Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа
Данная работа посвящена обзору прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков. Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что зачастую налогоплательщики не в полной мере знают свои права и обязанности или не могут ими грамотно воспользоваться, вследствие чего происходят споры с налоговыми органами. Чтобы этого избежать налогоплательщик должен четко понимать и уметь пользоваться своими правами и выполнять обязанности.
Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1. Права и обязанности налогоплательщиков 4
1.1 Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц. 4
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков при камеральной налоговой проверке. ………………………………………………………………………….6
1.3 Права и обязанности налогоплательщиков при выездной налоговой проверке ………………………………………………………………………...12
Глава 2. Практическое применение прав налогоплательщика 17
2.1 Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. 17
2.2. Обжалование акта налоговой инспекции, действия или бездействие их должностных лиц. 20
Глава 3. Судебная практика рассмотрения налоговых споров. 23
Заключение….……………………………………………………………………28
Список используемой литературы. 29
Приложения 30
Права и обязанности
Перед началом проверки следует
в обязательном порядке поинтересоваться
полномочиями и составом проверяющей
группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ
на территорию или в помещение
налогоплательщика
На практике встречаются случаи принятия налоговыми органами решений о проведении проверок банков по вопросам правомерности открытия счетов, режима счетов, наличия и движения денежных средств на расчетных, текущих, валютных, доходных и ссудных счетах. При этом в решении указываются клиенты банков. Как представляется, действия налоговых органов в данном случае не основаны на положениях действующего законодательства. Во-первых, такие решения не соответствуют требованиям Порядка назначения выездных налоговых проверок. Во-вторых, налоговый орган, принимая подобного рода решение, преследует цель истребовать у банка необходимые документы о другом налогоплательщике, а не провести налоговую проверку банка как налогоплательщика. В-третьих, указанные решения нарушают законные права и интересы банков, поскольку содержат требования о представлении необходимых документов, за невыполнение которых предусмотрена ответственность. Все это свидетельствует о незаконности такого рода решений налоговых органов о проведении выездных налоговых проверок и дает банкам право обратиться в суд за защитой своих интересов.
Рассмотрим основные права налогоплательщиков в следующей таблице:
Таблица 2.
Права налогоплательщиков при проведении выездной проверки
Право налогоплательщика |
Статья |
Пояснение |
Право ознакомиться с решением о проведении выездной проверки |
Пункт 1 статьи 89 и пункт 1 статьи 91 |
Если налоговики не ознакомили
налогоплательщика или его |
Право отказать в проведении выездной проверки в помещениях или на территории налогоплательщика. Тогда проверка должна проводиться по месту нахождения инспекции |
Пункт 1 статьи 89 |
Данным правом налогоплательщик может воспользоваться, если у него нет помещения для размещения инспекторов. В подобной ситуации необходимо подать в инспекцию письменное заявление |
Право на присутствие при проведении выездной проверки |
Подпункт 8 пункта 1 статьи 21 |
Присутствовать во время выездной проверки может руководитель организации, ее главный бухгалтер, а также любое иное лицо, имеющее доверенность от имени проверяемого юридического лица |
Право на соблюдение срока проведения выездной проверки* |
Пункты 6 и 9 статьи 89 |
Выездная проверка должна
продолжаться не более двух месяцев.
Срок может быть продлен до четырех
месяцев, а в исключительных случаях
— до шести. Основания и порядок
продления установлены в |
Право на соблюдение ограничений на проведение повторных выездных налоговых проверок |
Абзац 1 пункта 5 и абзац 3 пункта 7 статьи 89 |
Нельзя проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период |
Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета во время выездной проверки |
Статья 81 и пункты 4 и 10 статьи 89 |
В этом случае в рамках выездной
проверки налоговики проверяют период,
за который представлена «уточненка».
Кроме того, они вправе провести
камеральную проверку этой декларации
или расчета (п. 2 и 9.1 ст. 88 НК РФ). |
Право на получение справки о проведенной выездной проверке |
Пункт 15 статьи 89 |
В последний день выездной проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю. 5 |
Вывод по главе 1:
Права и обязанности
При этом налогоплательщики также
обязаны: представлять налоговым органам
и их должностным лицам в случаях
документы, необходимые для исчисления
и уплаты налогов; не препятствовать
законной деятельности должностных
лиц налоговых органов при
исполнении ими своих служебных
обязанностей и т.д.
Статьей 91 НК РФ установлено, что доступ
должностных лиц налоговых
Если решение о проведении выездной налоговой проверки на территории налогового органа налогоплательщику не предъявлялось, то налогоплательщик может сделать вывод, что нарушено его право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и представлять соответствующие пояснения либо решение в отношении него вынесено в результате проведения камеральной налоговой проверки. В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Поскольку срок проведения выездной налоговой проверки больше срока проведения камеральной налоговой проверки, в ходе обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщик может ссылаться на то, что инспекцией нарушен порядок проведения камеральной налоговой проверки.6
В связи с этим необходимо обращать
внимание на следующее. Согласно ст. 88
камеральная проверка проводится уполномоченными
должностными лицами налогового органа
в течение трех месяцев со дня
представления
Пример. Заявителем в установленные
законодательством сроки
В нарушение указанных положений соответствующая проверка представленных деклараций инспекцией в трехмесячный срок не проведена. Кроме того, инспекция не использовала полномочия по истребованию в ходе камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих обоснованность заявленной к возмещению суммы НДС. В нарушение ст. 88 НК РФ налогоплательщику не направлялось сообщение о выявленных ошибках в заполнении документов и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, и требование о внесении соответствующих исправлений в установленный срок. Зачет предъявленных к возмещению сумм в счет уплаты налогов также не произведен.
Согласно п. 3 ст. 176 по истечении
трех календарных месяцев, следующих
за истекшим налоговым периодом, сумма,
которая не была зачтена, подлежит возврату
налогоплательщику по его письменному
заявлению. В течение двух недель
после получения указанного заявления
инспекцией не было принято решение
по вопросу возврата сумм НДС. Бездействие
должностных лиц инспекции
Согласно ст. 137 НК РФ каждый
налогоплательщик или налоговый
агент имеют право обжаловать
акты налоговых органов
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налоговой
инспекции и назначить
3) отменить решение и
прекратить производство по
4) изменить решение полностью или вынести новое решение. О принятом решении налоговый орган или должностное лицо обязано уведомить в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговой проверки