Налоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Оглавление

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты налоговой системы государства
1.1 Сущность и функции налогов
1.3 Классификация и виды налогов
Глава 2. Современное состояние налоговой системы Республики Казахстана
2.1 Основы налоговой системы РК
2.2 Современные принципы налогообложения
2.3 Роль и функции налоговой системы в экономике Казахстана
Глава 3. Проблемы налоговой политики РК и пути её оптимизации
Заключение
Список использованных истоЧников

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Регрессивный  налог характеризуется взиманием  более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

     Пропорциональный  налог забирает одинаковую часть  от  любого дохода (единая ставка для  доходов любой величины).

     Чтобы спрогнозировать воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить так называемый «дискреционный  доход» – часть чистого дохода потребителей, предназначенную для расходов по собственному усмотрению, которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей. Это значит, что для расчета из  реально получаемых семьей доходов нужно вычесть обязательные затраты на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т. д. То, что останется после вычетов  (если останется), и составит дискреционный доход. Он может  вырасти или уменьшиться после введения новых (или изменения ставок уже имевшихся) налогов. Это и будет показателем  реального воздействия новшеств в налогообложении на население. При таком анализе пропорциональный налог может оказаться регрессивным. Чаще всего регрессивное налогообложение связано с косвенными налогами.

     Какой бы совершенной ни казалась введенная  система налогообложения ее авторам, налогоплательщики всегда стремятся  переложить их на плечи других сограждан, т. е. если удается, заставить платить налоги других. В тех случаях, когда удается переложить уплату налогов на потребителей, говорят о «сдвиге вперед», если на производителей – о «смещении назад». Куда именно произойдет сдвиг налогов – «вперед» или «назад», – зависит от эластичности спроса и предложения на  товар или услугу. Продавцам легче переложить уплату налогов на покупателей, когда спрос относительно неэластичен. Если же относительно неэластично предложение, налоги легче переложить на продавцов. Однако, когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не  уклоняются. Но государство, к сожалению, далеко не всегда  заботится о популярности своих действий, особенно, если экономика неэффективна или преобладает захватническая политика. Тогда налоги могут стать непомерными, даже разрушительными, привести к социальному взрыву. Так, тяжесть налогового пресса стала одной из причин французской революции в XVIII веке, попытка ввести подушный налог ускорила  падение правительства Маргарет Тэтчер в ХХ столетии [8].

     Известны  три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа тех объектов, с  которых взимаются  косвенные  налоги; повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

     Стремление  государства увеличить поступления  в бюджет  понять можно, однако уровень  налоговых ставок не должен  превышать  размера, при превышении которого их дальнейший  рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на  состоянии экономики.

     Вопрос  о размерах критического налогообложения  давно волнует политиков, ученых, практиков. Как заметил французский  философ Монтескье, «ничто не требует  столько мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которая у них остается». Известный английский писатель-сатирик Дж. Свифт предупреждал политиков всех времен о том, что при повышении налогов «дважды  два вовсе не означает, что окажется обязательно четыре, вполне возможно при этом получить единицу». Свифт предостерегал правительство от повышения таможенных тарифов на  шелк и вино и оказался прав: рост налогов подорвал базу  налогообложения, поступления в казну уменьшились. Адам  Смит, анализируя принципы налогообложения, отмечал важность его равномерности, точности, удобства по форме, экономности сбора, предостерегал от чрезмерной тяжести налогов.

     Исследуя  связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых  средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда  повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться.

     Следуя  этому, многие государства стараются  сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги –  унифицированными, стабильными, легкими и гибкими. Налоговая политика в современных условиях должна обеспечивать  равновыгодность производства продуктов на предприятиях,  независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсосбережение, технический прогресс [6].

 

     Глава 2. Современное состояние налоговой системы Республики Казахстана 

     2.1 Основы налоговой  системы РК

     Налоговая система Республики Казахстан включает в себе органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин. Налоговая система в структурном плане состоит из следующих основных элементов.

       Совокупность финансовых отношений  и налогов, выражающих  эти  отношение. Налоговый  механизм - совокупность  методов и способов        налогообложения

     Совокупность  органов управления  и налоговых  служб.

     Налоговая система  представляет собой сложную  модель, состоящую    из различных компонентов. Для того, чтобы определить, насколько эффективно  функционирует налоговая система, ее недостатки, нерешены проблемы и наметить  конкретные предложения, необходимо изучение всех элементов налоговой системы. Данная проблема сегодня для нашей  Республики  особо  актуальна и представляет большой научно-практический  интерес. Законом Р.К. "О налоговой системе в Республике Казахстан ", принятым 25 декабря 1991 года, впервые было заложено  начало формирования  налоговой системы суверенного Казахстана. Это было одним из крупных     шагов реформирования  экономики Казахстана -  Налоговая система отвечала требованиям даточных  отношений по принципу набора налогов, но  она не была способна  обеспечить бюджет необходимыми средствами.

     Были  нарушены следующие  общие  принципы налогообложения, принятые в мировой  экономике.

     1. Простота   и экономическая  нейтральность.

     2.Справедливость (необходимо, чтобы соблюдались  два вида справедливости - горизонтальная и вертикальная).

     3.Сопоставимость  налоговых ставок.

     В 1995 году Правительство Республики Казахстан  утвердило  долгосрочную   концепцию  налоговой реформы. Первым этапом    реализации  этой концепции явилось принятие  Указа Президента Р.К.,  имеющего силу Закона. С 1 января 2009 года  в Республике действует новая налоговая система. Новая налоговая система максимально приближена к международным принципам  налогообложения.

     Налоговая система должна гибкой, т.е.  приспосабливаться к конкретным экономическим реалиям, но в то же время стабильной, чтобы  позволить предприятиям планировать  свою хозяйственно-финансовую   деятельность. До последнего  времени наша Республика  не имела своих  законодательных актов по вопросам налогообложения, и  в целом налоговая политика также формировалась за ее пределами.

     Такая ситуация не  приемлема для самостоятельного независимого государства. Кроме того  переход к рыночной экономике  требует и соответствующую  налоговую систему [17].

     Важным  элементом налоговой системы  РК является налог на добавленную  стоимость, который заменил налог  с оборота,  действовавший до 1991 года. Изучение  функционирования налоговой  системы  в целом и по ее компонентам  показала , что она действует не совсем эффективно .

     Налоговая система и Республики Казахстан  представлена двумя видами налогов: общегосударственными и местными.

     К обще государственным налогам относятся:

     - Подоходный налог с юридических и физических лиц.

     - Налог  на добавленную стоимость.

     - Акцизы.

     - Сбор на регистрацию эмиссии ценных бумаг

     - Специальные платежи и налоги с недропользователей.

     - Социальный налог

     - Сбор на социальное обеспечение

     - Сборы на проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан

     К местным налогам относятся:

     - Земельный налог.

     - Налог на имущество юридических и физических лиц.

     - Налог на транспортные средства.

     - Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц,

     - Сбор с аукционных продаж

     Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы  и другие обязательные платежи поступают  в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом  Республики Казахстан «О бюджетной  системе» Налоги и сборы исчисляются  и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на  недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная  форма оплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

     Налоги  действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и  косвенные. К косвенным налогам  относятся налог га добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам [18].

     Налоговое законодательство Республики Казахстан  основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Налоговым Кодексом.

     Налоговое законодательство Республики Казахстан  действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на физических лиц, юридические лица и  их структурные подразделения.

     Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

     Налогоплательщик  обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым  законодательством Республики Казахстан  в полном объеме и в установленные  сроки.  

     Налоговая политика - совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов  и других обязательных платежей в  бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных  с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

     Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

     Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенныые пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж [1].

     Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан