Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:41, дипломная работа
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы «Налоговая система РФ и направления ее совершенствования» заключается в том, что все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Практическая ценность работы состоит в том, что анализ современной налоговой системы Российской Федерации и разработанные рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений дают картину современного состояния налогообложения в нашей стране, а также возможный путь решения возникших проблем и нерешенных вопросов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСЕМА:
ИСТОРИКО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………….7
1.1. История становления и развития налоговой системы………………….7
1.2. Элементы и принципы построения налоговой системы………………19
1.3. Правовое регулирование налоговой системы РФ……………………...29
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………36
2.1. Характеристика действующих налогов………………………………...36
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы……………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..70
Налогоплательщики обязаны:
В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу [38].
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, национальная налоговая система РФ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования. В развитии налоговой системы можно выделить три периода - дореволюционный, советский, постсоветский.
Первый период, отличающийся неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Второй период, XVI — XVIII вв., когда произошли чрезвычайные перемены в общественной жизни Европы, когда денежный строй хозяйства вытеснил натуральный, когда потребности государства значительно возросли, и надо было изыскивать новые источники государственных доходов. Масса новых налогов, преимущественно косвенных, пополняет бюджеты западно - европейских государств в этот период. Третий период в истории налогов (XIX в.) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием. Формы налогов становятся более определенными, правила администрации более выработанными и при выборе оказывается предпочтение таким податным источникам, которые обещают крупный (миллионный) доход.
На основании изучения теоретических основ налоговой системы можно сделать следующий вывод - налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов. Правовое регулирование налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И И СТРУКТУРЫ
НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
Ниже приведенный анализ был проведён на основании данных о поступлении администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
Несостоятельность российской налоговой системы можно увидеть, проанализировав поступления основных налогов в федеральный бюджет. Это позволит оценить влияние системы налогообложения на социально-экономическое развитие страны.
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Всего за 2011 год в бюджетную систему РФ поступило 10032,8 млрд. рублей, из них 8455,7 млрд.руб – налоги и сборы в консолидированный бюджет, что на 14,9% выше, чем в 2010 году. По данным ФНС России за 2011 года в федеральный бюджет поступило 4078,7 млрд. рублей администрируемых доходов. Это на 8,8% больше, чем в 2010 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). Анализируя данные показатели, можно говорить о нездоровой ориентации российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения [22].
Поступления налога на прибыль
организаций в федеральный бюджет в 2011
году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению
с 2010 годом поступления выросли на 119,8
млрд. рублей, или на 18,7%.
Поступления единого социального налога,
зачисляемого в федеральный бюджет, в
2011 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли
по сравнению с 2010 годом на 25,1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2011 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2010 годом снизились на 28,2%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2011 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2010 году. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2011 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2010 года на 15,1%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2011 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2010 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2011 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2010 году. В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования, суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) в 2011 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2010 году. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2011 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2010 году. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2011 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2010 году.
В апреле 2012 года в федеральный
бюджет по предварительным данным поступило
администрируемых ФНС России доходов
в сумме 412 млрд. рублей – на 61% больше,
чем в апреле 2011 года. За январь-апрель
2012 года по сравнению с январем-апрелем
2011 года поступления выросли на29%.
Рис.2.1.Поступления доходов в федеральный бюджет
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-апреле 2011−2012 гг. приведена на следующем графике.
2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012
НДС
Рис.2.2. Динамика поступления основных доходов в федеральный бюджет
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДС и налога на добычу полезных ископаемых составили по 42%, налога на прибыль – 7%.
Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов
в федеральный бюджет по видам налогов
в январе-апреле 2012 года (в %)
Рис. 2.3. Структура поступлений ФНС РФ доходов в федеральный бюджет по видам налогов.
Доля поступлений НДПИ в январе-апреле
2012 года выросла по сравнению с январем-апрелем
2011 года с 41% до 42%, или на 1 п.п., акцизов
– на 2 п.п., доля НДС снизилась с 46% до 42%,
или на 4 п.п.
п.п. – процентные пункты [22].
