Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговой проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена обзору прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков. Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что зачастую налогоплательщики не в полной мере знают свои права и обязанности или не могут ими грамотно воспользоваться, вследствие чего происходят споры с налоговыми органами. Чтобы этого избежать налогоплательщик должен четко понимать и уметь пользоваться своими правами и выполнять обязанности.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1. Права и обязанности налогоплательщиков 4
1.1 Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц. 4
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков при камеральной налоговой проверке. ………………………………………………………………………….6
1.3 Права и обязанности налогоплательщиков при выездной налоговой проверке ………………………………………………………………………...12
Глава 2. Практическое применение прав налогоплательщика 17
2.1 Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. 17
2.2. Обжалование акта налоговой инспекции, действия или бездействие их должностных лиц. 20
Глава 3. Судебная практика рассмотрения налоговых споров. 23
Заключение….……………………………………………………………………28
Список используемой литературы. 29
Приложения 30

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 62.31 Кб (Скачать)

Права и обязанности налогоплательщика, возникающие при проведении налоговых  проверок, определены статьями. 21 и 23 НК РФ. Наиболее важными из них являются: право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право  получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также уведомления и требования об уплате налогов; право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству.  Налогоплательщики также обязаны: представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей и т.д. 4

Перед началом проверки следует  в обязательном порядке поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей  группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение  налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных  удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой  проверки. Если лицо, которое пытается проникнуть на территорию предприятия, не вписано в решение, можно и  нужно не допускать его в помещение  организации.  Все документы нужно  передавать налоговикам на проверку только после оценки их на предмет  законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых  реквизитов.

На практике встречаются  случаи принятия налоговыми органами решений о проведении проверок банков по вопросам правомерности открытия счетов, режима счетов, наличия и  движения денежных средств на расчетных, текущих, валютных, доходных и ссудных  счетах. При этом в решении указываются  клиенты банков. Как представляется, действия налоговых органов в  данном случае не основаны на положениях действующего законодательства. Во-первых, такие решения не соответствуют требованиям Порядка назначения выездных налоговых проверок. Во-вторых, налоговый орган, принимая подобного рода решение, преследует цель истребовать у банка необходимые документы о другом налогоплательщике, а не провести налоговую проверку банка как налогоплательщика. В-третьих, указанные решения нарушают законные права и интересы банков, поскольку содержат требования о представлении необходимых документов, за невыполнение которых предусмотрена ответственность. Все это свидетельствует о незаконности такого рода решений налоговых органов о проведении выездных налоговых проверок и дает банкам право обратиться в суд за защитой своих интересов.

Рассмотрим основные права  налогоплательщиков в следующей  таблице:

Таблица 2.

Права налогоплательщиков при  проведении выездной проверки

Право налогоплательщика

Статья

Пояснение

Право ознакомиться с решением о проведении выездной проверки

Пункт 1 статьи 89 и пункт 1 статьи 91

Если налоговики не ознакомили налогоплательщика или его представителя  с таким решением либо не предъявили служебные удостоверения, он вправе не допускать их на свою территорию и в помещения (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ)

Право отказать в проведении выездной проверки в помещениях или  на территории налогоплательщика. Тогда  проверка должна проводиться по месту  нахождения инспекции

Пункт 1 статьи 89

Данным правом налогоплательщик может воспользоваться, если у него нет помещения для размещения инспекторов. В подобной ситуации необходимо подать в инспекцию письменное заявление

Право на присутствие при  проведении выездной проверки

Подпункт 8 пункта 1 статьи 21

Присутствовать во время  выездной проверки может руководитель организации, ее главный бухгалтер, а также любое иное лицо, имеющее  доверенность от имени проверяемого юридического лица

Право на соблюдение срока  проведения выездной проверки*

Пункты 6 и 9 статьи 89

Выездная проверка должна продолжаться не более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех  месяцев, а в исключительных случаях  — до шести. Основания и порядок  продления установлены в приложении № 2 к приказу № САЭ-3-06/892@. 
Кроме того, проверка может быть приостановлена не более чем на шесть месяцев для истребования документов, проведения экспертизы и т. п. А при истребовании документов от иностранных государственных органов допускается продление проверки максимум на девять месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, продолжительность выездной проверки в любом случае не может превышать один год и три месяца

Право на соблюдение ограничений  на проведение повторных выездных налоговых  проверок

Абзац 1 пункта 5 и абзац 3 пункта 7 статьи 89

Нельзя проводить повторные  выездные проверки по одним и тем  же налогам за один и тот же период

Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета  во время выездной проверки

Статья 81 и пункты 4 и 10 статьи 89

В этом случае в рамках выездной проверки налоговики проверяют период, за который представлена «уточненка». Кроме того, они вправе провести камеральную проверку этой декларации или расчета (п. 2 и 9.1 ст. 88 НК РФ). 
Если уточненная декларация подана после окончания выездной проверки и в ней указана сумма налога, меньшая ранее заявленной, могут назначить повторную выездную проверку

Право на получение справки  о проведенной выездной проверке

Пункт 15 статьи 89

В последний день выездной проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю. 5


Вывод по главе 1:

Права и обязанности налогоплательщика, возникающие при проведении налоговых  проверок, определены статьями 21 и 23 НК РФ. Наиболее важными из них являются: право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право  получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также уведомления и требования об уплате налогов; право требовать  от должностных лиц налоговых  органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; право не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых органов  и их должностных лиц, не соответствующие  законодательству.

При этом налогоплательщики также  обязаны: представлять налоговым органам  и их должностным лицам в случаях  документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; не препятствовать законной деятельности должностных  лиц налоговых органов при  исполнении ими своих служебных  обязанностей и т.д. 

Глава 2. Практическое применение прав налогоплательщика

2.1 Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

Статьей 91 НК РФ установлено, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в  жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных  федеральным законом, или на основании  судебного решения не допускается. Таким образом, согласно законодательству о налогах и сборах проведение выездной налоговой проверки необязательно  связано с доступом должностных  лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию налогоплательщика, в частности  в жилые помещения налогоплательщика - физического лица. Право налогоплательщика  присутствовать при проведении выездной налоговой проверки приобретает  наибольшую важность при проведении такой проверки по месту нахождения инспекции. Фактические действия должностных  лиц налогового органа по проведению налоговой проверки заключаются  в исследовании представленных налогоплательщиком документов, а также полученных от третьих лиц документов, содержащих сведения в отношении налогоплательщика. Право налогоплательщика присутствовать при проведении налоговой проверки является основанием для реализации права на представление пояснений  по исчислению и уплате налогов.

Если решение о проведении выездной налоговой проверки на территории налогового органа налогоплательщику не предъявлялось, то налогоплательщик может сделать  вывод, что нарушено его право  присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и представлять соответствующие пояснения либо решение в отношении него вынесено в результате проведения камеральной  налоговой проверки. В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых  деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Поскольку срок проведения выездной налоговой проверки больше срока проведения камеральной налоговой проверки, в ходе обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщик может ссылаться на то, что инспекцией нарушен порядок проведения камеральной налоговой проверки.6

В связи с этим необходимо обращать внимание на следующее. Согласно ст. 88 камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня  представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Таким образом, если в ходе рассмотрения жалобы будет  установлено, что налоговым органом  проведена камеральная налоговая  проверка, то проведение такой проверки в течение более чем трех месяцев  со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации будет являться нарушением порядка проведения камеральной  налоговой проверки.

Пример. Заявителем в установленные  законодательством сроки представлены налоговые декларации по НДС за январь-март 2011 г., в которых заявлены суммы налога к возмещению из бюджета (по внутренним оборотам). В соответствии со ст. 88 НК РФ на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Согласно ст. 176 НК РФ, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном указанной статьей. Сумма разницы, полученной в результате превышения суммы налоговых вычетов по НДС над общей суммой налога, направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.7

В нарушение указанных положений  соответствующая проверка представленных деклараций инспекцией в трехмесячный срок не проведена. Кроме того, инспекция  не использовала полномочия по истребованию в ходе камеральной налоговой  проверки документов, подтверждающих обоснованность заявленной к возмещению суммы НДС. В нарушение ст. 88 НК РФ налогоплательщику не направлялось сообщение о выявленных ошибках  в заполнении документов и противоречий между сведениями, содержащимися  в представленных документах, и требование о внесении соответствующих исправлений  в установленный срок. Зачет предъявленных  к возмещению сумм в счет уплаты налогов также не произведен.

Согласно п. 3 ст. 176 по истечении  трех календарных месяцев, следующих  за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному  заявлению. В течение двух недель после получения указанного заявления  инспекцией не было принято решение  по вопросу возврата сумм НДС. Бездействие  должностных лиц инспекции могло  повлечь начисление процентов на сумму, подлежащую возврату. 

2.2. Обжалование  акта налоговой инспекции, действия  или бездействие их должностных  лиц.

Согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый  агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие  их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или  бездействие нарушают их права. Акты налоговой инспекции, действия или  бездействие их должностных лиц  могут быть обжалованы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или арбитражный суд. При  этом подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права  на одновременную или последующую  подачу аналогичной жалобы в арбитражный  суд. Жалоба в арбитражный суд  подается в форме искового заявления  в соответствии с положениями  Арбитражного процессуального кодекса  РФ. Жалоба на акт налоговой инспекции, а также на бездействие ее должностных  лиц по вашим обращениям к ним  подается соответственно вышестоящему должностному лицу налоговой инспекции  в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или  должен был узнать о нарушении  своих прав. К такой жалобе могут  быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего  жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом  налоговой инспекции или вышестоящим  органом налоговой инспекции (ст. 139 НК РФ). Жалоба вышестоящим органам  или вышестоящим должностным  лицам должна быть зарегистрирована и рассмотрена в течение одного месяца со дня ее получения.8 По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) оставить жалобу без  удовлетворения;

2) отменить акт налоговой  инспекции и назначить дополнительную  проверку;

3) отменить решение и  прекратить производство по делу  о налоговом правонарушении;

4) изменить решение полностью  или вынести новое решение.  О принятом решении налоговый  орган или должностное лицо  обязано уведомить в течение  трех дней со дня его принятия  в письменной форме (п. 3 ст. 140 НК  РФ).

Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговой проверки