Правовое положение налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов (ст.13 НК), а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ (ст.10 Таможенного кодекса РФ) НК РФ установлено, что таможенные органы, в случаях предусмотренных Налоговым кодексом, а также в соответствии с таможенным законодательством и иными федеральными законами обладают полномочиями налоговых органов (п.2 ст.30 НК).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Становление и развитие налоговой службы…………………….…….5
Глава 2.Правовые основы деятельности, принципы организации и
функции органов государственной налоговой службы………………………12
Правовые основы деятельности органов государственной
налоговой службы………………………………………………………………12
Правовой статус государственной налоговой службы………………..13
2.3. Правовой статус федеральных органов налоговой полиции………….....19
2.4. Функции органов государственной налоговой службы………………….28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………..…..34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ правовое положение налоговых органов.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Как и милиция, налоговая  полиция, являясь по своему характеру  и функциям правоохранительным органом, одновременно представляет собой элемент  системы органов исполнительной власти. И хотя об этом прямо не говорится в Законе о налоговой полиции, такой вывод вытекает из анализа норм, регулирующих процедуру формирования системы и структуры федеральных органов налоговой полиции, порядок назначения и освобождения от должностей руководителей Федеральной службы налоговой полиции. Необходимо отметить еще одно важное обстоятельство, которое ставит налоговую полицию по своему правовому статусу в один ряд с такими правоохранительными органами, как милиция, Федеральная служба безопасности. Таможенная служба. Речь идет о возможности применения ее сотрудниками мер принуждения при осуществлении предоставленных им полномочий. Это не означает, что реализация любого права сотрудника налоговой полиции связана с применением насилия. В правоохранительной деятельности сама потенциальная возможность применения принуждения служит достаточной гарантией выполнения законных требований должностного лица.

К подзаконным актам, определяющим различные элементы правового  положения налоговой полиции  в системе правоохранительных органов, необходимо отнести Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 20 мая 1993 года. Из содержания положения можно видеть, что принципы прохождения службы, ее правовые основы, многие права и обязанности налоговой полиции и структурных подразделений органов внутренних дел совпадают. И это не случайно, поскольку и те и другие решают в конечном счете общие задачи, при том) что налоговая полиция действует в сфере финансово-экономической деятельности предприятий, организаций и частных лиц, связанной с налогами и другими обязательными платежами[19,c.81].

Об особом положении  органов налоговой полиции в  системе исполнительной власти говорит  и тот факт, что к кандидатам на поступление на службу в эти органы предъявляются особые требования. Здесь выше, чем в других органах внутренних дел возрастной ценз - 20 лет. Наличие у гражданина в прошлом судимости (даже погашенной) исключает возможность поступления на службу в налоговую полицию. Близкие родственники здесь не вправе проходить службу в одном подразделении, если она связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью. Сотруднику налоговой полиции категорически запрещено заниматься какой бы  то ни было предпринимательской деятельностью, а также быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором указанные лица состоят на службе. Исключением является творческая, научная и педагогическая деятельность. Однако чтобы трудиться и в этих сферах, нужно получить специальное разрешение руководителя органа налоговой полиции.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации  “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О федеральных  органах налоговой полиции” № 4990-1 от 20 мая 1993 года Правительство Российской Федерации приняло ряд нормативных актов, направленных на формирование структур налоговой полиции в центре и на местах. В частности, 11 октября 1993 года Совет Министров Российской Федерации утвердил Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания. В Положении почти текстуально повторяются задачи, сформулированные в статье 2 Закона о налоговой полиции. В соответствии с этим Законом и Положением о Департаменте налоговой полиции центральный аппарат и подразделения на местах обязаны:

– выявлять, предупреждать  и пресекать налоговые преступления и правонарушения;

– обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защищать их сотрудников от противоправных посягательств.  При исполнении служебных обязанностей;

– предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в налоговых  органах 

Задачи по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых  преступлений решаются путем организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел и их расследования в форме дознания и следствия, розыска лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении, принятия мер к возмещению нанесенного государству ущерба. Причем проведение оперативно-розыскных мероприятий должно соответствовать Закону Российской Федерации “ Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” и ведомственным нормативным актам. Уголовные дела могут возбуждаться при наличии порода и достаточных оснований, указывающих на признаки налогового преступления. Неотложные следственные действия производятся только специально на то уполномоченными субъектами, имеющими право выступать в качестве лиц, производящих дознание и следствие. Розыск преступников может осуществляться как собственными силами” так и с привлечением сил и средств Министерства внутренних дел. Что же касается возмещения ущерба, причиненного государству преступными деяниями, то здесь налоговая полиция вправе проводить и оперативно-розыскные, и уголовно-процессуальные действия при условии, что уголовное дело уже возбуждено.

Система органов налоговой  полиции строится по администратативно  территориальному  принципу и состоит  из трех звеньев.

Основным звеном системы являются органы налоговой полиции городов и районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также районные и межрайонные отделы (отделения) управлений налоговой полиции республика составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. В Законе о налоговой полиции они отнесены к местным органам.

Во второе звено (территориальные  органы) входят органы налоговой полиции  республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Возглавляет систему Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации.

Руководит Федеральной  службой налоговой полиций директор (в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Первый заместитель директора и заместители директора назначаются и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению директора Федеральной службы налоговой полиции.

Внутренняя структура  каждого из подразделений определяется основными направлениями деятельности и штатной численностью аппарата. Практически во всех управлениях  и отделах реализуется линейно- территориальный принцип организации работы.

