Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение установлены разделом VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное налогоплательщиком, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Оглавление

1. Часть 1. Теоретическая
Ответственность за нарушение налогового законодательства………………3
Составы налоговых правонарушений………………………………………….15
Виды ответственности за нарушение налогового законодательства………...29
2. Часть 2. Расчетная
Задача № 5.1……………………………………………………………………35
Задача № 5.2…………………………………………………………………....36
Часть 3. Приложение
Отчетность по единому налогу, уплаченному в связи с применением упрощенной системы налогообложения
Часть 4. Тестовые задания………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Налогооблажение.docx

— 66.36 Кб (Скачать)
 

Содержание

1. Часть 1. Теоретическая

Ответственность за нарушение налогового законодательства………………3

Составы налоговых  правонарушений………………………………………….15

Виды ответственности  за нарушение налогового законодательства………...29

2. Часть 2.  Расчетная 

Задача № 5.1……………………………………………………………………35

Задача № 5.2…………………………………………………………………....36

Часть 3.  Приложение

Отчетность по единому налогу, уплаченному в  связи с применением упрощенной системы налогообложения

Часть 4. Тестовые задания………………………………………………………37

Список литературы………………………………………………………………44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 1. Теоретическая

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоговые правонарушения и ответственность  за их совершение установлены разделом VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность  за деяние, совершенное налогоплательщиком, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством  РФ.

Налогоплательщик  может быть привлечен к налоговой  ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно  в совершении налогового правонарушения.

Налогоплательщик  признается виновным в совершении налогового правонарушения, если противоправное деяние совершено им умышленно или  по неосторожности.

Налогоплательщик  не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, если:

  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено в результате выполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Налоговые санкции  устанавливаются и применяются  в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями главы 16 НК РФ.

Следует иметь  в виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность  обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза.

При наличии  обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается  подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Лицо не может  быть привлечено к ответственности  за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания  налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).

При совершении одним лицом двух и более налоговых  правонарушений налоговые санкции  взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более  строгой.

Сумма штрафа, присужденного  налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, повлекшее задолженность  по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика  сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих  пеней, в очередности, установленной  гражданским законодательством  Российской Федерации.

Налоговые санкции  взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском  о взыскании налоговой санкции  не позднее шести месяцев со дня  обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения  уголовного дела, но при наличии  налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется  со дня получения налоговым органом  постановления об отказе в возбуждении  или о прекращении уголовного дела.

Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют  право обжаловать акты налоговых  органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных  лиц, если по мнению налогоплательщика  или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном  федеральным законодательством.

Порядок и сроки  подачи жалобы в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу:

  • Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
  • Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
  • Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
  • Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной  жалобы по тем же основаниям в тот  же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые  органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными  актами законодательства о налогах  и сборах, - влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации  представить имеющиеся у нее  документы, предусмотренные Налоговым  кодексом, со сведениями о налогоплательщике  по запросу налогового органа, а  равно иное уклонение от представления  таких документов либо представление  документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 Налогового кодекса, - влечет взыскание  штрафа в размере 5 000руб.

Те же деяния, совершенные физическим лицом, - влекут взыскание штрафа в размере 500 руб.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при  отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Те же деяния, совершенные повторно в течение  календарного года, - влекут взыскание  штрафа в размере 5 000 руб.

Ошибки в отчетности, нарушение правил постановки на налоговый  учет, невыполнение других обязанностей грозят санкциями не только организации, но может ударить и по карману  самого бухгалтера. Соответствующие  штрафы предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

 
 
 
Правонарушение (статья КоАП РФ)
 
 
 
           Размер штрафа
Нарушение установленного срока подачи заявления

 о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда

(п. 1 ст. 15.3)

   От 500 до 1000 руб.
Ведение деятельности при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда

(п. 2 ст. 15.3)

   От 2000 до 3000 руб.
Нарушение установленного срока представления  в налоговый орган или орган  государственного внебюджетного фонда  информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4)    От 1000 до 2000 руб.
Нарушение установленных законодательством  о налогах и сборах сроков представления  налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5)     От 300 до 500 руб.
Непредставление в налоговые органы, таможенные органы или органы государственного внебюджетного  фонда оформленных в установленном  порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6)    От 300 до 500 руб. на    должностных лиц,

   от 100 до 300 руб. на граждан

Грубое  нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности*, а также порядка и сроков хранения учетных документов (ст. 15.11)    От 2000 до 3000 руб.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью  и порядка ведения кассовых операций (ст.15.1), а именно:

-- осуществление  расчетов наличными деньгами  с другими организациями сверх  установленных размеров**;

-- неоприходование  (неполное оприходование) в кассу  денежной наличности;

-- несоблюдение  порядка хранения свободных денежных  средств;

-- накопление  в кассе наличных денег сверх  установленных лимитов (ст. 15.1)

   На должностных лиц от   4000 до 5000 руб. на граждан, от 40000 до 50000 руб. на юридических лиц
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие ответственности  за совершение налоговых  правонарушений

Понятие «налоговое правонарушение» определено ст. 106 НК РФ. В соответствии с названной  статьей налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое НК РФ предусмотрена ответственность.  
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут как организации, так и граждане. Гражданин может быть привлечен к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.  
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). 
Например, у предприятия была занижена база по НДС в 2000 году, следовательно, в 2004 году налоговые органы не могут проверить налогоплательщика за 2000 год и привлечь его к ответственности. 
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени. 
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. 
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). 
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. 
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.  
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Ответственность за совершение налоговых правонарушений наступает в соответствии с нормами НК РФ и законодательства об административных правонарушениях, если это деяние не содержит признаков состава преступления, установленного уголовным законодательством РФ. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения предусмотрена ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ (введен в действие с 01.01.97г. Федеральным законом от 13.06.96г. № 64-ФЗ). В декабре 2003 года эти статьи были изменены (Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ). 
Итак, что же теперь будет считаться уклонением от уплаты налогов в крупном размере? Крупным размером для целей применения статьи 198 Уголовного кодекса РФ (уклонение от уплаты налогов с граждан) отныне признается ситуация, при которой общая сумма налогов и сборов за три года подряд составляет более ста тысяч рублей, и при этом доля неуплаченных налогов и сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо превышает триста тысяч рублей. Налоговое преступление будет считаться совершенным гражданином в особо крупном размере, если общая сумма налогов в течение трех лет подряд превышает 500 тысяч рублей, и при этом доля неуплаченных налогов и сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо эта доля превышает 1500 тысяч рублей. Особо крупный размер - это когда общая сумма налогов за три года более 2500 тысяч рублей при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 20%, либо превышает 7500 тысяч рублей. 
Посмотрим, какие отныне могут грозить штрафы или сроки в случае уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размерах. В случае уклонения от уплаты налогов с граждан (статья 198 НК РФ) в крупном размере теперь будет применяться штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. Напомним, что раньше подобное деяние наказывалось штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 
Если же гражданин уклоняется от уплаты налогов в особо крупном размере, то по новым нормам он будет наказан штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. (В старой редакции в случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере предусматривалась ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо в виде лишения свободы на срок до пяти лет). В случае уклонения от уплаты налогов с организаций в крупном размере, к лицам, виновным в таком уклонении будет применяться ответственность в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо в виде ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо в виде лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 
Теперь для того, чтобы вас обвинили в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, достаточно не представить налоговую декларацию или иные документы, «представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным». Преступление также можно совершить, включив в декларацию и указанные документы заведомо ложные сведения. Под «заведомо ложными сведениями» понимаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные относительно величины доходов, расходов или льгот, учитываемых при исчислении налогов, а также данные, неправильно отражающие фактическое состояние из-за того, что налогоплательщиком были проигнорированы (не учтены) существенные сведения. 
Как и прежде, уголовная ответственность по ч.1 этой статьи наступает только при условии, что преступление совершено в крупном размере. В этом случае 
могут применяться следующие виды наказаний: штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4 до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 2 лет. В последнем случае осужденного могут еще и лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 
Теперь преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК РФ, отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а верхний предел наказания в виде лишения свободы снижен до 2 лет (в прежней редакции осужденного могли посадить и на 4 года). Одновременно наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью стало не основным, а дополнительным. Кроме того, санкция статьи предусматривает самостоятельное наказание в виде крупного штрафа. 
Следует отметить, что ч.2 ст. 199 касается тех же деяний, но совершенных группой лиц по предварительному сговору, или преступлений, совершенных в особо крупном размере. Штраф в этих случаях составляет от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 3 лет. Включение в санкцию статьи такого наказания, как штраф, является новеллой. Если суд решит применить наказание в виде лишения свободы, что в последнее время происходит все чаще, то максимальный срок наказания составляет 6 лет (ранее — от 2 до 7 лет). Нижний предел теперь не установлен. Дополнительно к этому осужденный может быть лишен права занимать конкретные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 
Преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору в том случае, если участвовавшие в нем лица заранее договорились о совместном совершении преступления. Иными словами, следствие должно доказать, что привлекаемые им люди договорились совершить преступление, обсудили все детали и обстоятельства преступной деятельности. О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору свидетельствуют их согласованные действия в этом направлении, в нашем случае — уклонение от уплаты налогов. 
Как и прежде, ч.2 ст. 199 УК РФ отнесена к тяжким преступлениям, хотя максимальный срок лишения свободы снижен. 
Кстати, из диспозиции ч.2 ст. 199 УК РФ исчезли такие квалифицирующие признаки, как «совершение преступления лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст.1945, 1986, 199 УК РФ*, и «неоднократность» совершения преступления. Это связано с тем, что ст. 16 УК РФ «Неоднократность преступлений» признана утратившей свою силу. 
Обратите внимание, что крупный и особо крупный размеры суммы налогов и (или) сборов больше не привязаны к МРОТ. То же самое произошло и с наказанием в виде штрафа. Тем, кто оказался на скамье подсудимых, важно знать и то, что в ч.З ст.49 законодатель предусматривает возможность назначить штраф с рассрочкой выплаты до 3 лет. При этом учитывается тяжесть совершенного преступления, имущественное положение осужденного и его семьи. Чтобы наказание в виде штрафа было назначено с рассрочкой уплаты, необходимо, как минимум, представить документы, подтверждающие материальное положение семьи подсудимого, наличие и количество иждивенцев, несовершеннолетних детей, престарелых родителей и т.д. (Следует отметить, что взысканием штрафа занимается служба судебных приставов, и судебный пристав-исполнитель также может установить порядок уплаты штрафа по частям.) 
Кстати, существенно увеличив суммы штрафов, законодатель, тем не менее отказался от дополнительного наказания в виде конфискации имущества, исключив из УК РФ ст.52.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Составы налоговых правонарушений

Установление  объективных признаков уклонения  от уплаты налогов имеет важное значение для квалификации данного деяния и последующего привлечения совершившего его лица к ответственности. Однако на практике и в теории относительно используемого здесь понятийного  аппарата возникают определенные проблемы. Так высказывается мнение, о том, что трактование многих понятий  составов рассматриваемых нами преступлений возможно лишь исходя из анализа хозяйственного законодательства.

В связи с  этим выше и было дано определение  понятия «налог». Следует также  отметить, что для квалификации деяния по ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ не имеет  значения, является ли налог федеральным, республиканским или местным. Не влияет на квалификацию и статус органа (законодательный или исполнительный), установившего размер налоговой  ставки.

Очевидно, что  для уяснения смысла рассматриваемой  уголовно-правовой нормы необходимо раскрыть содержание таких понятий, как «налогоплательщик», «бухгалтерские документы», «объект налогообложения», «доход» и «расход».

К организациям принято относить все указанные  в гл. IV Гражданского кодекса РФ юридические  лица. Действующий ГК РФ в ст. 48 определяет юридическое лицо именно как организацию, которая имеет обособленное имущество, ответственна им по своим обязательствам и может от своего имени приобретать  и осуществлять права и обязанности.

Организации - это  юридического лица, образованные согласно законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством  своих государств, а равно международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).

В ч.2. ст. 19 Налогового кодекса РФ указывается, что филиалы  и представительства исполняют  обязанности организации по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. В этих случаях они  имеют самостоятельный баланс (т.е. бухгалтерские документы), расчетный (текущий) счет. Следовательно, данные структуры обязаны уплачивать некоторые  налоги, а в последующем предоставлять  подписанные их руководителями бухгалтерские  документы в налоговые органы.

Однако, согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ, филиалы  и представительства не являются юридическими лицами. Поэтому, исходя из действующей редакции ст. 199 УК РФ, в случае уклонения от уплаты налогов  руководители указанных структур не подлежат уголовной ответственности.

Статус граждан  регламентируется главой 3 Гражданского кодекса РФ. При этом, что касается гражданина, который занимается предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, то он может быть субъектом преступления как по ст. 198, так и по ст. ст. 199.1, 199.2 УК РФ, т.к. данный гражданин по своему статусу  как субъект налоговых правоотношений данном случае может быть приравнен  к организации, т.к. на него может  возлагаться обязанность налогового агента, а в статье 199.2 УК РФ делается прямое указание на то, что по данному  составу преступления индивидуальный предприниматель является субъектом. Поэтому, далее по тексту работы, говоря организация, мы будем подразумевать и индивидуального предпринимателя, с той лишь разницей, что он будет являться субъектом преступления по ст. 198 УК РФ, т.к. диспозиция статей 198 и 199 практически одинакова. Это связано с тем, что различные системы налогообложения, предусмотренные НК РФ распространяются в одинаковой степени как на организации, т.к. на индивидуальных предпринимателей.

При квалификации деяния, предусмотренного ст. ст. 198, 199 УК РФ, важное значение имеет характер бухгалтерских документов, в которые  нарушителями включаются искаженные данные. Подробное представление о их содержании и порядке оформления можно получить, обратившись к  Федеральному закону «О бухгалтерском  учете» и «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» .

Согласно этим нормативным актам к бухгалтерским  документам относятся:

1. Первичные  учетные (оправдательные) документы  всех хозяйственных операций, проводимых  организацией, т.е. на основании  которых ведется бухгалтерский  учет (кассовые и банковские документы,  платежные поручения, приходные  и расходные кассовые ордера, квитанции к ним и т.д.),

2. Регистры бухгалтерского  учета, предназначенные для систематизации  и накопления информации, содержащейся  в принятых к учету первичных  документах, и отражаемые на счетах  бухгалтерского учета и в бухгалтерской  отчетности: специальные книги, журналы,  карточки, сводные листы, ведомости  и т.д.

3. Бухгалтерская  отчетность - единая система данных  об имущественном и финансовом  положении организации и о  результатах ее хозяйственной  деятельности, составляемая на основе  бухгалтерского учета: бухгалтерский  баланс, отчет о прибылях и  убытках, приложения к ним,  аудиторское заключение, пояснительная  записка.

В п.9 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» отмечены факты заведомого искажения сведений не только в бухгалтерских документах, но и в налоговой отчетности. Однако понятие налоговой отчетности является больше теоретическим, четкого его определения в действующем законодательстве не приводится.

При раскрытии  понятий «доходы» и «расходы», которые  в определенных случаях необходимо устанавливать при квалификации преступлений по ст. ст. 198, 199 УК РФ, следует  поддержать мнение о том, что под  ними следует подразумевать такие  их виды, которые в соответствии с налоговым законодательством  принимаются во внимание при исчислении и определении объектов налогообложения.

Согласно ч. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами  налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг), прибыль, доход, стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг), а также имущество либо иной имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику объект, с наличием которого у налогоплательщика  законодатель связывает возникновение  обязанности по уплате налога.

Исходя из этого, объекты налогообложения можно  условно разделить на материальные (т.е. вещи или имущество) и нематериальные (работа, услуги), которые приносят реальный доход. Формирование объекта налогообложения  производится в три этапа по следующей  схеме: хозяйственный факт, фиксация и обобщение фактов, бухгалтерский  или налоговый учет, налоговый  расчет, подведение итога.

Ст. 41 Налогового кодекса трактует доход как экономическую  выгоду, выраженную в денежной или  натуральной форме, учитываемую  в той мере, в которой ее можно  оценить, и определяемую в соответствии с положением глав НК РФ «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций».

Под расходами  следует понимать затраты, включаемые в себестоимость продукции и  на сумму которых должна быть уменьшена  валовая прибыль предприятия. Например, затраты, связанные с производством продукции, на оплату труда работников, на подготовку и освоение производства и т.д.

Согласно диспозициям  ст. ст. 198 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с индивидуальных предпринимателей и организаций может быть совершено  путем включения в бухгалтерские  документы заведомо искаженных данных о расходах или доходах, а также  иным способом.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства