Система налогообложения в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы – налоги Украины: прямые и косвенные налоги.

1. Косвенное налогообложение, его значение доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

2. Прямое налогообложение — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Сущность налогов и их функции

1.2. Виды налогов

1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ

2.1. Сущность налоговой системы Украины

2.2. Контроль уплаты налогов

2.3. Основные направления реформирования налоговой системы Украины

2.4.Очевидные противоречия и недочеты налогового кодекса Украины

ВЫВОД И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕННИЯ

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 83.05 Кб (Скачать)

1. Универсальность подхода к налоговой шкале, процессом исчисления

и процедурам изъятия;

2. Упрощение контроля над движением товаров и услуг, за издержками;

3. Стимулирование экспорта, поскольку вызов товаров не облагается налогом.

     В отличие от прямых, данный вид налога поступает регулярно и равномерно в казну государства.

     Анализ  систем развития косвенного налогообложения  в странах с рыночной экономикой приводит к следующим выводам. В  составе разнообразных видов  товаров и услуг выделяется группа акцизных товаров, а также ряд  товаров длительного пользования  и роскоши. К данным товарам применяется  особый индивидуальный порядок налогообложения. Для остальных видов товаров  и услуг, прежде всего потребительского назначения, применяется налог на продажу (или с оборота). Это позволяет, помимо извлечения дополнительных доходов, контролировать процессы производства и реализации, тем самым увеличивая возможность воздействия на экономику  и получения дополнительной информации о хозяйственных процессах. Расширяется  сфера использования налога на добавленную стоимость, как универсального вида косвенного налогообложения.

     Последние два вида налогов упрощают процесс  распределения доходов между  различными органами власти на долевой  основе и обеспечивают известный  автоматизм налоговых поступлений. Напротив индивидуальные акцизные налоги требуют предварительного определения  списка товаров и компетенции  разных уровней власти.

     Государственные налоги устанавливаются и взимаются  центральными органами власти. Местные  налоги устанавливаются и взимаются  местными органами власти на соответствующей  территории.

     Взаимоотношения между органами власти основаны на распределении компетенции в  области налогового регулирования  между ними.

     Общие налоги обезличены и поступают в  единую кассу государства, которое и определяет дальнейший порядок их применения, как правило, на общегосударственные мероприятия.

     Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций. Например, средства государственного страхования практически  во всех государствах используются только на социальное обеспечение (пенсии) и  социальное страхование (пособия).

     Разнообразие  зависит от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. В любом случае выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями налогового регулирования:

1. Государственный сектор;

2. Коммерческий сектор;

3. Финансовый сектор;

4. Население.

     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичного спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли..

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. [2, с. 49] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике 

     Обязательные  сборы с физических и юридических  лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства, подразделяются на части. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения, независимо от размеров дохода.

     Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

     Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит лиц с большими доходами.

     Регрессивные  ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить  к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

     По  платежеспособности налоги делятся  на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности.  Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.

     В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

     Адам  Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.

     1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

     2. Налог, который обязан уплачивать определённый субъект налога, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

     3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.

     4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.[14, стр. 33]

     Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или  тройного обложения.

     Налоги  могут взиматься следующими способами:

     1. Кадастровый - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

     2. На основе декларации. Декларация- документ, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

     3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным, на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т. е. до выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

     Существует  два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.                                                        В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

     В глобальной налоговой системе все  доходы физических и юридических  лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчёт налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведённой сделки, финансовой операции и т. п. Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъектуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки – и самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

     Стабильность  налоговой системы не означает, что  состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

     Систему налогообложения можно считать  стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за приделы экономической целесообразности). Частые изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут  определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частые изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

     Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налогах на прибыль и доходы. [4, с. 12] 
 

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ 
 

     2.1. Сущность налоговой системы 

     Налоговое законодательство Украины состоит  из:

     1. Конституции Украины;

     2. Налогового Кодекса;

     3. Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела;

     4. международных договоров, которыми  регулируются вопросы налогообложения;

     5. нормативно-правовых актов, принятых на основании и для исполнения Налогового Кодекса и законов по вопросам таможенного дела.

     Налоговый кодекс Украины регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, определяет исчерпывающий  перечень налогов и сборов, взимаемых  в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию  контролирующих органов, полномочия и  обязанности их должностных лиц  при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение  налогового законодательства.

Информация о работе Система налогообложения в Украине