Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Налогообложение – комплексная проблема, которую исследуют представители различных наук, прежде всего юристы и экономисты. Их задачи принципиально различны. Экономист прежде всего рассматривает вопросы целесообразности: пределы налогообложения без ущерба для плательщика, равномерность налогообложения, регулирующие функции налогов. Юрист рассматривает проблему с позиции свободы участников налоговых отношений, т.е. с позиции ограничения целесообразности в пользу возможности выбора того или иного варианта поведения.

Файлы: 1 файл

налоги и налогооблож, курсов.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

Если проверкой  выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый  орган вправе

17 

истребовать у  налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. 

1.3Выездная налоговая проверка: порядок и этапы проведения.

Выездная налоговая  проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.(схема 3), см приложение

Выездная налоговая  проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или  нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в

18

соответствии  со статьей 93 и представлением им запрашиваемых  при проведении проверки документов.

Выездная налоговая  проверка, осуществляемая в связи  с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора - организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

При необходимости  уполномоченные должностные лица налоговых  органов, осуществляющие выездную налоговую  проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а  также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 .

При наличии  у осуществляющих проверку должностных  лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 , по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выем документов передается

19

налогоплательщику (налоговому агенту, плательщика сбора). (Федеральный закон от 09.07. 1999 № 154-ФЗ)

Форма решения  руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о про ведении  выездной налоговой про верки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (введена Федеральным законе от 09.07.1999 № 154-ФЗ, вред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-Ф. от 29. 07.2004 № 95-ФЗ)

По окончании  выездной налоговой проверки проверяющий  составляет справку о проведенной  проверке, в которой фиксируются  предмет проверки и сроки ее проведения.

Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 ( от 06.06.2003 № 65-ФЗ)

По результатам  выездной налоговой проверки не позднее  двух месяцев после составления  справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой про верки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

  В акте налоговой про верки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи , предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. ( от 09.07. 1999 №154-ФЗ)

  20

Форма и требования к составлению акта налоговой про верки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999№154-ФЗ, от 29. 06.2004 № 58-ФЗ, от 29. 07.2004 № 95-ФЗ)

  Акт налоговой  проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика  либо индивидуальному предпринимателю  под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик  вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а  также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта про верки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

  По истечении срока, указанного в пункте 5, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.  

1.4Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Российским  законодательством, как и всем мировым  законодательством, предусматривается  ответственность за правонарушения различного рода.

21 

В праве использование  термина «ответственность» указывает  на существование связи между  отдельными гражданами или организациями и государством. В юридическом смысле ответственность представляет собой реакцию государства на нарушение правовых норм, то есть на совершение правонарушения.

Юридическая ответственность - это государственное  принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом. Это выражается в применении к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер гoсударственного принуждения в форме лишений личного или имущественного характера.

  Юридическая ответственность наступает за совершенное  правонарушение. То есть, меры государственного принуждения при меняются только в тех случаях, когда лицом совершено деяние, признаваемое законом правонарушением.

  Иными словами, для привлечения лица к  юридической ответственности необходимо установить в его действиях признаки правонарушения, зафиксированные в  правовой норме. В противном случае нормы об ответственности не могут  применяться. Например, ст. 108 Налогового кодекса рф устанавливает, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

   Как видим, правонарушение является единственным фактическим основанием юридической ответственности.

Правонарушение - виновно совершенное общественно  вредное деяние дееспособного лица, противоречащее требованиям правовых норм, это акт поведения лица, выражающийся в действии или бездействии.

В цивилизованном правовом государстве действует принцип - разрешено все, что прямо не запрещено. Поэтому запреты в форме

22

описания противоправных деяний должны быть четко сформулированы в нормах права, которые не могут  толковаться расширительно или  применяться по аналогии.

Например, все  преступления зафиксированы в Уголовном  кодексе РФ, а все налоговые  правонарушения указаны в Налоговом  кодексе РФ.

Возможны ситуации, когда поведение лица с формальной точки зрения наносит вред охраняемым правом интересам, но в соответствии с законом не признается правонарушением, поскольку осуществляется в пределах правовых предписаний. Под эту категорию подпадают обстоятельства необходимой обороны, крайней необходимости, обоснованный риск.

Действие представляет собой активное поведение, нарушающее правовые предписания, например, дача взятки, умышленная порча имущества, заведомо ложный перевод.

Бездействие характеризуется пассивным поведением, заключающимся в воздержании  от правомерных действий, в невыполнении предписанной законом обязанности. Например, непредставление налоговой декларации, просрочка платежа, неуплата сумм налога.

Применяемые на практике к правонарушителям меры государственного принуждения отличаются друг от друга  в зависимости от видов правонарушений. Существование нескольких видов юридической ответственности связано с тем, что различны характер и степень общественной вредности правонарушений, а также тяжесть причиненных ими последствий.

  Можно выделить два крупных вида юридической  ответственности, каждому из которых  свойственны свои основания возникновения, функции и порядок осуществления:

-карательная  или штрафная ответственность; -правовосстановительная  ответственность.

Карательная юридическая ответственность наступает за уголовные преступления, административные и дисциплинарные проступки,

23

налоговые правонарушения. Ее основная цель - наказание виновного  и предупреждение правонарушений.

  Такая ответственность  всегда осуществляется в установленной  законом процессуальной форме и  при обязательном участии органов  государственной власти или должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями.

Правовосстаnовительная юридическая ответственность направлена на восстановление нарушенных законных прав и интересов других лиц, устранение вреда, причиненного нормальным общественным отношениям. В таких случаях на правонарyшителя возлагается обязанность возместить вред, причиненный пострадавшему лицу. К этому виду ответственности относятся гражданско-правовая и материальная ответственность.

  В отличие  от карательной правовосстановительная ответственность может быть реализована без вмешательства органов государственной власти или уполномоченных должностных лиц. Правонарушитель может добровольно исполнить свои обязанности по компенсации вреда, причиненного его деянием.

  Ответственность за налоговые правонарушения может быть как карательной, так и правовосстановительной. Так, уплата ранее неуплаченных сумм налога является правовосстановительной ответственностью, а уплата штрафа - карательной.

  Лицо, впервые  совершившее преступления, предусмотренные ст. 194,199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

  Наделив федеральные органы налоговой полиции, налоговые и таможенные органы, государственные  внебюджетные фонды широкими полномочиями в сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, государство позаботилось о защите налогоплательщиков.

Информация о работе Налоговый контроль