) и от 25% до 75% (ст.123).

     10. И еще одна очень важная вещь, системная ошибка, которая досталась Налоговому кодексу в наследство от налогового законодательства, существовавшего до 01.01.2011г. Речь идет о правовом статусе плательщика, который НК закрепляет за обособленным подразделением юридического лица. При этом, согласно п.14.1.30 статьи 14 НК обособленные подразделения для целей применения НК имеют значение данное в Гражданском кодексе Украины. Но согласно Гражданскому кодексу, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения не являются юридическими лицами, не имеют обособленного имущества и не являются субъектами правоотношений, являясь лишь частью юридического лица. Это в праве гражданском. Но в праве налоговом все по-другому. Закрепляя за филиалом статус плательщика, Налоговый кодекс идет еще дальше – он признает в п.87.6 ст. 87 НК за обособленным подразделением юридического лица право на принадлежащее ему имущество. Возможно, на практике это не приведет к каким-либо катастрофическим последствиям для плательщиков, однако значение подобной ошибки для теории финансового права сложно переоценить.

     11. Согласно п.32.2 статьи 32 Налогового  кодекса, изменение срока уплаты налога осуществляется в форме налогового кредита. Налоговый кредит плательщик имеет право получать в соответствии с п.17.1.5 статьи 17 Налогового кодекса. Однако, согласно с п.14.1.181 ст.14 кодекса налоговый кредит – это сумма, на которую плательщик НДС имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного налогового периода, определенная в соответствии с разделом V Налогового кодекса.  Таким образом, налоговый кредит по п.14.1.181 является просто инструментом формулы НДС и не имеет ничего общего с налоговым кредитом в понимании п.32.2, - т.е. способом переноса сроков уплаты налогового обязательства. На самом деле речь идет о двух совершенно разных понятиях, не связанных друг с другом. При этом, классическое понятие налогового кредита (как переноса срока уплаты налогового обязательства) раскрывается через другие категории – отсрочки и рассрочки (ст.100), а они в ст.32 названы отдельно от налогового кредита.

     12. Налоговый кодекс вводит в правовой оборот новую правовую категорию – налоговая обязанность, под которой согласно ст.36 НК понимается обязанность плательщика налога начислить, задекларировать и или уплатить сумму налога или сбора в порядке и сроки, определенные Кодексом. Налоговая обязанность прекращается ее исполнением. В тоже время, согласно п.38.1 ст.38 Кодекса исполнением налоговой обязанности признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок.

     Таким образом, из сопоставления указанных статей кодекса заключается в том, что обязанность по подаче декларации прекращается в связи с уплатой налогового обязательства. Грубо говоря, если человек заплатил надлежащую сумму налогов, то налоговую декларацию может и не подавать. При этом, привлечь его к ответственности будет крайне сложно, ведь его налоговая обязанность выполнена.

     Если  взять во внимание другие нормы Налогового кодекса, регулирующие вопрос налогообложения, то применить изложенную выше логику, как освобождение от ответственности за несвоевременную подачу декларации будет крайне сложно. Однако, внутренние противоречия положений, регулирующих налоговую обязанность как правовую категорию более чем очевидны.

     13. Очень сложно, даже используя  всю имеющуюся фантазию представить, что имеет ввиду законодатель в п.37.3.3 статьи 37 Налогового кодекса, согласно которой налоговая обязанность прекращается при утрате лицом признаков плательщика налога. С одной стороны, если руководствоваться ст.15 Налогового Кодекса, то признаки плательщика налогов невозможно потерять. Если же законодатель имел ввиду плательщика каждого отдельного налога, то утрата статуса плательщика никогда не прекращает обязанности по уплате денежного обязательства, возникшего до прекращения такого статуса. Так, аннулирование регистрации плательщика НДС не влечет прекращение его налоговой обязанности, возникшей до момента такого аннулирования (п.184.8 ст.184). Т.е. очевидно противоречие п.184.8 ст.184 и п.37.3.3 ст.37.НК.

     14.Налоговым  кодексом значительно детализирован  и расширен перечень и порядок  осуществления проверок плательщиков. Этому посвящена глава 8 НК. Согласно  ей проверки делятся на камеральные,  документальные и фактические.  Основания для их проведения  достаточно широки. Каждый плательщик  получит истинное удовольствие, детально ознакомившись с содержанием  главы. Однако, каждый плательщик должен помнить, что изложенный в главе перечень проверок не является исчерпывающим. Кроме указанных проверок существуют также встречные сверки (ст.73), которые к проверкам не относятся и проводятся в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров. Без всякого сомнения, встречные проверки (сверки) являются необходимым элементом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов. Однако логический ответ на вопрос почему законодатель выводит этот способ контроля из перечня проверок, не определяет их основания и порядок проведения на уровне закона, а предусматривает отсылочную норму на подзаконный нормативный акт, отсутствует.

     15. Возникает вопрос о соотношении п.78.1.1 ст.78 и п.73.3 статьи 73 в части права налоговых органов направлять письменный запрос плательщику налогов о предоставлении информации. По ст.73 Налогового кодекса такой запрос подается в случае, если в результате анализа налоговой информации, полученной от плательщика выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении плательщиком налогового, валютного и другого законодательства. Ответ на такой запрос плательщик должен дать на протяжении одного месяца. В тоже время, согласно п.78.1.1, если плательщик не предоставляет ответ на письменный запрос налоговой службы на протяжении 10 рабочих дней, налоговый орган имеет право провести внеплановую выездную документальную проверку.

      Выше  приведены только отдельные, наиболее очевидные ошибки преимущественно  общей части Налогового кодекса. Однако, их системность, количество и  последствия свидетельствуют о  необходимости безотлагательной его  доработки. [10, с. 9] 
 
 
 

ВЫВОД И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

      Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся во время изъятия части национального в пользу общегосударственных потребностей.

      Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

      Данная  курсовая работа  посвящена  исследованию  налогов  и налогообложения Украины. В настоящее время налоги и система налогообложения – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики Украины.

      В  сводном бюджете Украины  поступления  от  налогов  являются основной частью доходов государства. Налог  на  добавленную  стоимость  стоит  на первом  месте,  превосходя  по  размеру  все  налоговые  доходы.

Информация о работе Система налогообложения в Украине