Налоговая система РФ и ее направление ее совершенисвования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:41, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы «Налоговая система РФ и направления ее совершенствования» заключается в том, что все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Практическая ценность работы состоит в том, что анализ современной налоговой системы Российской Федерации и разработанные рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений дают картину современного состояния налогообложения в нашей стране, а также возможный путь решения возникших проблем и нерешенных вопросов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСЕМА:
ИСТОРИКО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………….7
1.1. История становления и развития налоговой системы………………….7
1.2. Элементы и принципы построения налоговой системы………………19
1.3. Правовое регулирование налоговой системы РФ……………………...29
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………36
2.1. Характеристика действующих налогов………………………………...36
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы……………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..70

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 228.77 Кб (Скачать)

Если рассмотреть отдельно динамику поступлений ЕСН, то можно заметь следующие изменения: несмотря на рост доли фонда оплаты труда в ВВП в 2011 г. по сравнению с уровнем 2010 г. (на 0,36% ВВП), поступления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование снизились на 0,08%ВВП. Такое снижение обусловлено, прежде всего, регрессивностью шкалы ЕСН и отсутствием ее индексации. Это приводит к тому, что рост заработной платы в номинальном выражении снижает эффективную ставку ЕСН. В условиях экономического роста при опережающем росте доходов населения база ЕСН росла существенно быстрее, чем снижалась эффективная ставка. В результате чего поступления по ЕСН даже росли в процентах к ВВП. Такая ситуация была характерна для 2009–2010 гг. Однако в 2011 г. рост налоговой базы не смог компенсировать снижение эффективной ставки ЕСН и поступления по данному налогу уменьшились.

Налоговые доходы являются основным источником поступлений регионального бюджета Тюменской области. Тюменская область занимает лидирующую позицию в экономике страны, в том числе являясь основным каналом поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Данная территория, обладающая развитым нефтегазодобывающим комплексом и транспортной инфраструктурой, продуктивным сельским хозяйством, предоставляющая широкий комплекс различных социальных услуг населению характеризуется и высокими бюджетными доходами [15].

В Приложении 3 представлены данные о доходах областного бюджета от налоговых поступлений на 2011 год.

Налоговые доходы продолжают составлять основу доходной части бюджета Тюменской области. Но следует учесть, что около 30 % всех налоговых поступлений регионального бюджета направляется в федеральный бюджет. В связи с чем доходная часть бюджета Тюменской области имеет значительные потери в части налогов и сборов [16].

Проведём анализ, налоговых доходов по их группам в консолидированном бюджете Тюменской области за 2010, 2011  и период с января по июль 2012 гг. (см.  табл. 2.2.1).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.1.

Структура и динамика налоговых доходов по их группам в консолидированном бюджете Тюменской области за 2010, 2011  и период с января по июль 2012 гг.

Показатель

2010 год

2011 год

Январь-июль

2012 г.

сумма, млн.руб.

уд. вес, %

сумма, млн.руб.

уд. вес, %

сумма, млн.руб.

уд. вес, %

Налоговые доходы - всего, в т.ч.:

104193,4

100,0

99282,4

100,0

80073,7

100,0

Федеральные налоги

97828,7

93,9

92026,1

92,7

75366,4

94,1

Региональные налоги

3545,8

3,4

4172,6

4,2

2541,0

3,2

Местные налоги

1040,5

1,0

1124,7

1,1

587,0

0,7

Налоги на совокупный доход

1778,4

1,7

1959,0

1,8

1579,3

1,8


Источник: Составлено на основе данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.

 

Поступления в бюджет в 2011 г.  составили 99282,4 млн.руб., что  на 4911 млн.руб. меньше по сравнению  с 2010 г. Данные таблицы свидетельствуют о том, что поступления от федеральных налогов сократились  в 2011 г.  на 5802,6 млн.руб.,  и составили 92026,1 млн.руб. [23]. Что же касается 2012 г., то судя по имеющимся данным за 1 полугодие,  сумма федеральных налогов значительно превысит сумму за прошлый 2011  г. По региональным и местным налогам наблюдается рост поступлений данных доходов в бюджет по отношению к налоговым доходам в целом,  в пределах  от 0,8 до 2%.  По налогам на совокупный доход, если исходить из удельного веса,  поступления повысились, лишь на 0,1%  в 2011 г., и остались на том же уровне в первом полугодии 2012 г.

Большую часть поступлений составляют федеральные налоги как в 2010 г., так и в 2011 г. Все остальные налоговые доходы не превышают за эти года сумму в 5000 млн.руб.

Анализ динамики и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Тюменской области за 2010, 2011 и период с января по июль 2012 гг. можно посмотреть в Приложении 4.

