Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Налогообложение – комплексная проблема, которую исследуют представители различных наук, прежде всего юристы и экономисты. Их задачи принципиально различны. Экономист прежде всего рассматривает вопросы целесообразности: пределы налогообложения без ущерба для плательщика, равномерность налогообложения, регулирующие функции налогов. Юрист рассматривает проблему с позиции свободы участников налоговых отношений, т.е. с позиции ограничения целесообразности в пользу возможности выбора того или иного варианта поведения.

Файлы: 1 файл

налоги и налогооблож, курсов.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

  24

Так, за неправомерные  действия должностные лица указанных  органов могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, убытки, причиненные налогоплательщику неправомерными действиями (решениями) налоговых, таможенных органов, подлежат возмещению из федерального бюджета, а убытки, причиненные государственными внебюджетными фондами, подлежат возмещению за счет средств соответствующего фонда. Вред, причиненный противоправными действиями сотрудников налоговой полиции, возмещается в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.

Акты налоговых  органов, федеральных органов налоговой  полиции, действия или бездействие  их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган  или суд.

 Налоговым кодексом предусмотрены штрафные санкции. Рассмотрим некоторые из них:

 1.Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

 2. Нарушение  налогоплательщиком срока подачи  заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

  3. Ведение  деятельности организацией или  индивидуальным предпринимателем  без постановки на учет в  налоговом органе более трех  месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

4. Непредставление  налогоплательщиком в установленный  законодательством о налогах  и. сборах срок налоговой декларации  в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы

25

налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц  со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

5. Грубое нарушение  организацией правил учета доходов  и (или) расходов и объектов  налогообложения, если эти деяния  совершены в течение одного  налогового периода, при отсутствии  признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

  Под грубым нарушением правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения  для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или  отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

6.Несоблюдение  порядка владения, пользования или  распоряжения имуществом, на которое  наложен арест,влечет взыскание  штрафа в размере 10 тысяч рублей.

7.Неявка либо  уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влекут взыскание  штрафа в размере тысячи рублей. 
 
 
 
 
 
 

26

Глава3 Развитие налогового контроля в современных  условиях государства. 

В настоящее время идет активная работа по совершенствованию налогового законодательства в России. Ее успех зависит и от того, насколько удастся обобщить накопленный опыт и сопоставить его с имеющейся зарубежной практикой, а также выявить успехи и просчеты.

Генеральными  тенденциями в развитии российского налогообложения являются повышенные доли косвенных налогов, и в первую очередь налогов с граждан-потребителей, и падение доли прямых налогов за счет снижения поступлений налогов с производителей. Однако все же главными остаются проблемы собираемости налогов, изменения менталитета российских граждан, еще недавно, в условиях командно-административной системы, лично не заинтересованных и не отвечавших за уплату налогов со своих доходов. Этими вопросами сейчас и занимаются органы налогового контроля.

С 1 января 2000 г. введен, налоговый контроль за расходами  физического лица. Целью такого контроля является установление соответствия крупных  расходов физического лица его доходам. А также установлен определенный порядок налогового контроля за расходами физического лица.

К 2006 году уже  внесены изменения и дополнения в налоговый кодекс Российской Федерации. В них входят изменения порядка  определения налоговой базы по НДС  и учета отдельных расходов по налогу на прибыль. Коснулось это  и налогового контроля.

Речь идет об изменении сроков проверок. Одна из основных поправок депутатов к  правительственному законопроекту, меняющему  регламент налоговых проверок: максимальный срок проведения выездной проверки нужно  сократить с 14 месяцев до 7.

27

Также депутатов не устраивает чрезмерное количество документов,

которые налоговики смогут истребовать при камеральной  проверке. Перечень таких документов должен быть закрытым вне зависимости  от того, по какому вопросу проводится проверка.

Но эти депутатские  предложения не нашли поддержки в Минфине Росси. И пока депутаты пытаются найти компромисс с Минфином, средства массовой информации обратились к финансовым специалистам с целью выяснить, как долго, по их мнению, может длиться выездная проверка и какое количество документов разумно требовать от бухгалтера при камеральной проверке.

Практически все  респонденты высказали мнение, что  сроки выездных

контрольных мероприятий  должны зависеть от масштабов организации. Для маленьких предприятий достаточно и недели, а крупный холдинг можно проверять и два месяца. А можно сказать что не столь важен срок самой проверки, сколько четкость и слаженность действий налоговиков. Главное чтобы налоговики, запрашивая документы, четко представляли себе, что именно им нужно и что они проверяют.

Необходимость подготовить большое количество документов в сжатые сроки при  камеральной проверке – дополнительная нагрузка на бухгалтерию. При этом не всегда оправданная, т. к. Налоговики требуют  очень много. Причем большинство  документов просто дублируют друг друга.

В таком случае можно предположить, что проблематика налогового контроля заключается в  том, что пройдя долгий путь развития и изменения, контроль все же остается несовершенным. Он будет дорабатываться и изменяться, покуда будет изменяться Кодекс. И можно не боясь ответить, что это произойдет еще очень нескоро, и ставить конечные прогнозы рано.  
 
 

28

Заключение 

Налоговый контроль – это установленная законодательством  совокупность методов руководства  компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет.

Одним из способов, обеспечивающих осуществление государственного налогового контроля, является учет налогоплательщиков. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства, физического лица, а также по месту нахождения транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление о постановке на учет организации или физического лица, подается в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов, причем бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который он указывает во всех документах и отчетах, представляемых в налоговый орган.

Главная задача налогового контроля – обеспечение экономической безопасности государства. Основными методами достижения

экономической безопасности должны быть прогноз, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а уже затем – применение карательных  санкций.

Формы налогового контроля подразделяются на:оперативный контроль, периодический контроль, Документальный контроль, фактический контроль. Первичный контроль - проверка, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции.

29

Периодический контроль это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, первичных документов, отчетов, отчетности и другим источникам.

Документальный контроль - это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах .

Фактический контроль - это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, контрольной закупки и поставки

Постановка на учет организации осуществляется на основании заявления, форма которого устанавливается федеральным органом  исполнительной власти. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, налоговый орган осуществляет постановку на учет организаций и физических лиц в течение пяти дней со дня представления ими документов. Налоговый орган в тотже срок обязан выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями  по месту нахождения налогового органа на основе документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая  проверка в отношении одного налогоплательщика  может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган

30

не вправе проводить  в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В акте налоговой про верки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Правонарушение – действие или бездействие. Действие представляет собой активное поведение, нарушающее правовые предписания- дача взятки, умышленная порча имущества. Бездействие - пассивное поведение, заключающееся в воздержании от правомерных действий. Наделив федеральные органы налоговой полиции, налоговые и таможенные органы, государственные внебюджетные фонды широкими полномочиями в сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, государство позаботилось о защите налогоплательщиков. Так, за неправомерные действия должностные лица указанных органов могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, убытки, причиненные

31

налогоплательщику неправомерными действиями (решениями) налоговых, таможенных органов, подлежат возмещению из федерального бюджета, а убытки, причиненные государственными внебюджетными фондами, подлежат возмещению за счет средств соответствующего фонда. Вред, причиненный противоправными действиями сотрудников налоговой полиции, возмещается в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.

Информация о работе Налоговый контроль