Правовое положение налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов (ст.13 НК), а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ (ст.10 Таможенного кодекса РФ) НК РФ установлено, что таможенные органы, в случаях предусмотренных Налоговым кодексом, а также в соответствии с таможенным законодательством и иными федеральными законами обладают полномочиями налоговых органов (п.2 ст.30 НК).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Становление и развитие налоговой службы…………………….…….5
Глава 2.Правовые основы деятельности, принципы организации и
функции органов государственной налоговой службы………………………12
Правовые основы деятельности органов государственной
налоговой службы………………………………………………………………12
Правовой статус государственной налоговой службы………………..13
2.3. Правовой статус федеральных органов налоговой полиции………….....19
2.4. Функции органов государственной налоговой службы………………….28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………..…..34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ правовое положение налоговых органов.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

3. Принцип  централизации

Госналогслужба России является централизованной системой налоговых  органов. Исключением является правовое положение Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента от 28 августа 1991 года “О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы” эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.     

Система Госналогслужбы России условно делится на три уровня:

– Общефедеральный - центральный  федеральный орган исполнительной государственной власти (Государственная  налоговая служба Российской Федерации). Она возглавляется руководителем  в ранге Министра Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством Российской Федерации. Руководитель Госналогслужбы России формирует совещательный орган – коллегию[21,c.58].

– Региональный  -  Госналогинспекции  по республикам в составе Российской Федерации краям, областям, автономным образованиям, городам: Москве и Санкт-Петербургу (т.е. инспекции по субъектам Федерации). Начальники этих инспекций   назначаются руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.

– Местный -  Госналогинспекции  по районам, городам без районного  деления и районам в городах. Начальники этих инспекций назначаются  начальниками вышестоящих налоговых  органов.

Различным звеньям Госналогслужбы России свойственны  различные функции. Между тем всем звеньям -  общефедеральному, региональному и местному присущи и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие  функции всех звеньев Госналогслужбы (общие функции налоговых органов).

  Госналогслужба РФ:

  1) обеспечивает учет  налогоплательщиков;

  2} обеспечивает контроль  за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;

  3) осуществляет исчисление  окладных налогов;

  4) ведет оперативно-бухгалтерский  учет сумм налогов и других  платежей;

  5) применяет меры  по пресечению (предотвращению) нарушений  налогового законодательства;

  6) осуществляет   контроль   выполнения   субъектами  предпринимательской деятельности  требований законодательства в  отношении наличного денежного  обращения;

  7) применяет восстановительные  меры для предотвращения или  ликвидаций убытков, нанесенных бюджету или налогоплательщику;

  8) применяет меры  ответственности к нарушителям  налогового законодательства;

  9) осуществляет учет, оценку  и реализацию конфискованного,  бесхозяйного имущества, имущества,  перешедшего по праву наследования к государству и кладов;

10) выступает агентом валютного  контроля;

11) выступает исполнительным органом  по применению мер взыскания,  наложенных рядом государственных  инспекций и других контрольных  органов.

  Центральный аппарат в дополнение  к тем функциям, которые выполняет местное звено налоговой службы, обладает следующими полномочиями:

– организует, координирует  и контролирует  работу Госналогинспекции;

– осуществляет аналитическую и  статистическую деятельность;

– разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательству

– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми  министерствами, ведомствами и другими  организациями;

– участвует в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении;

– решает вопросы международного сотрудничества.

Региональное звено Госналогслуж6ы  выполняет функции, присущие нижнему  звену, а также ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций, обобщению практики.

Для выполнения своих функций налоговые  органы наделены соответствующими правами. Права государственного органа - это  права различных должностных лиц этого органа. Не каждое должностное лицо обладает всем набором прав, предоставленных государственному органу.

Для правильного понимания специальных  прав и обязанностей должностных  лиц налоговых органов необходимо учитывать следующее:

1) к должностным лицам не применим принцип “разрешено все, что не запрещено законом”. Наоборот, к ним поменяется разрешительный порядок: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешаю ему законом, т. е. действует только в рамках установленной ему компетенции;

2) служебные права должностных  лиц налоговых органов, одновременно  являются их обязанностями, и  наоборот;

3) границы для реализации прав  должностных лиц налоговых инспекций  очерчены задачами функциями  государственных налоговых инспекций.  Любые права налоговых инспекторов - проводить проверки, изымать документы, предъявлять иски и т. п. -  реализуются только в пределах выполнения задачи налогового органа: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Для реализации задач, возложенных  на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций.

1 .Полномочия по учету налогоплательщиков.

2. Полномочия по контролю за  соблюдением налогового законодательства.

3. Полномочия налоговых органов  по исчислению окладных налогов.

4. Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского  учета сумм налогов и других  платежей.

5. Полномочия по применению мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства.

6. Полномочия по применению восстановительных  мер для предотвращения или  ликвидации убытков, нанесенных  налогоплательщику или бюджету.

7. Полномочия по применению  мер ответственности.

8. Полномочия по контролю  за выполнением субъектами предпринимательской  деятельности требований законодательства  о наличном денежном обращении.

9. Полномочия налоговых  органов в сфере валютного  контроля.

10. Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных иными государственными и контрольными органами, исполнению судебных актов.

11. Полномочия по изданию  инструктивных и методических  указаний по применению законодательства  о налогах[16,c.37].

Госналогслужба России является исполнительным государственным  органом. Следовательно, на нее распространяются нормы Закона РФ “Об основах государственной  службы в Российской Федерации” и  других нормативных актов о государственной  службе. В соответствии с ними

государственных служащих по их полномочиям принято делить на должностных лиц, оперативный  состав и вспомогательный персонал.

Ключевым должностным  лицом налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем  прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами.

Инспекторы осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками - от приема налоговых расчетов до проведения документальных проверок. В настоящее  время в ряде инспекций практикуется разделение функций (с учетом зарубежного опыта): ряд инспекторов осуществляет только ревизорскую работу, другие- те функции, которые не связаны с выходом на предприятия (прием и камеральная проверка деклараций, расчет окладных налогов и др.). Существуют предложения узаконить такую практику, выделить отдельную категорию должностных лиц налоговых органов - ревизоров.

Реализация ряда специфических  прав (наложение взысканий, приостановление  операций по счетам в банке и др.) связана с должностями начальника или заместителя начальника налогового органа.

К оперативному составу  относятся специалисты, имеющие  право совершать служебные юридически властные акты. В налоговых инспекциях  это работники бухгалтерии, юрисконсульты  и т.д.

Лица вспомогательного состава обеспечивают служебную  деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).

 

2.3. Правовой статус федеральных органов налоговой полиции

 

Создание налоговой  полиции стало необходимым условием формирования эффективной федеральной  налоговой системы. Наряду с Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел, налоговая полиция является частью сил, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.

Правовое положение  налоговой полиция в системе  правоохранительных органов определяется комплексом норм, предусматривающих  цели, задачи и принципы деятельности подразделений

налоговой полиции, ее основные и факультативные функции. Сюда же относятся правовые предписания, которые регламентируют порядок формирования органов налоговой полиции, вопросы линейной и функциональной подчиненности, процедуры деятельности, а также компетенцию этих органов.

Таким образом, правовое положение налоговой полиции закрепляется всей совокупностью нормативных актов, регламентирующих отношения, обязательным участником которых является налоговая полиция.

К числу таких актов  относится, прежде всего, Конституция  Российской Федерации. Содержащиеся в  ряде статей Основного Закона нормы носят базисный, основополагающий характер как для формирования органов налоговой полиции на федеральном или региональном уровне, так и для их эффективного функционирования. Достаточно в этой связи назвать нормы, гарантирующие единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, равенство различных форм собственности, обязанность платить установленные законом налоги и сборы и т. д. Каждое из этих положений находит конкретное воплощение в законах и подзаконных актах, регламентирующих различные стороны организации и деятельности органов налоговой полиции. Ведущими нормативными актами, определяющими правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру органов налоговой полиции, являются

Налоговый кодекс РФ и Закон РФ “О федеральных органах налоговой полиции”.

В статье 1 Закона о налоговой  полиции прямо говорится, что  федеральные органы налоговой полиции  являются правоохранительными органами. Их деятельность строится на принципах  законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, сочетании гласных и негласных форм и методов. Вместе с тем анализ закона и подзаконных актов позволяет сделать вывод, что перечень основополагающих начал деятельности органов налоговой полиции не исчерпывается названными. Необходимо указать по меньшей мере еще на два принципиальных положения, которые характеризуют сущностные моменты этой деятельности. Прежде всего это принцип официальности (от латинского ex  officio - по должности, по обязанности). Его суть выражается в том, что органы налоговой полиции выполняют возложенные на них обязанности, не будучи связанными волей и желанием заинтересованных лиц. Публичный (официальный) характер функций налоговой полиции находит свое проявление в том, что она вправе осуществлять по собственной инициативе повторные и контрольные проверки налогоплательщиков после проверок, проведенных должностными лицами Государственной налоговой службы Российской Федерации, выступая в качестве органа дознания, возбуждать уголовные дела, производить следственные действия и т. д.

Другой принцип деятельности налоговой полиции может быть сформулирован как принцип совмещения административных и процессуальных функций. Почти аналогичные права и обязанности имеет оперуполномоченный подразделений по борьбе с экономической преступностью органов милиции. Однако сотрудник милиции не вправе, например, самостоятельно провести проверку (ревизию) и на основе им же сформулированных выводов возбудить уголовное дело, провести дознание и следствие. Сотрудник же налоговой полиции выступает и как налоговый инспектор, т. е. специалист по производству документальных ревизий и иного рода проверок, и как лицо, производящее дознание и следствие. Такой подход зафиксирован в действующем законодательстве.

Место налоговой полиции  в системе правоохранительных органов  определяется не только  схожестью  отдельных ее задач с задачами других органов власти, в частности  отдельных служб милиции, таможенного контроля, но и тождественностью приемов и методов их решения. Достаточно указать, что сотрудник налоговой полиции, как и оперативные работники милиции, вправе производить оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные дела, относящиеся к их подследственности, производить дознание, следствие, розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений и т. д. Однако, если оперативные аппараты уголовного розыска и ОБЭП вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и возбуждать уголовные дела, подследственные следователям органов внутренних дел и прокуратуры, органы налоговой полиции полномочны вести оперативно-розыскную работу с целью выявления только налоговых преступлений. Обнаружение при этом других преступлений влечет за собой передачу соответствующей информации в те правоохранительные органы, в компетенцию которых они входят. В подобном положении находятся органы дознания таможенной службы. Оперативную работу и дознание они ведут по делам, отнесенным таможенным кодексом Российской Федерации к их компетенции. Вполне может случиться так, что по некоторым категориям уголовных дел, в частности по делам о незаконных валютных операциях, интересы налоговой полиции и таможенной службы пересекаются. В соответствии с действующим законодательством и те, и другие наделены полномочиями по валютному контролю.

Информация о работе Правовое положение налоговых органов