Поступления от налога на прибыль организаций в 2011 г. составили 71525,2 млн.руб., что намного больше, если сравнивать с 2010 г., когда поступления от данного налога равнялись  47141 млн. руб. По НДФЛ, акцизам и госпошлине  наблюдается положительная тенденция, доходы идут в рост, но, несмотря на это их удельных вес падает по сравнению к общей сумме доходов в целом [23].

Раньше в соответствии с Налоговым кодексом 95% налога на добычу полезных ископаемых направлялись в федеральный бюджет, а 5% - в бюджет региона. Для Тюменской области НДПИ давал чуть ли не треть всех собираемых фискальных сборов. Но с 2011 г. были внесены  изменения в Налоговый кодекс, согласно которым весь НДПИ (100%) теперь поступает федеральный бюджет [44].  В результате бюджет региона потерял чуть  меньше 40 млрд.руб., за счёт которых Тюменская область  могла бы  эффективно решать свои социальные проблемы.

Налоги на совокупный доход, включая и ЕНВД, и УСН, и ЕСХН, с каждым годом имеют тенденцию к увеличению доходов  региона.

Что касается  налога на имущество организаций, то поступления от  данного налога  в 2011 г.  по сравнению с 2010 г. увеличились на 491,6 млн.руб. и составили  3390, 4 млн.руб. Оценивая 1 полугодие 2012 г., видно, что к концу года сумма налога превысит сумму 2011 г.

В связи с тем, что  в ноябре 2011 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, снижающие базовую ставку транспортного налога в два раза и предоставляющие субъектам Федерации (в том числе Тюменской области) право обнулить ставку для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил, наблюдается снижение доходов от транспортного налога [44]. .

Значительное снижение доходов наблюдается и  по игорному бизнесу, поскольку с 1 июля 2009 г. деятельность игорных заведений в Тюменской области была запрещена.

Рассмотрев тенденцию поступления доходов в бюджет Тюменской области, видно, что доля налоговых доходов все равно постепенно снижается. Определяющее влияние на поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет области оказало продолжение проводимой на федеральном уровне налоговой реформы, направленной, с одной стороны, на последовательное снижение налогового бремени на экономику, а с другой - на централизацию доходов в федеральном бюджете.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

Особенно недостатки налоговой системы России проявляются в период кризиса. Снижение доли налоговых поступлений в бюджетную систему страны свидетельствует о том, что наша налоговая система не обладает механизмом гибкой адаптации к меняющимся условиям внешней среды. Проводимые в данный момент времени меры по совершенствованию налоговой системы слабы и неэффективны.

А  проведённый сравнительный анализ поступления налоговых доходов в бюджет Тюменской области показывает, что налог на прибыль и налог на доходы физических лиц являются основными в налоговых поступлениях бюджета Тюменской области. Следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей области, тем больше будет величина доходов в местный бюджет.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объёма местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

3.1.     Характеристика действующих налогов

 

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько. Каждая из них имеет свое значение и практическое применение [10].

Все налоги, существующие сейчас в России, можно классифицировать по разным признакам.

По способам взимания выделяют:

1) прямые налоги (налоги  на доходы и имущество), которые  взимаются с конкретного физического  или юридического лица:

а) с юридических лиц: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; социальные налоги; ресурсные налоги; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсам;

б) с физических лиц: налог на имущество физических лиц; налог на доходы физических лиц;

2)косвенные налоги (заложены в цену товара, оплачиваются покупателем, а вносятся в бюджет продавцом): налог на добавленную стоимость; акцизы.

В зависимости от того, кто взимает налог и куда он поступает, выделяют федеральные, региональные и местные налоги. Подробнее виды налогов Российской Федерации представлены на рисунке 2.1.

 

 

 

 

Рис 2.1. Налоги и сборы в Российской Федерации


Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся [10]:

  • НДС;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К местным налогам и сборам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;

По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

1) налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

2) налоги с имущества (предприятий, граждан);

3)налоги с определенных видов операций, сделок, деятельности  лицензионные сборы).

По источнику уплаты налоги делятся на:

  • налоги, относимые на увеличение цены товара (НДС, акцизы и др.);
  • налоги, относимые на себестоимость продукции (ресурсные налоги, взносы во внебюджетные фонды и др.);
  • налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на рекламу, имущество предприятия, земельный налог и др.);
  • налоги на чистую прибыль (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход).

По характеру использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги - это обезличенные налоги, они не используются на какие-либо конкретные цели, а поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных нужд. Специальные налоги взимаются в государственный бюджет для реализации конкретных целей. Например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и могут использоваться только для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ (главы 26.1; 26.2; 26.3; 26.4 НК РФ). К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговые органы представляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов и иных обязательных платежей.

Информация о работе Налоговая система РФ и ее направление ее совершенисвования