Налоговая система РФ и ее направление ее совершенисвования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:41, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы «Налоговая система РФ и направления ее совершенствования» заключается в том, что все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Практическая ценность работы состоит в том, что анализ современной налоговой системы Российской Федерации и разработанные рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений дают картину современного состояния налогообложения в нашей стране, а также возможный путь решения возникших проблем и нерешенных вопросов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСЕМА:
ИСТОРИКО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………….7
1.1. История становления и развития налоговой системы………………….7
1.2. Элементы и принципы построения налоговой системы………………19
1.3. Правовое регулирование налоговой системы РФ……………………...29
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………36
2.1. Характеристика действующих налогов………………………………...36
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы……………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..70

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 228.77 Кб (Скачать)

Позиция налоговиков совпадает с предложениями Минэкономразвития, которое также предлагает решать проблему налогообложения роскоши в рамках существующей налоговой системы - за счет земельного, имущественного и транспортного налогов.

Таким образом,  при осуществлении мер по проведению налоговой реформы следует исходить из того, что налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов. Поэтому главное внимание в ближайшее время должно быть уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на безусловное обеспечение законных прав добросовестных налогоплательщиков и повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, и, с другой стороны, на пресечение практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах.

В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Итак, налоговая система должна быть построена оптимально: «золотая середина», которая определяется на стадии бюджетного планирования и прогнозирования исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнения им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и другие. Основной целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. В этой связи формы налогообложения связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.

Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счёте, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Главной задачей налоговых органов является формирование доходной части бюджета страны, большая часть которой образуется за счет сбора налоговых платежей. Другими источниками доходов бюджета являются таможенные платежи, доходы государственных предприятий, рентные платежи, доходы от приватизации объектов государственной собственности и т.п.

Таким образом, налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

В данной выпускной квалификационной работе, в соответствии с поставленной целью, проведён анализ современной налоговой системы РФ и предложены рекомендации по ее совершенствованию.

Госбюджет страны тщательно прорабатывается, согласовывается на всех уровнях и принимается Государственной Думой в виде федерального закона.

В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются регулярно, без срывов.

Если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд. деноминированных рублей, то в 2010 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС РФ, составили 8,4 трлн. рублей.

Рост поступлений налогов в федеральный бюджет в 2011 году составил около 30%, увеличение доходной части консолидированного бюджета (федерального, региональных и местных бюджетов) зафиксировано на уровне 24%.

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой. Сложные методики расчета налогов, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ – показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Наибольший доход в нашей стране приносят таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами.

В рассматриваемом периоде в общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета наблюдается поступления НДС и налога на добычу полезных ископаемых составили по 42%, налога на прибыль – 7%.

Доля поступлений НДПИ в январе-апреле 2012 года выросла по сравнению с январем-апрелем 2011 года с 41% до 42%, или на 1 п.п., акцизов – на 2 п.п., доля НДС снизилась с 46% до 42%, или на 4 п.п. 
п.п. – процентные пункты

Поступления налога на прибыль организаций в апреле 2012 года составили 39 млрд. рублей, или на 12% больше, чем в апреле 2011 года. За январь-апрель 2012 года по сравнению с январем-апрелем 2011 года поступления выросли на 30%.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в апреле 2012 года поступило 173 млрд. рублей – в 1,9 раза больше, чем в апреле 2011 года. Значительное превышение поступлений НДС в апреле 2012 года относительно апреля 2011 года связано со снижением в 1,7 раза фактически возмещенных сумм налога в апреле текущего года.

Увеличение поступлений практически всех видов налогов, так налог на добавленную стоимость составил в 2011 году 41 % всех налоговых поступлений, против 39% предыдущего года. Однако в связи с негативной экономической ситуацией в мире и соответственно в государстве поступления по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2009 годом более чем в три раза и составили 6%. За анализируемый период в 2011 года, положительной динамикой отметился налог на добычу полезных ископаемых, поступления которого возросли в 1,4 раза по сравнению с 2010 годом, что обусловлено повышением цены на нефть.

Рассмотрев тенденцию поступления доходов в бюджет Тюменской области, видно, что доля налоговых доходов все равно постепенно снижается. Определяющее влияние на поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет области оказало продолжение проводимой на федеральном уровне налоговой реформы, направленной, с одной стороны, на последовательное снижение налогового бремени на экономику, а с другой - на централизацию доходов в федеральном бюджете.

А  проведённый сравнительный анализ поступления налоговых доходов в бюджет Тюменской области показывает, что налог на прибыль и налог на доходы физических лиц являются основными в налоговых поступлениях бюджета Тюменской области. Следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей области, тем больше будет величина доходов в местный бюджет.

Определены основные направления налоговой политики  РФ на 2013 год и планируемый 2014 -2015гг.

Налоговая политика государства в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В работе предложены конкретные мероприятия и рекомендации по совершенствованию налоговой системы страны, в частности:

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот.

3. Акцизное налогообложение.

4.Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями.

5. Налог на прибыль  организаций.

6. Налогообложение природных  ресурсов.

7.Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

8. Введение налога на  недвижимость.

9. Налоговое администрирование.

Основными целями современной налоговой системы Российской Федерации должны быть стимулирование развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, понижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес.

Таким образом, выделяются следующие приоритетные направления реформирования налоговой системы и проблемы, подлежащие решению:

  • достижение стабильности и сбалансированности налоговой системы;
  • обеспечение социальной справедливости налоговой системы;
  • ослабление общей налоговой нагрузки путем постепенного снижения ставок, введения дополнительных льгот по отдельным федеральным налогам (НДС, налогу на прибыль);
  • дальнейшее совершенствование НДПИ;
  • создание благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • усиление налогового стимулирования инновационных предприятий;
  • облегчение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
  • улучшение налогового администрирования и снижение издержек налогоплательщиков на обслуживание налоговых органов, включая упрощение процедур обжалования решений налоговых органов;
  • упрощение бухгалтерской и налоговой отчетности предприятий.

Итак, задачи, поставленные в данной квалификационной дипломной работе,  решены,  а тема была полностью раскрыта.

Практическая значимость работы состоит в том, что анализ современной налоговой системы Российской Федерации и разработанные рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений дают картину современного состояния налогообложения в нашей стране, а также возможный путь решения возникших проблем и нерешенных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдулгалимов, А.М. Теория и история налогообложения: Учебное пособие / А.М Абдулгалимов,  Б.Х. Алиев, М.Б. Алиев. Вузовский учебник. – 2008. -240с.
  2. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / И.М Александров. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 370 с.
  3. Бессонов, В.В. Опыт организации  казначейского исполнения  бюджетов  в  зарубежных странах / В.В. Бессонов // Финансы и кредит. – 2005. – № 31. – С. 77 - 83.
  4. Бюджетная система России. учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.-703с.
  5. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской // - М. 2008. - 290 с.
  6. Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному  собранию «О бюджетной политике в 2012-2014 году» // Финансы. – 2010. – № 6. – С. 3 – 8.
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. От 28.12.2010 №402 –ФЗ, от 21.11.2011 №327-ФЗ). – 445с.
  8. Бюджетный процесс на новом этапе // Финансы. – 2010. – № 5. – С. 20 – 27.
  9. Волков, Д. Б. Проблемы налогового стимулирования субъектов сельского хозяйства / Д.Б. Волков // Налоговая политика и практика.- 2010.-№5.- С. 26- 28.
  10. Врублевская, О. В. Налоги и налогообложение /Под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Питер, 2009.- 528 с.
  11. Вылкова, Е.С.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. 2-е изд. / Е.С. Вылкова, А. Э. Сердюков. - М.: Финансы и статистика, 2008.- 704 с.
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г.  №51-ФЗ (ред. от 06.04.2011). – 389с.
  13. Гражданский Кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья и четертая: текст с изм. и доп. на 20 сентября 2010 г.-М. Эксмо. -2010.-512 с.
  14. Григорьева, К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.lib.tsu.ru
  15. Закон Тюменской области от 09 ноября 2011 года № 85 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
  16. Закон Тюменской области от 22 декабря 1997 г. № 138 «О порядке предоставления и использования кредитов за счёт средств областного бюджета» (с изменениями от 26 февраля 2008 г.).
  17. Закон Тюменской области от 6 декабря 2005 г. № 416 «О межбюджетных отношениях в Тюменской области» (с изм. и доп. от 7 ноября 2008 г.).
  18. Злобина, Л.А. Налоги и налогооблажение: учеб. пособие 2-е, издание / Л.А. Злобина. - М.: Издательство МГУП, 2008.- 406 с.
  19. Зрелов, А.П.- Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]. А.П. Зрелов // Налоги и налогообложение : учеб. пособие, 2010. -346с.
  20. Игнатов, А.В. Антиутопии отечественной налоговой системы// А.В. Игнатов // Налоговая политика и практика.- 2010.-№3.- С.17-19.
  21. Институт независимых социально экономических исследований. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insei.ru
  22. Информационное сообщение ФНС России от 12.05.2011 
    «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-апреле 2011 года (предварительные данные)».
  23. Исполнение консолидированных бюджетов [Электронный ресурс] //Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Режим доступа: http://www.tumstat.gks.ru/.
  24. Китова, Г. Анализ расходов федерального бюджета на НИОКР / Г. Китова, Т.М. Кузнецова // Центр фискальной политики, 2008. -324с.
  25. Князев, В.Г. Налоги и налогообложение / В.Г. Князев, В.Г. Пансков.– М.: МЦФЭР, 2008. –336 с.
  26. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н. П. Кондраков, Н. М.Кондраков: Проспект . 2009. - 232 с.
  27. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. –  2009. – 40 с.
  28. Коровкина, Е.Б. Анализ практики применения целевых  бюджетных фондов  / Е.Б. Коровкина // Финансы и кредит. – 2006. – № 13. – С. 34 – 41.
  29. Костикова, Е.Г. Налоговое право России: Учебник / Е.Г. Костикова, Е.Г. Мамилова, В.Е.Кирилина, Н.Л. Шарандина, И.А. Цинделиани. -М.: Эксмо, 2008. - 576 с.
  30. Курляндская, Г.В., Николаенко, Е.И. «Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне» / Г.В. Курляндская, Е.И. Николаенко.
  31. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник/ Лыкова Л.Н – М.: Дело, 2004. –400 с.
  32. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Мамрукова О.И. – М.: Финансы и статистика, 2007. –326 с.
  33. Мау, В. Экономическая политика России: в начале новой фазы / В. Мау. // Вопросы экономики. - 2001. - №3. - С.4-23.
  34. Назаров, В.Н.О понятии «налоговая система» и его правовом содержании / В.Н. Назаров // Финансовое право. – 2009.-№1.-С.10-12.
  35. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998г. №146-ФЗ (ред. от 28.09.2010). – 340с.
  36. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ (ред. от   19.07.2011). – 316 с.
  37. Новоселов, К.В. Изменения в налогообложении прибыли с 2010 года / К. В. Новоселов // Налоговая политика и практика.- 2010.-№1.- С.6 -8.
  38. Новый подход к заявительной процедуре возмещения НДС//Налоги и налогооблажение.- 2009.- № 9.- С.15-18.
  39. Лушин С.И. Об эффективности государственного бюджета / С.И. Лушин // Финансы. - 2009. - №10. - с. 12-16.
  40. Обзор изменений и перспективы налоговой политики России//Налоги и налогооблажение.- 2010.- № 3.- С. 4-5.
  41. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Экономика и жизнь, 2011.-№ 3,- С.6-7.
  42. Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система РФ (2-е издание): учебник / В.Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2008. –496 с.
  43. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России; учебник для студентов и вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Поляка Г.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. // М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -703с.
  44. Поступление налогов и сборов в федеральный, региональный и местные бюджеты [Электронный ресурс] //Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области: сайт. - Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/.
  45. Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
  46. Цыганков, В.В. Совершенствование процедуры оформления и рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля / В.В. Цыганков // Налоги и налогооблажение.- 2010.- № 4.- С. 21-23.
  47. Черник, Д.Г. Налоги: практика налогообложения / Д.Г. Черник. – М.: Финансы и статистика, 2008. –368 с.
  48. Чхутиашвили, Л.В. Упрощенная система налогообложения как поддержка малого бизнеса  / Л.В. Чхутиашвили // Налоги и налогооблажение.- 2010.- № 9.- С. 11-12.
  49. Шаталов, С. Д. Налоговая политика Российской Федерации в ближайшей перспективе / С. Д. Шаталов //Финансы. -2009.-№7.- С .3-7.
  50. Шахова, Г.Я. Государственные расходы и социально-экономическое развитие / Г.Я. Шахова, И.П.Боженко  // Финансы, 2009.-.№ 8,-С.62.
  51. Экономический словарь/ ред. Архипова А.И. – М.: Проспект, 2010- 624 с.
  52. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение/ Юткина Т.Ф.- ИНФРА-М, 2008 - 430 с.

Информация о работе Налоговая система РФ и ее направление ее совершенисвования