Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговой проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена обзору прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков. Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что зачастую налогоплательщики не в полной мере знают свои права и обязанности или не могут ими грамотно воспользоваться, вследствие чего происходят споры с налоговыми органами. Чтобы этого избежать налогоплательщик должен четко понимать и уметь пользоваться своими правами и выполнять обязанности.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1. Права и обязанности налогоплательщиков 4
1.1 Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц. 4
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков при камеральной налоговой проверке. ………………………………………………………………………….6
1.3 Права и обязанности налогоплательщиков при выездной налоговой проверке ………………………………………………………………………...12
Глава 2. Практическое применение прав налогоплательщика 17
2.1 Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. 17
2.2. Обжалование акта налоговой инспекции, действия или бездействие их должностных лиц. 20
Глава 3. Судебная практика рассмотрения налоговых споров. 23
Заключение….……………………………………………………………………28
Список используемой литературы. 29
Приложения 30

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 62.31 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

 

 

Кафедра «Систем  налогообложения»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Налоговые проверки»

 

Тема:

«Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговой проверки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

 

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………3

Глава 1.  Права  и обязанности налогоплательщиков 4

1.1 Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц. 4

1.2 Права и обязанности налогоплательщиков при камеральной налоговой проверке. ………………………………………………………………………….6

1.3 Права и  обязанности налогоплательщиков  при выездной налоговой проверке ………………………………………………………………………...12

Глава 2. Практическое применение прав налогоплательщика 17

2.1 Право налогоплательщика  присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки. 17

2.2. Обжалование  акта налоговой инспекции, действия  или бездействие их должностных  лиц. 20

Глава 3. Судебная практика рассмотрения налоговых споров. 23

Заключение….……………………………………………………………………28

Список используемой литературы. 29

Приложения 30

 

 

Введение.

Данная работа посвящена  обзору прав, обязанностей и ответственности  налогоплательщиков. Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что зачастую налогоплательщики не в полной мере знают свои права и обязанности или не могут ими грамотно воспользоваться, вследствие чего происходят споры с налоговыми органами. Чтобы этого избежать налогоплательщик должен четко понимать и уметь пользоваться своими правами и выполнять обязанности. 

Целью данной курсовой работы является рассмотреть права и  обязанности налогоплательщиков при  проведении налоговых проверок. В  соответствии с целью задачами являются:

    • дать понятие налогоплательщиков
    • рассмотреть права и обязанности налогоплательщиков при проведении камеральной проверки
    • рассмотреть права и обязанности налогоплательщиков при проведении выездной проверки
    • ознакомиться с  практическим применением прав налогоплательщика, в частности при выездной проверки
    • ознакомиться  с судебной практикой рассмотрения налоговых споров

Курсовая работа состоит 3 главы, содержание, введение, заключение, список используемой литературы. Работа написана на 26 листах, содержит 2 таблицы.

 

Глава 1.  Права и обязанности налогоплательщиков

    1. Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Налогоплательщики — это  российские и иностранные организации как коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фонды, ассоциации, потребительские кооперативы и др.). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и (или) сборов (например, профсоюзные организации).

Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В порядке, предусмотренном  НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Взаимозависимыми  лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно  и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20% (доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой);

2) одно физическое лицо  подчиняется другому физическому  лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии  с семейным законодательством  РФ в брачных отношениях, отношениях  родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Результаты сделок между  налогоплательщиками — взаимозависимыми лицами оцениваются с учетом особых норм, установленных в ст. 40 НК РФ

 

    1. Права и обязанности налогоплательщиков при камеральной налоговой проверке.

Право налоговых органов осуществлять проверки закреплено ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а порядок проведения налоговых проверок установлен гл. 14 НК РФ. Предусмотрены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные (ст. 87 НК РФ).

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с  их служебными обязанностями. Камеральная  проверка может быть проведена в  течение трех месяцев со дня представления  в налоговый орган налоговой  декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Согласно ч. 4 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. 1 Нельзя считать правомерным требование налогового органа представить для камеральной проверки документы, не предусмотренные НК РФ и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах. Следовательно, нельзя признать правомерным привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление указанных документов.

Вывод о невозможности наложения штрафов по результатам камеральной налоговой проверки вытекает из ч. 5 ст. 88 НК РФ, в соответствии с которой на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Рассматриваемая статья не предусматривает возможности наложения штрафа по результатам камеральной проверки. Во-вторых, ст. 101 НК РФ определяет достаточно сложную процедуру по делам о налоговых правонарушениях. Одной из стадий данной процедуры является рассмотрение письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки. Однако НК РФ не установлено, что налоговый орган должен составлять акт по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля. В-третьих, как представляется, занижение налоговой базы может быть подтверждено лишь первичными документами, истребование и изучение которых осуществляется только в рамках выездной налоговой проверки. Кроме того, в соответствии со ст. 88 НК РФ на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Привлечение к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога возможно только при неисполнении налогоплательщиком этого требования в указанные в нем сроки. Получив акт проверки, налогоплательщик имеет возможность ознакомиться с доводами, которые приводят проверяющие в обоснование обнаруженных нарушений. При несогласии с выводами проверяющих налогоплательщик может представить свои письменные возражения и объяснения, а также (в случае необходимости) соответствующие документы в подтверждение своей позиции. Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ в случае представления налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо его представителя, при этом о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.

 Рассмотрим основные права налогоплательщиков в следующей таблице:

 

 

 

 

Таблица 1.

Права налогоплательщиков при  проведении камеральной проверки

Право налогоплательщика

Статья

Пояснение

Право на соблюдение срока проведения камеральной проверки

Пункт 2 статьи 88

На камеральную проверку налоговикам отводится три месяца со дня представления декларации или расчета. Продление этого  срока, приостановление проверки и  ее возобновление не предусмотрены

Право на соблюдение ограничения  по объему проверяемой отчетности

Пункты 1 и 2 статьи 88

В рамках камеральной проверки инспекция может проверить правильность исчисления и уплаты только того налога и за тот период, в отношении  которых представлена проверяемая  декларация или расчет

Право на соблюдение запрета  на проведение повторных камеральных  проверок

____

Нормами НК РФ такой запрет не установлен. Вместе с тем в  НК РФ не содержится понятия «повторная камеральная проверка». 
Более того, суды обычно приходят к выводу, что положения статей 87 и 88 НК РФ не разрешают налоговым органам неоднократно проводить камеральные проверки одной и той же декларации или расчета за один и тот же период

Право на получение от инспекции  сообщения об ошибках, противоречиях  и несоответствиях, выявленных в  ходе камеральной проверки

Пункт 3 статьи 88

Инспекторы обязаны проинформировать налогоплательщика об обнаруженных ими: 
— ошибках в проверяемой декларации или расчете; 
— противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах; 
— несоответствиях между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, имеющимися у инспекции

Право на дачу пояснений  по ошибкам, противоречиям и несоответствиям, выявленным в ходе камеральной проверки

Пункты 3, 4 и 5 статьи 88

Такие пояснения налогоплательщик должен представить в течение пяти дней со дня получения от инспекции сообщения об обнаруженных ошибках, противоречиях или несоответствиях. Свои пояснения он может подкрепить выписками из регистров налогового и бухгалтерского учета и иными документами.  
В свою очередь налоговики обязаны рассмотреть эти пояснения и документы. 
Вместо дачи пояснений налогоплательщик вправе внести исправления и представить уточненную декларацию или расчет

Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета

Статья 81 и  пункт 9.1 статьи 88

Налогоплательщик имеет  право подать уточненную декларацию или расчет как во время камеральной  проверки, так и после ее окончания.  
Если в ходе камеральной проверки налоговики выявили ошибки и потребовали представить «уточненку», это нужно сделать в течение пяти дней с момента получения такого требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). 
Если «уточненка» подана во время камеральной проверки, налоговики прекращают проверять ранее сданную декларацию и начинают камеральную проверку уточненной отчетности. При этом они вправе использовать документы, которые получили от налогоплательщика в рамках прекращенной камеральной проверки

Право не представлять документы, не предусмотренные НК РФ

Пункты 6—9 статьи 88

В ходе камеральной проверки инспекторы не вправе истребовать у  налогоплательщика дополнительные сведения и документы.  
Из этого правила есть четыре исключения. Налоговики могут запрашивать документы, которые: 
— подтверждают право налогоплательщика на использование налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ); 
— налогоплательщик должен был представить вместе с декларацией или расчетом, но не сделал этого, например документы, подтверждающие его право на применение нулевой ставки НДС (п. 7 ст. 88 НК РФ); 
— подтверждают правомерность применения вычетов НДС, указанных в декларации, по которой налог заявлен к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ); 
— являются основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ)2


 

Главной обязанностью налогоплательщика  является своевременная и полная уплата налога. В связи с этим данная обязанность универсальна и  распространяется на всех налогоплательщиков. Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать  в качестве факультативных, поскольку  они распространяются не на всех налогоплательщиков.

Так, например, Обязанность представлять налоговым органам необходимые  для исчисления и уплаты налогов  документы и сведения. Данная обязанность достаточно условна, поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок определения этих документов и сведений. Если в отношении документов какие-либо неясности не возникают, то в отношении сведений на практике иногда встречаются осложнения. Формально налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые у него есть в наличии, т. е. для получения которых не надо производить каких-либо дополнительных действий. В противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений.3

 

1.3 Права и обязанности  налогоплательщиков при выездной налоговой проверке

 В отличие от камеральной налоговой проверки для проведения выездной требуется решение руководителя налогового органа или его заместителя. Предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. Выездная налоговая проверка в отличие от камеральной проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях  вышестоящий налоговый орган  может увеличить продолжительность  выездной налоговой проверки до трех месяцев. Налоговые органы часто  принимают решения о приостановлении  выездных проверок, что приводит к  необоснованным задержкам проведения налоговых проверок. Однако, как  представляется, в данном случае имеется  в виду то, что в срок проверки не засчитываются периоды между  вручением налогоплательщику требования о представлении документов в  порядке ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Кроме того, ни в НК РФ, ни в иных нормативных  актах о налогах и сборах не предусмотрено право налоговых  органов на возобновление налоговых  проверок. Таким образом, налогоплательщик вправе отказать налоговым органам  в представлении документов, если с момента начала выездной налоговой  проверки истекли положенные два  месяца, не принимая во внимание время  приостановления выездной налоговой  проверки. Более того, налогоплательщик имеет право обжаловать незаконные действия налоговых органов в  суд.

Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговой проверки