Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Налогообложение – комплексная проблема, которую исследуют представители различных наук, прежде всего юристы и экономисты. Их задачи принципиально различны. Экономист прежде всего рассматривает вопросы целесообразности: пределы налогообложения без ущерба для плательщика, равномерность налогообложения, регулирующие функции налогов. Юрист рассматривает проблему с позиции свободы участников налоговых отношений, т.е. с позиции ограничения целесообразности в пользу возможности выбора того или иного варианта поведения.

Файлы: 1 файл

налоги и налогооблож, курсов.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

Фактически это  означает, что в течение одного календарного года у конкретного  налогоплательщика может быть проведено несколько выездных проверок по разным видам налогов или по одним и тем же видам налогов, но за разные налоговые периоды. При этом независимо от проведения проверок самого налогоплательщика ( налогового агента, плательщика сбора) налоговые органы вправе проверять его филиалы и представительства (ст. 89 Налогового кодекса).

Контроль в  налоговой деятельности - это важный элемент государственного управления, обеспечивающий соблюдение налогоплательщиками (физическими, юридическими и иными лицами)

10

требований  налогового законодательства. Изданные нормативные документы определяют задачи контроля за хозяйственными операциями и процессами, указывают, каким образом  можно вскрыть нарушения и  недостатки в работе проверяемого объекта(юридического, физического и иного лица) и принять меры к их устранению.

  Обеспечение достоверности информации бухгалтерского учета и отчетности проводится с  использованием нескольких видов контроля.

  Первичный контроль (внутренний аудит) проводится работниками бухгалтерских служб предприятий. Это обусловлено тем, что налоговым законодательством предусмотрены суровые меры ответственности за нарушение организацией обязательств перед государством. В данном случае контроль сводится к выявлению достоверности учета объема производства и реализации продукции (работ, услуг), себестоимости, прибыли, стоимости имущества и иных налогооблагаемых объектов, а также уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей. С этой целью проверяется качество бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.

  Контроль  за достоверностью отчетности и соблюдением  налогового законодательства налоговые  органы проводят в два этапа: квартальная  и документальная проверка.

Квартальная проверка предполагает, что установленному сроку организация обязана представить налоговому органу бухгалтерский отчет, налоговые расчеты и иные документы по всем видам налогов. Налоговый инспектор проверяет правильнocть представленных документов и расчетов, выясняет причины склонения показателей, обоснованность применения организацией налоговых льгот и ставок налога и т.п. В случае каких-либо несоответствий организации указывается на необходимость введения тех или иных показателей. Результатом такой проверки является запись инспектора на налоговых расчетах о сумме налога, что должно быть отражено в лицевых счетах, открытых по каждому виду налогов.

Документальная  проверка - это основной и наиболее эффективный

11

способ установления правильности исчисления и уплаты платежей с дальнейшим устранением ошибок в ведении бухгалтерского учета. Проводится она по заранее составленному плану - графику работы налоговой инспекции, в котором обозначены конкретные организации и вопросы, подлежащие проверке. Список оргaнизаций составляется на основе квартальных проверок и сведений о нарушениях, поступивших в налоговые органы. В первую очередь в эти планы включаются организации, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также убыточные организации с целью выяснения причин убытков и объявления их банкротами. Документальная проверка проводится в пределах 30 дней. Этот срок с разрешения руководителя может быть увеличен. В особых случаях руководитель налоговой инспекции имеет право заменить состав проверяющих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12

Глава2 Порядок и этапы  проведения налогового контроля. 

1.1 Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц.

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения  осуществляется на основании заявления, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии). (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29. 07.2004 № 95-ФЗ)

  Постановка  на учет организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным  пунктом 3 статьи 83 , осуществляется в  порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. ( Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • место жительства;
  • данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;
  • данные о гражданстве.

  Особенности порядка постановки на учет иностранных  организаций в 

  13

  зависимости от видов получения доходов устанавливаются  Министерством финансов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.12.2003№ 85-ФЗ, от 29.06.2004№58-ФЗ)

Налоговый орган  обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а  также организаций. и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов ив тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет в налоговом органе. Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федеральных законов от 23.2.2003 №185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29. 07.2004 № 95-ФЗ)

  Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

  Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического  лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также частных  нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тотже Срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской

  14

  Федерации.

  Изменения в сведениях об организациях или  индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту  нахождения организации или по месту  жительства индивидуального предпринимателя  на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изменения в  сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о частных нотариусах и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, в порядке утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

  Если налогоплательщик изменил место нахождения или  место жительства, снятие с учета  налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором  налогоплательщик состоял на учете:

  • организации или индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • частного нотариуса, адвоката в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации;
  • физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке,

    15

    утвержденном  Министерством финансов Российской Федерации.

  Постановка  на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика. ( от 23.12.2003 № 185-Ф3)

В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя  снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном  реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае принятия организацией решения о прекращении  деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета  осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

В случае прекращения  полномочий частного нотариуса, прекращения  статуса адвоката снятие с учета  осуществляется налоговым органом  на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 , в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно. 

1.2Камеральные проверки: порядок и этапы проведения.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика.

Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями  на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, т.е. без выхода на предприятие.(схема 2), см. Приложение 

16

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения

налогового органа на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей.

Камеральные проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков проводятся по каждому конкретному  виду налогов в соответствии с действующими инструкциями. По результатам таких проверок возможно доначисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты совершения которых не требуют документального подтверждения. По таким нарушениям руководители налоговых органов принимают решения на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц этих инспекций.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без  какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. (от 09. 07 1999 № 154-ФЗ)

Информация о работе Налоговый контроль