Поступления налога на прибыль организаций в апреле 2012 года составили 39 млрд. рублей, или на 12% больше, чем в апреле 2011 года. За январь-апрель 2012 года по сравнению с январем-апрелем 2011 года поступления выросли на 30%.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в апреле 2012 года поступило 173 млрд. рублей – в 1,9 раза больше, чем в апреле 2011 года. Значительное превышение поступлений НДС в апреле 2012 года относительно апреля 2011 года связано со снижением в 1,7 раза фактически возмещенных сумм налога в апреле текущего года.
За январь-апрель 2012 года по сравнению с январем-апрелем 2011 года поступления выросли на 22%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в апреле 2012 года поступило 8 млрд. рублей – в 2,1 раза больше, чем в апреле 2011 года, что связано с администрированием с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан. За январь-апрель 2012 года по сравнению с январем-апрелем 2011 года поступления выросли в 2,3 раза.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в апреле 2012 года составили 18 млрд. рублей – в 2,2 раза больше, чем в апреле 2011 года. За январь-апрель 2012 года по сравнению с январем-апрелем 2011 года поступления выросли в 1,9 раза. Такой рост обусловлен изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты (в 2010−2011 гг. полностью зачислялись в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а с 2012 года 30% зачисляются в федеральный бюджет и 70% — в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации).
Налога на добычу полезных ископаемых в апреле 2012 года поступило 170 млрд. рублей – в 1,5 раза больше, чем в апреле 2011 года, в том числе на добычу нефти – 154 млрд. рублей, газа горючего природного – 13 млрд. рублей, газового конденсата – 0,8 млрд. рублей.
По сравнению с январем-апрелем 2011 года поступления НДПИ выросли на 38%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 74,6$ в декабре 2010 года – марте 2011 года до 99,0$ в декабре 2011 года – марте 2012 года, или на 33%) [22].
С первого взгляда наблюдается положительная тенденция в росте доли основных налогов в доходах федерального бюджета. Но если проанализировать структуру доходов федерального бюджета в 2010 и 2011 году, то можно говорить о сокращение доли налоговых поступлений. Налоговые доходы в 2011 году составили 84,3%, а в 2010 году они были на уровне 85,5%. Такие изменения в большей степени связаны с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и развертыванием в конце 2011 года экономического кризиса.
Среди направлений и ориентиров налогово-бюджетной политики, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2011 г., значится продолжение курса на снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен. Стремительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры во второй половине 2011 г. создало предпосылки для вынужденной реализации данного тезиса: кризис актуализировал необходимость поиска путей компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета.
В Приложениях 1, 2 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005 – 2011 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазианалоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2011 года.
При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
Итак, по итогам 2011 г. сокращение
поступлений налоговых доходов
в бюджет расширенного
В структуре налоговых поступлений в 2011 г. произошли заметные изменения: поступления от НДС упали ниже уровня 2009 г., кроме того сократились до значения 2008 г. поступления в бюджетную систему страны от налога на прибыль предприятий. Эти обстоятельства стали решающими факторами существенного падения относительно уровня 2010 г. налоговых поступлений бюджета расширенного правительства. Однако следует отметить, что вопреки ожиданиям доля поступлений НДПИ в ВВП, как и величина доходов от внешнеэкономической деятельности, в 2011 г. не продолжило свое падение вслед за показателями 2010 г. – поступления доходов в бюджет от данных налогов выросли. Также следует отметить, что на протяжении 2008–2011 гг. наблюдаются устойчивые тенденции увеличения доли НДФЛ, снижения доли акцизов и стабилизация доли ЕСН в ВВП. В 2010 г. помимо снижения нефтегазовых доходов наибольшее падение поступлений следует ожидать по налогу на прибыль, НДС, по налогу на доходы физических лиц и ЕСН, что будет обусловлено ухудшением финансового состояния российских предприятий, сокращением деловой активности, увеличением количества безработных, снижением доходов от трудовой и предпринимательской деятельности. Наибольшую стабильность в условиях кризиса будут сохранять имущественные налоги (налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог и пр.), однако при затяжном характере кризисных явлений в экономике доходы от них также будут сокращаться.
Информация о работе Налоговая система РФ и ее направление ее совершенисвования