Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:41, дипломная работа
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы «Налоговая система РФ и направления ее совершенствования» заключается в том, что все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Практическая ценность работы состоит в том, что анализ современной налоговой системы Российской Федерации и разработанные рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений дают картину современного состояния налогообложения в нашей стране, а также возможный путь решения возникших проблем и нерешенных вопросов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСЕМА:
ИСТОРИКО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………….7
1.1. История становления и развития налоговой системы………………….7
1.2. Элементы и принципы построения налоговой системы………………19
1.3. Правовое регулирование налоговой системы РФ……………………...29
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………36
2.1. Характеристика действующих налогов………………………………...36
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы……………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..70
Позиция налоговиков совпадает с предложениями Минэкономразвития, которое также предлагает решать проблему налогообложения роскоши в рамках существующей налоговой системы - за счет земельного, имущественного и транспортного налогов.
Таким образом, при осуществлении мер по проведению налоговой реформы следует исходить из того, что налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов. Поэтому главное внимание в ближайшее время должно быть уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на безусловное обеспечение законных прав добросовестных налогоплательщиков и повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, и, с другой стороны, на пресечение практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах.
В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.
Итак, налоговая система должна быть построена оптимально: «золотая середина», которая определяется на стадии бюджетного планирования и прогнозирования исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнения им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и другие. Основной целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. В этой связи формы налогообложения связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.
Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счёте, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.
Главной задачей налоговых органов является формирование доходной части бюджета страны, большая часть которой образуется за счет сбора налоговых платежей. Другими источниками доходов бюджета являются таможенные платежи, доходы государственных предприятий, рентные платежи, доходы от приватизации объектов государственной собственности и т.п.
Таким образом, налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
В данной выпускной квалификационной работе, в соответствии с поставленной целью, проведён анализ современной налоговой системы РФ и предложены рекомендации по ее совершенствованию.
Госбюджет страны тщательно прорабатывается, согласовывается на всех уровнях и принимается Государственной Думой в виде федерального закона.
В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются регулярно, без срывов.
Если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд. деноминированных рублей, то в 2010 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС РФ, составили 8,4 трлн. рублей.
Рост поступлений налогов в федеральный бюджет в 2011 году составил около 30%, увеличение доходной части консолидированного бюджета (федерального, региональных и местных бюджетов) зафиксировано на уровне 24%.
Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой. Сложные методики расчета налогов, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ – показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Наибольший доход в нашей стране приносят таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами.
В рассматриваемом периоде в общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета наблюдается поступления НДС и налога на добычу полезных ископаемых составили по 42%, налога на прибыль – 7%.
Доля поступлений НДПИ в январе-апреле
2012 года выросла по сравнению с январем-апрелем
2011 года с 41% до 42%, или на 1 п.п., акцизов
– на 2 п.п., доля НДС снизилась с 46% до 42%,
или на 4 п.п.
п.п. – процентные пункты
Поступления налога на прибыль организаций в апреле 2012 года составили 39 млрд. рублей, или на 12% больше, чем в апреле 2011 года. За январь-апрель 2012 года по сравнению с январем-апрелем 2011 года поступления выросли на 30%.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в апреле 2012 года поступило 173 млрд. рублей – в 1,9 раза больше, чем в апреле 2011 года. Значительное превышение поступлений НДС в апреле 2012 года относительно апреля 2011 года связано со снижением в 1,7 раза фактически возмещенных сумм налога в апреле текущего года.
Увеличение поступлений практически всех видов налогов, так налог на добавленную стоимость составил в 2011 году 41 % всех налоговых поступлений, против 39% предыдущего года. Однако в связи с негативной экономической ситуацией в мире и соответственно в государстве поступления по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2009 годом более чем в три раза и составили 6%. За анализируемый период в 2011 года, положительной динамикой отметился налог на добычу полезных ископаемых, поступления которого возросли в 1,4 раза по сравнению с 2010 годом, что обусловлено повышением цены на нефть.
Рассмотрев тенденцию поступления доходов в бюджет Тюменской области, видно, что доля налоговых доходов все равно постепенно снижается. Определяющее влияние на поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет области оказало продолжение проводимой на федеральном уровне налоговой реформы, направленной, с одной стороны, на последовательное снижение налогового бремени на экономику, а с другой - на централизацию доходов в федеральном бюджете.
А проведённый сравнительный анализ поступления налоговых доходов в бюджет Тюменской области показывает, что налог на прибыль и налог на доходы физических лиц являются основными в налоговых поступлениях бюджета Тюменской области. Следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей области, тем больше будет величина доходов в местный бюджет.
Определены основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и планируемый 2014 -2015гг.
Налоговая политика государства в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В работе предложены конкретные мероприятия и рекомендации по совершенствованию налоговой системы страны, в частности:
1. Налоговое стимулирование
инновационной деятельности и
развития человеческого
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
3. Акцизное налогообложение.
4.Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями.
5. Налог на прибыль организаций.
6. Налогообложение природных ресурсов.
7.Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
8. Введение налога на недвижимость.
9. Налоговое администрирование.
Основными целями современной налоговой системы Российской Федерации должны быть стимулирование развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, понижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес.
Таким образом, выделяются следующие приоритетные направления реформирования налоговой системы и проблемы, подлежащие решению:
Итак, задачи, поставленные в данной квалификационной дипломной работе, решены, а тема была полностью раскрыта.
Практическая значимость работы состоит в том, что анализ современной налоговой системы Российской Федерации и разработанные рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений дают картину современного состояния налогообложения в нашей стране, а также возможный путь решения возникших проблем и нерешенных вопросов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Налоговая система РФ и ее направление ее совершенисвования