Налоговая система РФ и ее направление ее совершенисвования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:41, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы «Налоговая система РФ и направления ее совершенствования» заключается в том, что все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Практическая ценность работы состоит в том, что анализ современной налоговой системы Российской Федерации и разработанные рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений дают картину современного состояния налогообложения в нашей стране, а также возможный путь решения возникших проблем и нерешенных вопросов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСЕМА:
ИСТОРИКО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………….7
1.1. История становления и развития налоговой системы………………….7
1.2. Элементы и принципы построения налоговой системы………………19
1.3. Правовое регулирование налоговой системы РФ……………………...29
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………36
2.1. Характеристика действующих налогов………………………………...36
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы……………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..70

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 228.77 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

 

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2006 – 2011 гг. (% ВВП)

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы всего

39,7%

39,5%

39,9%

38,8%

35,1%

35,3%

Налоговые доходы и платежи

36,5%

36,1%

36,2%

36,2%

31,0%

31,7%

в том числе

-

-

-

-

-

-

Налог на прибыль организаций

6,2%

6,2%

6,5%

6,1%

3,3%

4,0%

Налог на доходы физических лиц

3,3%

3,5%

3,8%

4,0%

4,3%

4,0%

Налог на добавленную стоимость

6,8%

5,6%

6,8%

5,2%

5,3%

5,6%

Акцизы

1,2%

1,0%

0,9%

0,8%

0,9%

1,1%

Таможенные пошлины

7,5%

8,3%

7,0%

8,4%

6,5%

6,4%

Налог на добычу полезных ископаемых

4,2%

4,3%

3,6%

4,1%

2,7%

3,2%

Единый социальный налог и страховые взносы

5,5%

5,4%

5,6%

5,5%

5,9%

5,2%

Прочие налоги и сборы*

1,9%

1,9%

2,0%

1,9%

2,2%

2,2%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2006 – 2011 гг. (% ВВП)

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые доходы и платежи

36,5%

36,1%

36,2%

36,2%

31,0%

31,7%

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов

9,2%

10,0%

8,1%

9,7%

6,0%

8,3%

из них:

           

НДПИ на нефть

3,7%

3,9%

3,2%

3,8%

2,1%

2,8%

Акцизы на нефтепродукты

0,6%

0,5%

0,4%

0,3%

0,3%

0,4%

Вывозные таможенные пошлины на нефть

4,0%

4,5%

3,5%

4,3%

2,7%

3,8%

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

0,9%

1,2%

1,0%

1,3%

0,9%

1,4%

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов

27,2%

26,2%

28,1%

26,5%

25,0%

23,4%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

к Закону Тюменской области

"О внесении изменений

в Закон Тюменской области

«Об областном бюджете на 2010 год

и на плановый период 2011 и 2012 годов»

 

ДОХОДЫ

ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ОТ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ НА 2010 ГОД

Код бюджетной      
классификации    

Наименование дохода          

Сумма,  
тыс.   
руб. 

1 00 00000 00 0000 000

ДОХОДЫ                                  

67813531

1 01 00000 00 0000 000

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ               

58467798

1 01 01000 00 0000 110

Налог на прибыль организаций            

49665141

1 01 02000 01 0000 110

Налог на доходы физических лиц          

8802657

1 03 00000 00 0000 000

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ),        
РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ      
ФЕДЕРАЦИИ                               

 
 
2533472

1 03 02000 01 0000 110

Акцизы по подакцизным товарам             
(продукции), производимым на территории   
Российской Федерации                    

 
 
2533472

1 05 00000 00 0000 000

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД              

1102432

1 05 01000 00 0000 110

Налог, взимаемый в связи с применением    
упрощенной системы налогообложения      

 
1100321

1 05 03000 01 0000 110

Единый сельскохозяйственный налог       

2111

1 06 00000 00 0000 000

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО                     

3555315

1 06 02000 02 0000 110

Налог на имущество организаций          

2784751

1 06 04000 02 0000 110

Транспортный налог                      

770564

1 07 00000 00 0000 000

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА     
ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ        

 
23878

1 07 01000 01 0000 110

Налог на добычу полезных ископаемых     

22082

1 07 04000 01 0000 110

Сборы за пользование объектами животного  
мира и за пользование объектами водных    
биологических ресурсов                  

 
 
1796


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Анализ динамики и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Тюменской области за 2010, 2011 и период с января по июль 2012 гг.*

 

Показатель

2010 год

2011 год

Январь-июль

2012 г.

 

 

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма, млн.руб.

уд. вес, %

Доходы - всего, в т.ч.:

125986,1

100,0

145566,6

100,0

103359,2

100

Налоговые доходы - всего, из них:

104193,4

82,7

99282,4

68,2

80073,7

77,5

Налог на прибыль организаций

47141,0

37,4

71525,2

49,1

63201,8

61,2

НДФЛ

15855,4

12,6

17210,3

11,8

10071,4

9,7

Акцизы

2376,9

1,9

2815,0

1,9

1751,6

1,7

НДПИ

32294,0

25,6

36,4

0,1

16,0

0,1

Государственная пошлина

161,4

0,1

439,2

0,3

325,6

0,3

Налог, взимаемый в связи с применением УСН

946,4

0,8

1065,0

0,7

915,6

0,9

ЕНВД

822,8

0,7

883,2

0,6

651,1

0,6

ЕСХН

9,2

0,1

10,8

0,1

12,6

0,01

Налог на имущество организаций

2898,8

2,3

3390,4

2,3

2288,3

2,2

Транспортный налог

571,8

0,5

795,9

0,6

252,4

0,2

Налог на игорный бизнес

75,1

0,1

(13,7)

(0,1)

0,3

0,1

Налог на имущество физических лиц

146,2

0,1

120,1

0,1

16,5

0,1

Земельный налог

894,4

0,7

1004,6

0,7

570,5

0,6

Прочие доходы

21792,7

17,3

46284,2

31,8

23285,5

22,5


Источник: Составлено на основе данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.

Приложение 5

Изменения в Налоговом кодексе с 01.01.2012 года

Суть изменений

До 1 января 2012 года

С 1 января 2012 года

Часть I Налогового кодекса РФ

Проверяющие будут контролировать цены по-другому (раздел V.1 Налогового кодекса РФ)

Налоговики контролировали цены и взаимозависимость сторон сделки, руководствуясь статьями 20 и 40 Налогового кодекса РФ

Проверяющие будут руководствоваться новым разделом V.1 Налогового кодекса РФ. А именно статьей 105.14 — описание подконтрольных сделок в целях выездной налоговой проверки.

Акцизы (гл. 22 Налогового кодекса РФ)

Возросли ставки акцизов (п. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ)

В частности, в 2011 году: 
— акциз по винам шампанским, игристым, газированным составлял 18 руб. за 1 литр; 
— акциз по сигаретам с фильтром составлял 280 руб. за 1000 штук + 7% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 360 руб. за 1000 штук; 
— акциз по легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно составлял 27 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

В частности, в первом полугодии 2012 года: 
— акциз по винам шампанским, игристым, газированным равен 22 руб. за 1 литр; 
— акциз по сигаретам с фильтром равен 360 руб. за 1000 штук + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 руб. за 1000 штук; 
— акциз по легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно равен 29 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 Налогового кодекса РФ)

Рыночную цену по сделкам теперь нужно определять по-другому (ст. 154, п. 4 ст. 161 Налогового кодекса РФ)

Цены по сделкам в необходимых случаях (например, при оплате в натуральной форме или при реализации конфиската) определялись по статье 40 Налогового кодекса РФ

Цены по сделкам теперь нужно определять с учетом положений статьи 105.3 Налогового кодекса РФ

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 Налогового кодекса РФ)

Изменены размеры и правила предоставления стандартных вычетов по НДФЛ (ст. 218 Налогового кодекса РФ)

Стандартный вычет «на себя» составлял 400 руб. в месяц

Стандартный вычет «на себя» в размере 400 руб. в месяц отменен

На начало года детский вычет составлял 1000 руб. В конце года задним числом он был увеличен до 3000 руб. в отношении третьего ребенка и последующих детей

Вычеты на первых двух детей составляют по 1400 руб., а на каждого следующего ребенка — по 3000 руб. (подробнее об этих изменениях читайте в статье «Стандартные вычеты по НДФЛ, которые вы теперь будете предоставлять сотрудникам»)

Уточнили порядок расчета НДФЛ с сумм компенсаций, выплачиваемых при увольнении (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ)

НДФЛ не нужно было удерживать со всей суммы выплат уволенному работнику в виде выходного пособия, среднемесячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру

НДФЛ можно не удерживать только в том случае, если общая сумма всех выплат уволенному работнику (выходное пособие, среднемесячный заработок на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главбуху) не превышает трехкратного (на Крайнем Севере — шестикратного) размера среднемесячного заработка

Налог на прибыль организаций (гл. 25 Налогового кодекса РФ)

Появилась возможность платить налог на прибыль консолидированно по группе компаний (гл. 3.1, ст. 246 Налогового кодекса РФ)

Каждая компания уплачивала налог на прибыль самостоятельно

«Родственные» компании могут объединяться в консолидированные группы для того, чтобы совместно платить налог на прибыль. Но для этого каждый участник должен отвечать условиям, прописанным в пункте 3 статьи 25.2 Налогового кодекса РФ. Подробнее — в статье «Узнайте, проверит ли ИФНС ваши цены и кто сможет платить налог на прибыль консолидированно»

Список «налоговых» резервов дополнен еще двумя (ст. 267.2 и 267.3 Налогового кодекса РФ)

В налоговом учете не было возможности формировать резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, а также некоммерческих организаций

В налоговом учете можно создавать резервы предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, а также некоммерческих организаций

Уточнен порядок учета средств, истраченных на покупку исключительных прав на компьютерные программы (подп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ)

В текущих расходах можно было учесть затраты на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. А с 1 января 2011 года амортизируемым считается имущество стоимостью более 40 000 руб. Оставалось неясно, как учесть программы, стоимость которых составляла от 20 000 до 40 000 руб.

В составе прочих расходов учитываются средства, истраченные на приобретение исключительного права на программу для ЭВМ, стоимость которой меньше предела, установленного для амортизируемого имущества. То есть 40 000 руб.

Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 Налогового кодекса РФ)

Установлен коэффициент-дефлятор на 2012 год (приказ Минэкономразвития России от 1 ноября 2011 г. № 612)

Коэффициент-дефлятор К1 составлял 1,372

Коэффициент-дефлятор К1 равен 1,4942

Налог на имущество (гл. 30 Налогового кодекса РФ)

Дополнен перечень налоговых льгот (п. 21 ст. 381 Налогового кодекса РФ)

По объектам с высокой энергетической эффективностью на федеральном уровне никаких льгот предусмотрено не было

В течение трех лет не облагаются налогом на имущество объекты с высокой энергетической эффективностью. Класс энергетической эффективности определяется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минпромторга России от 29 апреля 2010 г. № 357

Страховые взносы

Изменены ставки страховых взносов и порядок их уплаты (ст. 12, 58, 58.1 и 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974)

Совокупная ставка страховых взносов составляла 34 процента, из них: 
— в ПФР — 26%; 
— в ФФОМС — 3,1%; 
— в ТФОМС — 2,0%; 
— в ФСС — 2,9%. 
При этом начислять страховые взносы нужно было только на выплаты в пределах 463 000 руб. в год на одного человека

Совокупная ставка страховых взносов составляет 30 процентов, из них: 
— в ПФР — 22%; 
— в ФФОМС — 5,1%; 
— в ФСС — 2,9%. 
При этом начислять взносы по этим ставкам нужно только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год на одного человека. Однако со всех сумм сверх 512 000 руб. надо перечислять еще 10 процентов в ПФР. Кроме того, взносы в ПФР теперь дополнительно делятся также на индивидуальную и солидарную части. Все подробности — в статье «Сниженный тариф, регрессивная шкала, новые штрафы и другие изменения в расчете страховых взносов»

Изменились размеры штрафов за нарушения законодательства о страховых взносах (ст. 46, 46.1 и 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ)

Если компания сдала расчет в течение 180 дней после установленного срока, размер штрафа составлял 5 процентов от суммы взносов по расчету за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом общая сумма штрафа за весь период опоздания — не более 30 процентов. Минимальная сумма штрафа составляла 100 руб. Если продолжительность опоздания более 180 дней, размер штрафа составлял 30 процентов от суммы взносов по расчету плюс 10 процентов от этой суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со 181-го дня. Минимальная сумма штрафа в этом случае — 1000 руб.

Размер штрафа составляет 5 процентов от суммы взносов за последние три месяца. Этот штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом общая сумма штрафа независимо от периода просрочки не может быть больше 30 процентов от суммы к уплате за последние три месяца. А вот минимальная сумма штрафа в любом случае составит 1000 руб.

Если компания не уведомляла ПФР или ФСС об открытии или закрытии расчетного счета, ей грозил штраф всего в 50 руб.

Если компания не уведомит ПФР или ФСС об открытии или закрытии расчетного счета, ей грозит штраф в 5000 руб.

Если компания не представляла в отделение фонда затребованные бумаги, штраф составлял 50 руб. за каждый документ

Если компания не представит в отделение фонда затребованные бумаги, штраф составит 200 руб. за каждый документ

Штраф за несоблюдение порядка представления отчетности в фонды предусмотрен не был

За несоблюдение порядка представления отчетности в электронном виде в случаях, когда компания обязана отчитываться именно таким способом, предусмотрен штраф в размере 200 руб.

Уточнен порядок уплаты взносов с выплат иностранным работникам (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 ст. 7 и ст. 22.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ)

Страховые взносы начисляли только на выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имели статус постоянно или временно проживающих в России. Причем во все фонды

Нужно начислять страховые взносы (и только в ПФР!) также на доходы иностранных сотрудников и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России. Но только если они заключили с компанией либо трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Причем если ваш работник-иностранец временно проживает или временно пребывает на территории России, платить взносы нужно только на финансирование страховой части пенсии

Социальное страхование

Возрос максимальный размер заработка, который можно учесть при расчете пособий по новым правилам (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, п. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Напомним, что использовать прежние правила сейчас можно только при расчете пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет

Максимальный размер заработка, который можно было учесть при расчете пособий, составлял 830 000 руб. (415 000 руб. 2)

Максимальный размер заработка, который можно учесть при расчете пособий, составляет 878 000 руб. (415 000 + 463 000)

Увеличены размеры некоторых детских пособий (ст. 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ)

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, составляло 438,87 руб. Размер единовременного пособия при рождении ребенка — 11 703,13 руб. Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет рассчитывался так. Если ребенок у мамы — первенец, то минимум — 2194,34 руб. за полный календарный месяц. Если ребенок — второй, третий и т. д., то минимум равен 4388,67 руб.

Все упомянутые выплаты увеличены на 6 процентов. Так, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, составляет 465,20 руб. Новый размер единовременного пособия при рождении ребенка — 12 405,32 руб. Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет рассчитывается так. Если ребенок у мамы — первенец, то минимум — 2326 руб. за полный календарный месяц. Если ребенок — второй, третий и т. д., то минимум равен 4651,99 руб.

Наличные расчеты

Утвержден новый порядок ведения кассовых операций (Положение, утвержденное Банком России от 12 октября 2011 г. № 373-П)

Компании обязаны были, в частности, оборудовать специальную кассовую комнату и устанавливать лимит наличных в кассе через банк

Компании не обязаны больше оборудовать специальную кассовую комнату. А установить лимит наличных они могут самостоятельно, то есть не утверждая его в своем банке. Кроме того, новый порядок теперь официально распространен и на предпринимателей.

Информация о работе Налоговая система РФ и ее направление ее совершенисвования