Административную деятельность налоговой полиции принято делить на внутриорганизационную и внешнюю. Первая включает вопросы организации  работы в органах налоговой полиции, оперативное руководство, планирование, текущий и итоговый контроль, подбор, расстановку, подготовку и переподготовку   кадров и т. д. Внутриорганизационная деятельность направлена на совершенствование организации работы органов налоговой полиции, создание оптимальных условий для решения стоящих перед ними задач. Компетенция субъектов внутриорганизационной деятельности определяется Законом о налоговой полиции и подзаконными актами, в частности Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, ведомственными приказами, инструкциями и наставлениями. Так, круг полномочий директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации определяется статьей 8 Закона “О Федеральных органах налоговой полиции”, где говорится, что он “организует деятельность Федеральной службы и его коллегии ...определяет функциональные обязанности своих заместителей и руководителей структурных подразделений Федеральной службы, …назначает на должность и освобождает от должности руководителей и работников Федеральной службы...” и т.д. В Положении о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации круг его полномочий по внутриорганизационной деятельности расширяется и детализируется.

Аналогичные по характеру  полномочия имеют руководители республиканских, краевых, областных и т.п. управлений (отделов) налоговой полиции. Следует подчеркнуть, что внутриорганизационная деятельность осуществляется руководящим звеном подразделений всех уровней, тогда как внешняя административная деятельность обеспечивается главным образом оперативными сотрудниками аппаратов управлений и отделов налоговой полиции республики, края, области, города.

В рамках предоставленных  полномочий сотрудники налоговой полиции  вправе пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами  должностных лиц налоговых органов и агентов валютного контроля. Так же как и налоговые инспекторы, они вправе производить на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на различных формах собственности (включая совместные предприятия) документальные проверки финансово-экономической деятельности. Эти сотрудники имеют право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, составляющим в соответствии с законом коммерческую тайну. Кроме этого, сотрудники налоговой полиции могут приостанавливать операции налогоплательщиков по  статьям в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях не предоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения дохода, обследовать их. Сотрудник налоговой полиции вправе входить и в жилые помещения, если они одновременно используются для предпринимательской деятельности. В тех случаях, когда помещение обследуется вопреки воле проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов должен быть уведомлен прокурор[18,c.75].

В пункте 7 статьи 11 Закона “О налоговой полиции” закреплено право “проверять у граждан и  должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения”. Это право нельзя толковать расширительно, в том смысле, что сотрудник налоговой полиции вправе проверять документы у гражданина, подозреваемого в совершении любого преступления или административного проступка. Комплекс полномочий, предоставленных сотрудникам налоговой полиции, предопределен задачами, стоящими перед этим ведомством. А главная задача органов налоговой полиции - борьба с налоговыми правонарушениями, а не с правонарушениями вообще. Вот почему документы у граждан и должностных лиц проверяются только в тех случаях, когда те подозреваются в совершении налогового преступления или иного правонарушения.

Закон предоставляет  сотрудникам налоговой полиции право использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям, для предотвращения налоговых поступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении.

В рамках административной деятельности в компетенцию сотрудника налоговой полиции входит право  составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах установленных законом  полномочий, осуществлять административное задержание и другие меры, предусмотренные законодательством.

 

2.4. Функции органов государственной налоговой службы

 

Государственная налоговая  служба выполняет следующие основные функции: проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; участвует совместно с Министерствами экономики и финансов России в разработке налоговой политики и налогового законодательства; обобщает практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организует проведение этой работы с государственными налоговыми инспекциями; организует работу государственных налоговых инспекций; осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением; осуществляет связи с налоговыми службами Содружества Независимых Государств, иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт организации деятельности налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию; проводит обследования и проверки организации работы налоговых инспекций на всех уровнях.

Органы государственной  налоговой службы Российской Федерации  осуществляют контроль за соблюдением  налогового законодательства, в том  числе за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов ( кроме тех, контроль за которыми возложен на Государственный таможенный комитет ).

Таблица №1

 

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ВПРАВЕ:

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

ВПРАВЕ:

ОБЯЗАННОСТИ И  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

– возбуждать ходатайства  о                 запрещении заниматься               предпринимательской               деятельностью 

– предъявлять в суд (арбитражный суд) иски

- о ликвидации предприятий 

- о признании сделок

 недействительными  и взыскании  полученного по сделке в доход государства

- о взыскании незаконно

приобретенного 

- о признании регистрации

предприятия недействительной

– самостоятельно

определять суммы  налогов, подлежащих внесению в бюджет в случаях отсутствия или запущенности учета на предприятии взыскивать в установленном порядке с рублевых и валютных счетов суммы сокрытого дохода, недоимок, штрафов, пени

– провеять все документы  и получать необходимые объяснения, справки и сведения

– обследовать любые  помещения налогоплательщиков приостанавливать операции по счетам при непредставлении в налоговой орган  документов                                                   – налагать на руководителей банков, кредитных и финансовых органов административные штрафы при  невыполнении указаний

изымать документы, свидетельствующие  о сокрытии (занижении) доходов 

– получать бесплатно  от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления налоговых  платежей плательщиков

– сохранять коммерческую тайну, тайну о вкладах физических лиц 

– представлять ежемесячно финансовым органам сведения о фактических суммах налогов  осуществлять контроль за исполнением доходной части бюджета (совместно с финансовыми органами)

– информировать в  недельный срок Минфин РФ о случаях  неуплаты предприятиями налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней в течение трех месяцев со дня наступления сроков их уплаты

Налоговые органы несут  ответственность за достоверность  справок,

Информация о работе Правовое положение налоговых органов