Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:16, курсовая работа
Объект курсовой работы – налоги Украины: прямые и косвенные налоги.
1. Косвенное налогообложение, его значение доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
2. Прямое налогообложение — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Сущность налогов и их функции
1.2. Виды налогов
1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ
2.1. Сущность налоговой системы Украины
2.2. Контроль уплаты налогов
2.3. Основные направления реформирования налоговой системы Украины
2.4.Очевидные противоречия и недочеты налогового кодекса Украины
ВЫВОД И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕННИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Сущность налогов и их функции
1.2. Виды налогов
1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ
2.1. Сущность налоговой системы Украины
2.2. Контроль уплаты налогов
2.3. Основные направления реформирования налоговой системы Украины
2.4.Очевидные противоречия и недочеты налогового кодекса Украины
ВЫВОД И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕННИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги возникли с появлением государства, как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму. Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер.
Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы социума, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включается:
1. Необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
2. необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде;
3.
долгосрочные капиталовложения и переложение
повышенных рисков с экономических субъектов
на государство (например, освоение космоса).
Решение
этих задач и обеспечивается через налогообложение.
С переходом нашей страны на путь рыночных
отношений возникла потребность в новой
системе налогообложения. И эта потребность
реализовалась в принятии новых налогов,
в настоящее время к ним относятся: налог
на добавленную стоимость (НДС), акцизы
и акцизные сборы, тарифно-таможенные
сборы, импортно-экспортные пошлины и
сборы. Наиболее существенную роль как
в составе данных налогов и сборов, так
и в составе доходных источников бюджетов
всех уровней играет НДС. Обложение данным
налогом охватывает как товарообмен на
внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся
при осуществлении внешнеторговой деятельности
Украины со странами ближнего и дальнего
зарубежья.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Оно выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную), требующую средств.
При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате остается главный доход государства – налоги; других более приемлемых методов в условиях рынка оно не изобрело. Предмет курсовой работы – объективно обусловленные финансовые отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средств в распоряжение государства.
Объект курсовой работы – налоги Украины: прямые и косвенные налоги.
1. Косвенное налогообложение, его значение доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
2. Прямое налогообложение — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.
Задачи.
Определить сущность налогов их виды и
функции, а также разобрать систему налогообложения
в Украине.
РАЗДЕЛ
1.СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1.
Сущность налогов и их функции
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен.
Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Общие и единые для всех правила налогообложения, стабильные в течение длительного времени позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с перспективой принимать хозяйственные решения, заранее зная норму и условия изъятия части их доходов в пользу государства. Однако следует отметить, что становление новой налоговой системы, которая адекватно отвечала бы рыночной экономике, происходит не последовательно и медленно. Украина в этом случае не исключение. Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две – «фискальная» и «экономическая». Фискальная, состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. д. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, дорог, защиту окружающей среды.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике страны, а также социально - экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль.
Так,
те предприятия, которым предоставлены
налоговые льготы, растут и развиваются
быстрее других. Предоставляя льготы,
государство решает серьезные, порой
стратегические задачи. Например, не облагая
налогом часть прибыли, идущей на
благотворительную
Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверх прибыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства т.е. это экономическая функция налогов.
В тоже время достигнутое, в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получать больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее. [1, с. 64]
Схематично
исторические направления основных
теоретических представлений
1.2.
Виды налогов
Налоги
делятся на разнообразные группы
по многим признакам.
Они классифицируются:
- по характеру изъятия налогов (прямые и косвенные);
- по уровням управления (региональные, местные, муниципальные);
- по
субъектам налогообложения (
- по
объектам налогообложения (
- по целевому назначению налога (общие, специальные).
Налоги бывают двух видов:
Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций фирм; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Основными видами прямых налогов являются реальные и личные налоги.
Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества (земли, строений) налогоплательщика на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. В зависимости от объекта обложения к ним относится: земельный налог, налог с владельцев строений, налог с владельцев транспортных средств, сельскохозяйственный налог.
Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально для каждого плательщика, принимается во внимание и его финансовое положение. В зависимости от объектов обложения различают следующие виды личных налогов: подоходный налог с населения; налог на прибыль предприятий; налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в нашей стране; налог на доходы граждан; плата за трудовые ресурсы; плата за воду и другие.[2, с. 14]
К примеру, налог на доходы граждан. Плательщиками подоходного налога (субъектами налогообложения) в Украине являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места проживания в Украине. Ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан исчисляются, исходя из необлагаемого минимума доходов граждан, размер которого устанавливается Верховной Радой Украины, и размера месячного совокупного дохода гражданина. Доходы гражданина ниже необлагаемого минимума не облагаются налогом, выше – облагаются согласно шкале ставок в процентах, что показано на рисунке А.1.(приложение А). [3, с. 224]
Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость. Это косвенные налоги.
Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене товаров, к тарифам, услугам и видам деятельности. Косвенный налог (налог с оборота) в основном реализуется в ценах на товары длительного пользования, предметы одежды, алкогольные напитки и табачные изделия и фактически представляют собой налог на те группы населения, которые больше покупают налогооблагаемые товары.
Косвенные налоги выступают в трех видах:
1. Акциз – налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства.
2. Налог на добавленную стоимость – является частью вновь созданной стоимости на каждом этапе производства товаров, выполнения работ, оказанных услуг, что показано на рисунке А.2.(приложение А)
3.
Таможенные пошлины –
В
большинстве стран четко
В странах ЕС широко применяется налог на добавленную стоимость, который нормирует больше половины всех поступлений в бюджет от косвенных налогов. К достоинствам данного вида налога относится: