Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:38, реферат
В настоящее время в нашей стране сильно ощущается кризис неплатежей.
Действующее налоговое законодательство закрепляет обязанность субъектов налогообложения вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки. Однако исполнение этой обязанности пока оставляет желать лучшего.
Введение
В настоящее время в нашей стране сильно ощущается кризис неплатежей.
Действующее
налоговое законодательство закрепляет
обязанность субъектов
Стало нормой уклонение от налоговой повинности легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующих правовых норм и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.
Исходя из этого у налоговых органов стоит серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов.
Налог
на прибыль является одним из основных
налогов в обложении
Из этих цифр видно, что налог на прибыль является очень важным налогом для государства и контроль за его взиманием также немаловажен.
Целью настоящего исследования является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля при учете и взимании налога на прибыль, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Учитывая вышеизложенное определены задачи данной курсовой работы:
- исследование
состояния нормативно-правовой
- изучение
основ планирования и
- оценка
практики применения
- указание
наиболее перспективных путей
совершенствования форм и
1.Организация налогового контроля
1.1 Правовые основы деятельности налоговых инспекций
В
процессе осуществления налогового
контроля государственные налоговые
инспекции руководствуются
Несомненно, на первом месте стоит Конституция РФ. Содержащие в основном законе стране нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. В частности, определяются субъекты налогообложения и их гарантии, компетенция органов власти РФ в сфере налогового регулирования и законотворчества.
Как показывают наши исследования, нормы, закрепленные в Конституции РФ, детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.
Вторым по значимости нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность ГНС, является Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР». Это первый российский закон, определивший задачи и структуру государственной налоговой службы, права и обязанности налоговых органов при осуществлении налогового контроля. Здесь же указывается ответственность государственных инспекций и их должностных лиц, а также их социальные гарантии.
Также важнейшим из законов, регулирующих деятельность налоговых инспекций, является Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Впервые на законодательном уровне определено понятие налога и налоговой системы. Также данный закон раскрывает понятие плательщиков налога, устанавливает перечень льгот, определяет общий порядок уплаты налогов, регулируют другие аспекты налоговых отношений. И наконец, в законе представлен перечень налоговых платежей, взимаемых на территории РФ. Как показывает практика работы налоговых инспекций, в целом данный закон является определяющим в сфере налоговых отношений и при осуществлении налогового контроля.
Федеральные
законы о налогах были приняты
одновременно с принятием Закона
«Об основах налоговой системы»
Законы о федеральных и других налогах не исчерпывают правовую основу осуществления налогового контроля. В иерархии нормативно-правовых источников после законов следуют подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции.
В первую очередь, к таким актам относятся указы президента РФ. 31 декабря 1991 г. Был издан Указ «О государственной налоговой службе». Именно с принятием данного указа органы налоговой службы были выделены из Министерства финансов РФ и преобразованы в самостоятельную систему центральных органов с подчинением Президенту и Правительству РФ. Среди Указов регламентирующих вопросы налогового контроля следует выделить Указ № 1212 от 18 августа 1996 г. «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения». Данным Указом предусматривается ряд мер по ужесточению контроля за деятельностью предприятий, как в частности, обязанность банков в трехдневный срок отвечать на запросы налоговых органов относительно операций своих клиентов, обязанность кредитных организаций незамедлительно извещать налоговые органы об открытии в них предприятиями банковских счетов, осуществление операций по снятию денежных средств со счета только после поступления от налогового органа подтверждения такого извещения.
Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам. Их содержание в большинстве случаев связано с определением налоговых ставок или налоговых льгот, причем в соответствующем законе содержится отсылочные нормы, предусматривающие регулирование отдельных налоговых отношений нормативными актами Правительства РФ. Примером может служить Закон «Об акцизах».
В составе подзаконных актов, регулирующих налоговый контроль в РФ особняком стоят акты, издаваемые ГНС РФ и содержащие предписание по процедурам взимания различных видов налога в масштабах всей РФ. Это инструкции, разъяснения, письма и т. д. Адресатом этих нормативных актов являются не только структурные подразделения Госналогслужбы, но и плательщики соответствующего налога на всей территории РФ.
Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются представительными органами краев и областей, а также городов и районов. Их юрисдикция определяется Законом «Об основах налоговой системы» и Законом «О местном самоуправлении».
Учитывая
вышесказанное, можно сказать, что
базовыми документами, регулирующими
работу Государственных налоговых
инспекций по контролю за соблюдением
налогового законодательства является
Закон РФ «О государственной налоговой
службе РСФСР», Указ Президента РФ «О государственной
налоговой службе РФ», Закон РФ «Об основах
налоговой системы РФ», Указ Президента
«Об осуществлении комплексных мер по
своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных платежей»,
а также пакет федеральных, региональных
и местных налогов и подзаконные акты,
издаваемые ГНС РФ, причем с 1993 г. последние
имеют юридическую силу только в том случае,
если прошли регистрацию в Минюсте РФ.
Налоговая инспекция, в ходе контроля за полнотой и правильностью исчислением налогов, пользуется различными методами и формами налогового контроля.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.
Основными задачами камеральной проверки являются:
- визуальная
проверка правильности
- проверка
правильности составления
- логический контроль за наличием искажений в отчетной информации - проверка логической связи между отчетными и расчетными показателями сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;
- проверка
согласованности показателей,
- предварительная
оценка бухгалтерской
Камеральная проверка включает следующие операции:
- изучение
налоговых деклараций и
- сравнение
годовых балансов за несколько
предыдущих лет - 2-3 года - позволит
установить отношение
- анализ
соотношения и оценок - способствует
получению представления о
- анализ баланса за ряд лет позволяет собрать необходимый материал для обнаружения возможных ошибок в расчете налогооблагаемого дохода.
При использовании метода, основанного на расчетах, отбираются организации, которые заслуживают особого внимания со стороны налоговой инспекции.
Второй метод базируется на знаниях, опыте и инициативе налоговых инспекторов. Если они знают, что в определенном виде бизнеса процветает "теневая экономика", то они могут выбрать все организации этого вида деятельности для дальнейшего анализа с использованием расчетов, сравнений и соотношений с целью отбора тех, кто представляет наибольший интерес.
Третий метод подразумевает проверку каждой организации один раз в течение определенного периода времени. Основная идея этого метода заключается в том, что плательщики знают, что их периодическим проверяют, и потому не будут что-либо делать неправильно, по крайней мере, умышленно. Такую проверку можно с успехом использовать для "теневых" организаций и очень крупных предприятий.
Конкретные методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.
Одной
из основных форм налогового контроля,
применяемой в работе налоговыми
органами, является текущий контроль.
Текущий контроль называют иначе
оперативным. Он ежедневно осуществляется
отделами налоговой инспекции для
предотвращения нарушений налоговой
дисциплины в процессе осуществления
финансово-хозяйственной