Налоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Оглавление

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты налоговой системы государства
1.1 Сущность и функции налогов
1.3 Классификация и виды налогов
Глава 2. Современное состояние налоговой системы Республики Казахстана
2.1 Основы налоговой системы РК
2.2 Современные принципы налогообложения
2.3 Роль и функции налоговой системы в экономике Казахстана
Глава 3. Проблемы налоговой политики РК и пути её оптимизации
Заключение
Список использованных истоЧников

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Стимулирующая функция налогов является в современной  российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

     Контрольная  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

     Контрольная функция, опираясь на закон, право, может  эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению [19].

     Глава 3. Проблемы налоговой политики РК и пути её оптимизации 

     Налоги  – один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для  содержания органов государственной  власти. В настоящее время перед  государством стоят несколько иные задачи, однако, главное предназначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, осталось.

     Налоги  – совокупность финансовых отношений, они связаны с формированием  денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), которые необходимы ему для выполнения его функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Налоги это объективная необходимость, они обусловлены развитием общества. Государство формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.

     Основной недостаток налоговой системы Казахстана состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Налоговая система и предприятия слабо связаны между собой. Потеря взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

     Налоговая политика РК, в настоящее время отходит от принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики” (например НДС снижен до 12%, КПН до 18%).

     Налоговая система должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в РК такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Казахстанская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.

     Пути  оптимизации налоговой системы  РК: нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

     Основные  направления налоговой реформы  в Казахстане в этом общем контексте видятся следующими:

     - ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

     - расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;

     - постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

     - решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

     Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития казахстаской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования:

     - налоговая система должна соответствовать  структурной  экономической политике,  иметь  четко  очерченные  экономические цели;

     - налоги должны служить более  справедливому  распределению  доходов,  не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

     - порядок  взимания налогов  должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

     - обсуждение проектов законов  о налогообложении должно носить  открытый и гласный характер.

     Этими основными   принципами  необходимо  руководствоваться и нам при  совершенствовании действующей  налоговой  системы.  При  этом,  разумеется, речь идет не о механическом копировании,  а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния казахстанской экономики. 
 
 
 

                                                  Заключение 

       Подводя итоги,  определим   основные  цели  современной налоговой  политики  государств с рыночной экономикой.  Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги,  а  также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными.  Это условие наиболее  тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты.  Но так очень легко свести  налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы,  о функциях стимулирования производственной и  предпринимательской деятельности,  поддержки свободной конкуренции.

     Таким образом, существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена,  поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных  и  политических условий сегодняшней Казахстана,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

       Но выше  сказанное  не говорит  о том,  что надо вообще игнорировать  теоретическое наследие многих  поколений  ученых-экономистов.  Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости  от  развитости в стране рыночных отношений,  уровня зрелости ее  производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне  подтверждены  практикой  и  безусловно должны учитываться и нами.  Они,  кстати,  не исключают,  а  напротив, предполагают  отличия  между  разными странами по структуре, набору налогов,  способам их взимания,  ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

     Но  при  этом  любая  налоговая  система,  где бы она ни  применялась  и какими конкретными чертами ни  характеризовалась, должна  отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства  и справедливости.  Это прежде всего означает:  тяжесть налогового бремени должна распределяться между  всеми в равной  (не  одинаковой) мере,  и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю  в  казну государства.

     Вторым  непременным требованием,  которому должна отвечать налоговая система,  является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений,  либо оно должно быть минимальным;  во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению  политики стабильности  и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой  системы является и то,  чтобы она не  допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет  место  быть  в  нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения:  административные  расходы,  которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.

     Основные  функции налогов -  фискальная,  социальная  и регулирующая. Налоговая  политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим  и  юридическим  лицам  налоговых льгот  в  соответствии  с целями государственного  регулирования хозяйства и социальной сферы.

     Одним из главных элементов рыночной экономики  является налоговая система.  Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

     На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. На Западе,  в  большинстве  стран  с  развитым  рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя  в  большей  степени лежит на гражданах,  тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

     Реформирование  действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития казахстанской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных истоЧников 

     1.Налоговый  Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года № 99-IV по состоянию на 1 января 2011 года.

     2. Черник Д.Г. и др. Основы налоговой  системы: Учебное пособие для  вузов. 1998-с256.

     3.Идрисова  Э.К. Налоги и налогообложение в Казахстане. Алматы. ОФ «Формирование налоговой службы», 2003.

     4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000. – 457с.

     5. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.-  4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 384с.

     6. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496с.

     7. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520с.

     8. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422с.

     9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. –429с.

     10. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга – М.: 2001 – 715с.

     11. Нурсеит А., Темирбеков А., Нурсиетова Р. Теория рыночной экономики: предпринимательский аспект. Учебное пособие для вузов – Алматы: 2000 – 238с.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан