Система налогообложения в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы – налоги Украины: прямые и косвенные налоги.

1. Косвенное налогообложение, его значение доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

2. Прямое налогообложение — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Сущность налогов и их функции

1.2. Виды налогов

1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ

2.1. Сущность налоговой системы Украины

2.2. Контроль уплаты налогов

2.3. Основные направления реформирования налоговой системы Украины

2.4.Очевидные противоречия и недочеты налогового кодекса Украины

ВЫВОД И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕННИЯ

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 83.05 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Сущность налогов и их функции

1.2. Виды налогов

1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ

2.1. Сущность  налоговой системы Украины

2.2. Контроль уплаты налогов

2.3. Основные направления реформирования налоговой системы Украины

2.4.Очевидные противоречия и недочеты налогового кодекса Украины

ВЫВОД И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕННИЯ 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Налоги  возникли с появлением государства, как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму. Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер.

     Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика  которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы социума, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включается:

     1. Необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

     2.  необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде;

     3. долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса). 
          Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение. С переходом нашей страны на путь рыночных отношений возникла потребность в новой системе налогообложения. И эта потребность реализовалась в принятии новых налогов, в настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарообмен на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности Украины со странами ближнего и дальнего зарубежья.

     Необходимость налогов вытекает из функций и  задач государства. Оно выполняет  разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную), требующую  средств.

     При особых обстоятельствах власть прибегает  к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для  страны – инфляцией. В результате остается главный доход государства – налоги; других более приемлемых методов в условиях рынка оно не изобрело. Предмет курсовой работы – объективно обусловленные финансовые отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средств в распоряжение государства.

     Объект  курсовой работы – налоги Украины: прямые и косвенные налоги.

     1. Косвенное налогообложение, его значение доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

     2. Прямое налогообложение — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

     Задачи. Определить сущность налогов их виды и функции, а также разобрать систему налогообложения в Украине. 

     РАЗДЕЛ 1.СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 
 

     1.1. Сущность налогов и их функции 

     Налоги  – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства  юридические и физические лица –  предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен.

     Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

     И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Общие и единые для всех правила налогообложения, стабильные в течение длительного времени позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с перспективой принимать хозяйственные решения, заранее зная норму и условия изъятия части их доходов в пользу государства. Однако следует отметить, что становление новой налоговой системы, которая адекватно отвечала бы рыночной экономике, происходит не последовательно и медленно. Украина в этом случае не исключение. Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две – «фискальная» и «экономическая». Фискальная, состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. д. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, дорог, защиту окружающей среды.

     Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике страны, а также социально - экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль.

     Так, те предприятия, которым предоставлены  налоговые льготы, растут и развиваются  быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой  стратегические задачи. Например, не облагая  налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство  привлекает предприятие к решению  социальных проблем.

     Значительное  повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверх прибыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

     Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства т.е. это экономическая функция налогов.

     В тоже время достигнутое, в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получать больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее. [1, с. 64]

     Схематично  исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов приведены на рис. А.4.(приложение D)

     1.2. Виды налогов 

     Налоги  делятся на разнообразные группы по многим признакам. 
Они классифицируются:

- по  характеру изъятия налогов (прямые и косвенные);

- по  уровням управления (региональные, местные, муниципальные);

- по  субъектам налогообложения (налоги  с юридических и физических  лиц);

- по  объектам налогообложения (налоги  на товары и услуги, налоги  на доходы, прибыль, прирост рыночной  стоимости капиталов, налоги на  недвижимость и имущество и  т.д.);

- по  целевому назначению налога (общие,  специальные).

     Налоги  бывают двух видов:

       Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций фирм; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Основными видами прямых налогов являются реальные и личные налоги.

     Реальные  налоги взимаются с отдельных  видов имущества (земли, строений) налогоплательщика  на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. В зависимости от объекта обложения  к ним относится: земельный налог, налог с владельцев строений, налог  с владельцев транспортных средств, сельскохозяйственный налог.

     Личные  налоги – налоги на доход или  имущество физических и юридических  лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально  для каждого плательщика, принимается  во внимание и его финансовое положение. В зависимости от объектов обложения различают следующие виды личных налогов: подоходный налог с населения; налог на прибыль предприятий; налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в нашей стране; налог на доходы граждан; плата за трудовые ресурсы; плата за воду и другие.[2, с. 14]

     К примеру, налог на доходы граждан. Плательщиками подоходного налога (субъектами налогообложения) в Украине являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места проживания в Украине. Ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан исчисляются, исходя из необлагаемого минимума доходов граждан, размер которого устанавливается Верховной Радой Украины, и размера месячного совокупного дохода гражданина. Доходы гражданина ниже необлагаемого минимума не облагаются налогом, выше – облагаются согласно шкале ставок в процентах, что показано на рисунке А.1.(приложение А). [3, с. 224]

     Второй  вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость. Это косвенные налоги.

     Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене товаров, к тарифам, услугам  и видам деятельности. Косвенный налог (налог с оборота) в основном реализуется в ценах на товары длительного пользования, предметы одежды, алкогольные напитки и табачные изделия и фактически представляют собой налог на те группы населения, которые больше покупают налогооблагаемые товары.

     Косвенные налоги выступают в трех видах:

1. Акциз – налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства.

2. Налог  на добавленную стоимость – является частью вновь созданной стоимости на каждом этапе производства товаров, выполнения работ, оказанных услуг, что показано на рисунке А.2.(приложение А)

     3. Таможенные пошлины – косвенные  налоги на импортные, экспортные  и транзитные товары, поступающие  в доход бюджета государства.[14, с. 98]

     В большинстве стран четко выделены следующие акцизные группы товаров: алкогольные напитки, табачные изделия, бензин и другие виды нефтепродукты, легковые автомобили и драгоценности. Дальнейшее развитие косвенного налогообложения  привело к появлению налога с  оборота (универсального акциза), который  в ряде стран сформировался в  налог на продажу, как правило, потребительских  товаров и в налог на добавленную  стоимость, образуемый на каждой стадии производства или обращения.

     В странах ЕС широко применяется налог  на добавленную стоимость, который  нормирует больше половины всех поступлений  в бюджет от косвенных налогов. К  достоинствам данного вида налога относится:

Информация о работе Система налогообложения в Украине