Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Налогообложение – комплексная проблема, которую исследуют представители различных наук, прежде всего юристы и экономисты. Их задачи принципиально различны. Экономист прежде всего рассматривает вопросы целесообразности: пределы налогообложения без ущерба для плательщика, равномерность налогообложения, регулирующие функции налогов. Юрист рассматривает проблему с позиции свободы участников налоговых отношений, т.е. с позиции ограничения целесообразности в пользу возможности выбора того или иного варианта поведения.

Файлы: 1 файл

налоги и налогооблож, курсов.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

Введение 

Налоговое право  становится самостоятельной отраслью права. В настоящее 

время идет активная работа по совершенствованию налогового законодатель ства в России. Ее успех  зависит и от того, насколько удастся  обобщить накопленный опыт, сопоставить  его с имеющейся зарубежной практикой, выявить успехи и просчеты, наметить ориентиры.

Налогообложение – комплексная проблема, которую  исследуют представители различных  наук, прежде всего юристы и экономисты. Их задачи принципиально различны. Экономист прежде всего рассматривает вопросы целесообразности: пределы налогообложения без ущерба для плательщика, равномерность налогообложения, регулирующие функции налогов. Юрист рассматривает проблему с позиции свободы участников налоговых отношений, т.е. с позиции ограничения целесообразности в пользу возможности выбора того или иного варианта поведения.

Участники налоговых  правоотношений в Российской Федерации  – организации и физические лица, Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам, его территориальные  подразделения и иные органы – все яснее видят те проблемы в функционировании налоговой системы, которые связаны с недостатками налогового законодательства. Поскольку государственный бюджет находится в прямой зависимости от налоговых поступлений, этот фактор сделал проблему собираемости налогов одной из приоритетных в формирующихся рыночных отношениях и социально-экономическом развитии страны в целом.

Законодательство  о налогах и сборах регулирует также властные отношения по установлению, введению взиманию налогов и сборов. С точки зрения финансовой теории это отвечает требованиям общих законов формирования и распределения бюджетных средств.

3

Генеральными  тенденциями в развитии российского  налогообложения являются повышенные доли косвенных налогов, и в первую очередь налогов с граждан-потребителей, и падение доли прямых налогов за счет снижения поступлений налогов с производителей. Однако все же главными остаются проблемы собираемости налогов, изменения менталитета российских граждан, еще недавно, в условиях командно-административной системы, лично не заинтересованных и не отвечавших за уплату налогов со своих доходов. В бывшем Советском Союзе само государство устанавливало уровень доходов и автоматически взимало с них налог при выплате заработной платы или реализации продукции с государственных предприятий.

В принципе, в  так называемом “развитом” социалистическом обществе можно было вообще обойтись без налогов. Поскольку вся эта  экономическая деятельность в стране финансировалась за счет госбюджета, государство вполне могло уменьшить доходы граждан и предприятий на

сумму собираемых налогов, не прибегая к услугам органов  налогообложения. С возникновением рыночных отношений, бюджетного федерализма  и зарождением среднего класса –  основного налогоплательщика началось движение нашей экономики в сторону проверенной историческим опытом общечеловеческой магистрали развития. В связи с этим встала проблема создания современного механизма налогообложения и формирования нового для многих россиян менталитета. Факт состоит в том, что в наследство от СССР мы не могли получить налоговую систему, способную функционировать в условиях рыночного хозяйства.

В последние  годы на фоне снижения объемов производства постоянно росли неплатежи предприятий  друг другу, что прямо сказывалось  на росте недобра денежных средств по налоговым платежам в бюджеты всех уровней. Более того, возникла тенденция к сокращению налоговых

4 

поступлений в  бюджет. А в связи с кризисом банковской системы после

августовского финансового дефолта многие многие банки стали задерживать исполнение поручений по платежам в бюджет.

Актуальность  темы выражена в том, что налоговый  контроль играет особую роль в обеспечении  экономической безопасности государства. Основные методы достижения экономической  безопасности - прогноз, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений. Налоговые органы контролируют поступления от налогоплательщиков средства в государственную казну, что главным образом сейчас необходимо государству.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

Глава1 Роль налогового контроля в общей экономической системе государства. 

1.1Принципы организации налогового контроля.

Налоговый контроль – это установленная законодательством совокупность методов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет.

Одним из способов, обеспечивающих осуществление государственного налогового контроля, является учет налогоплательщиков. Порядок и условия про ведения  такого учета определены в ст. 83-86 Кодекса. Кратко охарактеризуем их.

  Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых  органах соответственно по месту  нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту  жительства, физического лица, а  также по месту нахождения при надлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Новые формы заявлений утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться.

  Заявление о постановке на учет организации  или физического лица, осуществляющего  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган в  течение 10 дней после их государственной  регистрации. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов, причем бесплатно.

  Каждому налогоплательщику присваивается  единый по всем видам налогов и  сборов, а также всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждый налогоплательщик обязан указывать

  6

  свой  ИНН во всех документах и отчетах, представляемых в налоговый орган. А последний указывает ИНН  во всех направляемых налогоплательщику  уведомлениях.

  Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.

  Налоговым законодательством установлены  связанные с учетом налогоплательщиков обязанности органов, осуществляющих различные виды государственной регистрации. Они должны сообщать в налоговый орган о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося факта.

  Установлены обязанности банков, связанные с  учетом налогоплательщиков. Они должны открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта. Кроме того, банк в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа должен выдать последнему справки по операциям и счетам организаций и граждан.

  С 1 января 2000 г. введен, налоговый контроль за расходами физического лица. Целью  такого контроля является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

  Рассматриваемому  виду контроля подлежат расходы лица, являющегося налоговым резидентом РФ и при обретающего в собственность  имущество по следующему перечню:

1) недвижимое  имущество, за исключением многолетних насаждений;

2) механические  транспортные средства, не относящиеся  к

недвижимому имуществу;

3) акции открытых  акционерных обществ, государственные

и муниципальные  ценные бумаги, сберегательные сертификаты;

7

4) культурные ценности;

5) золото в  слитках.

Установлен  определенный порядок налогового контроля за расходами физического лица.

  Организации или уполномоченные лица должны извещать налоговый орган о соответствующих  сделках и операциях в течение15 дней после свершившегося факта. Форма извещения о совершенных сделках и приложения к нему утверждаются Министерством РФ по налогам и сборам.

  В случае если произведенные расходы превышают  доходы, налоговые органы обязаны  составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу требование о даче пояснений. Физические лица при получении письменного требования налогового органа обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества. 

1.2Формы налогового контроля.

В самом общем  смысле контроль является специальным  способом обеспечения законности. Говоря о контроле, необходимо прежде всего  отграничить его от надзора. И  надзор, и контроль толкуются как “проверка”, “наблюдение с целью проверки”. Однако понятие контроля шире понятия надзора.

Во-первых, если надзор касается только соблюдения законности, то для контроля соблюдение законности – лишь один из его аспектов. Не менее  важным направлением контроля является целесообразность проверяемой деятельности.

Во-вторых, контроль построен на линейной (административной) или функциональной власти. В отличие  от контроля надзор не основан на отношениях власти и подчинения. В этом отношении  весьма типичным

8

является прокурорский надзор, предназначенный только для борьбы с нарушениями законности в целях обеспечения строгого и единообразного исполнения законов. При его осуществлении проверяется не работа учреждений, предприятий, организаций, а исполнение ими правовых предписаний. Контролю присуща также активная форма власти,которая позволяет не только выявлять нарушения законности, но и непосредственно устранять их.

Главная задача налогового контроля – обеспечение  экономической безопасности государства. Основными методами достижения

экономической безопасности должны быть прогноз, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а уже затем – применение карательных  санкций.

Формы налогового контроля подразделяются в зависимости  от сроков

(оперативный  и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический). (схема 1),см приложение

Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками. Источниками даных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.

Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам. Задача такой проверки – установить, соблюдаются ли

требования налогового законодательства, уплачиваются ли своевременно и в полной мере налоги, а также вскрыть нарушения и принять меры к их устранению.

Документальный контроль - это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению

9

определяются  на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

   Фактический контроль - это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания,

контрольной закупки, контрольной поставки и т. д.

   Согласно  ст. 89 части первой Налогового кодекса  Российской Федерации проведение выездных налоговых проверок должно осуществляться не чаще одного раза в год. Федеральным  законом от 09.07.99 г. № 154-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации” установлено, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. При этом указанная норма содержит запрет на проведение налоговым органом в течение одного календарного года двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи С реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Информация о работе Налоговый контроль