Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:16, курсовая работа
Объект курсовой работы – налоги Украины: прямые и косвенные налоги.
1. Косвенное налогообложение, его значение доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
2. Прямое налогообложение — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Сущность налогов и их функции
1.2. Виды налогов
1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ
2.1. Сущность налоговой системы Украины
2.2. Контроль уплаты налогов
2.3. Основные направления реформирования налоговой системы Украины
2.4.Очевидные противоречия и недочеты налогового кодекса Украины
ВЫВОД И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕННИЯ
Налоговый
Кодекс не регулирует вопросы погашения
налоговых обязательств или взыскания
налогового долга с лиц, на которых распространяются
судебные процедуры, определенные Законом
Украины "О восстановлении платежеспособности
должника или признании его банкротом",
с банков, на которые распространяются
нормы раздела V Закона Украины "О банках и банковской
деятельности",
и погашения обязательств по уплате единого
взноса на общеобязательное государственное
социальное страхование.[5, с. 256]
2.2.
Контроль уплаты налогов
Широко распространено мнение о том, что чем больше взимать налогов, тем больше будет поступление в бюджет. Однако это не неверно. Зависимость налоговых поступлений от величины ставки налога характеризуется так называемой кривой Лаффера. По Лафферу, оптимальный является средняя суммарная ставка прямых и косвенных налогов в размере 37,7%, что показано на рисунке А.3.(приложение А).[6, с. 544]
Многомесячная дискуссия, которая шла вокруг размеров налогов, закончилась. Упрощенная система налогообложения сохранена. Самого главного – создания благоприятной среды для ведения бизнеса – предприниматели так и не получили. Ведь, по большому счету, дело не в каком-то конкретном налоге, будь он даже самым низким в Европе. Бесспорно, ставки налогов в Украине важны, но не они являются главной проблемой. Главной головной болью всех предпринимателей являются две вещи: сложность уплаты налогов и взятки. Причем, первое порождает второе.
Согласно
последнему исследованию Всемирного Банка,
Украина занимает 181-е место в мире из 183
по легкости уплаты налогов. Еще хуже ситуация
с их количеством. По этому показателю
наша страна находится на последнем, 183-ем
месте в мире. Украинскому бухгалтеру
в среднем нужно 657 часов в год, чтобы выполнить
требования налогового законодательства.
Для сравнения: бухгалтерам в Уганде надо
161 час, а в ОАЭ всего лишь 12 часов. Иными
словами, наличествует питательная среда
для изыскания всевозможных нестыковок
в бухгалтерском учете и, соответственно,
начислений контролирующими органами
штрафов субъектам предпринимательства
за несоблюдение теми налогового законодательства.
[7, с. 26]
2.3. Основные направления реформирования налоговой системы Украины
Общегосударственные налоги
При этом ставки планируется
установить на уровне, позволяющем
повысить удельный вес этого налога
в общих доходах бюджета (сейчас
– 2,9% с отечественных товаров, 1%
- с импортных). Причем намечается устанавливать
ставки трех видов: адвалорные (в процентах
к стоимости подакцизной
Предусматривается, что этот налог будет погашать собой плату за землю и налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, причем в документе заложена идея уменьшения размеров платы за землю для производителей продукции.
7. Государственная пошлина. Планируется расширить перечень действий, за осуществление которых удерживается госпошлина и пересмотреть ставки на некоторые из них.
8. Ресурсные и рентные платежи.
В ресурсные платежи включены:
плата за специальное
9. Экологический налог. Вводится вместо действующих сборов за загрязнение окружающей природной среды. При этом объектом налогообложения будут выбросы вредных веществ в атмосферу и водоемы, размещение отходов. Ставка налога будет устанавливаться Кабинетом министров Украины по каждому виду вредного воздействия на окружающую среду.[8, с. 67]
Местные налоги и сборы.
Предполагается
отмена ряда сборов, в частности: на
право проведения кино – и телесъемок,
за участие на бегах, с лиц, принимающих
участие в игре на тотализаторе на
ипподроме, за использование местной
символики, за выдачу ордера на квартиру,
за проведения аукциона, конкурсной распродажи
и лотереи. Одновременно предполагается
ввести ряд новых сборов, в частности:
за предоставление в пользовании
земельных участков для строительства
объектов производственного и
Ряд местных налогов и сборов определенны как обязательный для введения (при наличии объектов налогообложения), а именно:
Отдельным разделом в Кодексе определены специальные налоговые режимы – фиксированный сельскохозяйственный налог; патент на занятие определенным видом деятельности; разовый патент, приобретаемый физическими лицами, не зарегистрированными в качестве субъекта предпринимательской деятельности и осуществляющими продажу товаров; единый фиксированный налог; специальный режим налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности свободных экономических зон.
Если проанализировать такую краткую характеристику реформирования то можно заметить как достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести такие положения как:
1. Введение в Кодекс исчерпывающего перечня налогов, сборов и обязательных платежей и некоторое упрощение учетных и бухгалтерских процедур вследствие совмещения ряда из них.
2. Снижения давления на фонд труда, что косвенно должно повлиять на снижение себестоимости.
3. Изменение порядка использования понятия «обычной цены», что, возможно (в зависимости от нового толкования), будет способствовать активизации движения товарных и финансовых потоков (ликвидации затоваренности).
4. Снижение ставки налога на добавленную стоимость, что должно оказать положительное влияние на цены товаров (работ, услуг).
5. Сокращение перечня подакцизных товаров, что в свою очередь должно привести к снижению цен на эти товары.
6. Введение специальных налоговых режимов для отдельных групп плательщиков налогов, упрощающих учет и отчетность.
Но несмотря на положительные моменты реформирования есть также и недостатки. Их можно условно разделить на общие и конкретные. К общим можно отнести:
1. Отсутствие целостности, простой логичной концепции построения системы налогообложения;
2. Фискальный уклон;
3. Несоответствие порядка начисления налогов сути объектов налогообложения;
4. Непоследовательность и несогласованность различных инструментов налоговой политики; жестокое ограничение прав и интересов плательщиков налогов, в частности невозможность контроля со стороны плательщиков налога за использованием налоговых поступлений;
5.
Отсутствие действенной амортизационной
политики как стимула поддержки производства.
[15, с. 245]
2.4.
Очевидные противоречия и недочеты налогового
кодекса Украины
О
недостатках Налогового кодекса
говорили еще с момента его
принятия. Поспешность, с которой
готовился документ, не могла не
повлечь целый ряд
1. Согласно пункту 111.2 статьи 111 Налогового кодекса Украины финансовая ответственность за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства устанавливается и применяется в соответствии с данным Кодексом и другими законами. Абзац второй п.113.3 статьи 113 Налогового кодекса устанавливает, что применение за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, штрафных (финансовых) санкций, не предусмотренных данным Кодексом и другими законами Украины, не разрешается. Согласно пункта 20.1.29 статьи 20, пункта 61.1 статьи 61, пункта 75.1.3 статьи 75 НК Украины, контроль за соблюдением порядка осуществления наличных расчетов за товары, а также осуществления кассовых операций возлагается на органы государственной налоговой службы. Однако, проблема как раз состоит в том, что штрафные (финансовые) санкции за нарушение плательщиками кассовой дисциплины устанавливаются Указом Президента «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию оборота наличности» от 12.06.1995г., т.е. документа, который к законам Украины отнесен по определению быть не может. Таким образом, анализ вышеуказанных норм влечет за собой единственный возможный вывод о том, что органы государственной налоговой службы не имеют права применять к нарушителям кассовой дисциплины какие-либо штрафные санкции вообще. Данное противоречие относится к разряду приятных для плательщиков.
2. В соответствии с пунктом 14.1.193 статьи 14 НК Украины постоянным представительством нерезидента для целей налогообложения является, в том числе и резидент, который имеет полномочие действовать от имени нерезидента, что влечет за собой возникновение у нерезидента гражданских прав и обязанностей. Согласно пункта 64.5 статьи 64 НК если представительством нерезидента является юридическое или физическое лицо – резидент Украины, такое лицо на основании соответствующего договора с нерезидентом (доверенности) на протяжении 10 календарных дней после заключения договора должно стать на учет в органе государственной налоговой службы как постоянное представительство нерезидента. Однако, согласно п.160.9 статьи 160 НК резиденты, которые предоставляют агентские, комиссионные, доверительные и другие подобные услуги нерезидентам не подлежат дополнительной регистрации в органах государственной налоговой службы как плательщики налога. Таким образом, очевидно противоречие между п.160.9 и п.14.1.193 НК Украины, что порождает на практике вопрос о необходимости регистрироваться достаточно большому количеству украинских резидентов, которые являются поверенными зарубежных компаний. Например, такой регистрации должны подлежать все отечественные туристические операторы.