Налоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Оглавление

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты налоговой системы государства
1.1 Сущность и функции налогов
1.3 Классификация и виды налогов
Глава 2. Современное состояние налоговой системы Республики Казахстана
2.1 Основы налоговой системы РК
2.2 Современные принципы налогообложения
2.3 Роль и функции налоговой системы в экономике Казахстана
Глава 3. Проблемы налоговой политики РК и пути её оптимизации
Заключение
Список использованных истоЧников

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Теория  общественных потребностей отразила реалии последней четверти 19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти  определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных" [2].

     В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической  жизни (с субъективной стороны).

     Налоги  как экономическая категория  являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты  налогов. Объективная сущность налогов  не зависит от конкретной экономической  действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

     Налог как экономическая категория  выражает денежные отношения между  государством, с одной стороны, и  физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в  процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости  ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

     Субъективная  сторона налогов (их виды, уровень  ставок и т.п) определяется внешней  средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

     Налоговые отношения структурно входят в систему  финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность.

     Налоговая политика и налоговый механизм определяет роль налогов в обществе, которая  тесно связана с деятельностью  государства. Она находится в  постоянном движении и зависит от экономической политики государства [3]. 

     1.2 Классификация и виды налогов

     Налоги бывают «прямыми» и «косвенными».

     Прямые  налоги взимаются государством непосредственно  с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость  имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).

       Косвенные налоги устанавливаются  в виде надбавок к цене  товаров  или тарифов на услуги.

     Византийская  империя была весьма изобретательной  по  части прямых налогов. Их было около двадцати: поземельный  налог, совмещенный с подушной податью, налог на рекрупгов,  на оружие для солдат и даже на взвешивание продуктов и контрольное измерение тканей. Во Флоренции Х1У столетия, ломимо таких прямых налогов, как дорожные, береговые сборы, складские и рыночные пошлины, существовал, например,  такой экзотический налог, как «витринный», который уплачивали владельцы магазинов, мастерских. Поскольку летом было  очень жарко, витрину затеняли занавеской. За это тоже надо  было платить налог. Стремление уклониться от уплаты «витринного» налога привело к поискам выразительных архитектурных деталей, способных сообщить, какие товары и услуги  можно получить в этом доме (ножницы и игла показывали,  что здесь можно купить или заказать одежду, чаша со змеей –  лекарства, башмак – обувь и т. и.).

     Способ  взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно  было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления  позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во  всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам,  связанным с размерами доходов плательщика.

     В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов  или стоимостью имущества налогоплательщиков.  Косвенные налоги выступают в  трех видах: «акцизы», «фискальные», «монопольные налоги», «таможенные пошлины».

     Акцизами  облагаются, как правило, товары массового  производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и др.),  а также  различные коммунальные, транспортные, культурные  и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон,  транспортные перевозки, авиа -  и железнодорожные билеты,  демонстрация кинофильмов). В большинстве развитых стран  косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около четверти всех налоговых поступлений в бюджет. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по  твердым ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.

     В большинстве стран после второй мировой войны в дополнение к индивидуальным были введены «универсальные  акцизы». Такие акцизные налоги взимаются в процентах от  валовой выручки предприятий. В нашей стране долгое время  был распространен такой универсальный налог, как «налог с  оборота». Он взимался со стоимости товаров отечественного,  производства и денежного оборота за оказываемые услуги. Реже  им облагались импортные товары потребительского назначения. Главный недостаток, который был присущ этому налогу, – повторный счет. Например, налог с оборота взимался  со стоимости железной руды многократно: когда ее добыли и  продали металлургическому комбинату, когда из металла изготовили прокат, а из проката на машиностроительном заводе  сделали трактор для крестьянского хозяйства. Другой пример:  стоимость хлопка войдет в стоимость изготовленного из него ситца и в стоимость сшитого из ситца платья. Всякий раз при переходе из рук одного производителя в руки другого стоимость хлопка будет облагаться налогом с оборота. Чем глубже общественное разделение труда, т. е. чем чаще переходит сырье  или полуфабрикат по технологической цепочке из рук в руки,  тем больше растет цена на него не только за счет дополнительно добавленной стоимости, но и за счет повторного взимания  налога с оборота, что вздувает цену на готовый продукт, увеличивает в ней долю налога с оборота. Вот почему налог с оборота в большинстве стран был заменен налогом с продаж, а позже – налогом на добавленную стоимость. Последний взимается с части стоимости, добавленной на каждой стадии производства или обращения, т. е. налог на приобретенные полуфабрикаты вычитается из налога на изготовленную продукцию,  разница уплачивается в бюджет. И все же налог на добавленную стоимость с его высокими, в особенности в нашей стране,  ставками ведет ко всеобщему росту цен и усиливает тяжесть  косвенного налогообложения, особенно для малообеспеченных  групп населения. Ведь в структуре их потребления доля товаров широкого повседневного спроса выше, чем в бюджете людей с высокими доходами, а акцизными налогами облагаются,  как правило, именно товары массового спроса. Ставка налога  на добавленную стоимость может быть единой для всех видов  товаров и услуг или дифференцированной по социальным или  иным признакам (например, более низкой на товары детского  ассортимента и более высокой на остромодные молодежные  товары) [6].

     Фискальные  монопольные налоги пополняют казну  за счет косвенного обложения товаров  массового спроса, производство и  реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «регалии», т. е. присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности. Например, еще с петровских времен существует в России  монополия на производство спиртных напитков. Накануне антиалкогольной кампании этот вид монопольной государственной деятельности обеспечивал поступление в бюджет более  трети его суммы.

     Таможенные  пошлины – это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т. е. пересекающие  границы  страны. Они уплачиваются всеми, кто  осуществляет  внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на «фискальные», «протекционные», «антидемпинговые»  и «преференциальные.

     Фискальные  таможенные пошлины преследуют очевидную  цель – рост бюджетных доходов, о  чем говорит  само их название.

     Политика  государства в тех случаях, когда  оно хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции,  поддержать высокий уровень цен на их продукцию  в своей стране, называется протекционизмом. Осуществляется она с помощью  протекционных, таможенных пошлин,  защищающих внутренний рынок от проникновения импортных  товаров. Правда, такая политика может оказать «медвежью  услугу» оберегаемой от конкуренции экономике. Так, ограничение ввоза японских автомобилей на американский рынок в ходе так называемой «автомобильной войны» привело к тому,  что автомобильная промышленность США оказалась отброшенной примерно на десятилетие от уровня современных технологий, что привело к утрате прежних позиций в конкуренции не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

     Демпинг – это «бросовый» экспорт, т. е. продажа  товаров  на иностранном рынке  по искусственно пониженным, бросовым  ценам. Такие действия преследуют цель вытеснить конкурентов  из других стран или разорить национальную экономику той страны, в которую товары по этим ценам вывозятся. Чтобы защитить национальную экономику, государство вводит антидемпинговые пошлины, с одной стороны, с другой – старается создать условия для развития собственной экономики.

     Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (например, новые технологии), или  на весь импорт из той или иной страны по договору (в этом  случае, как правило, преследуются какие-то политические цели).

     Мировая практика налогообложения выработала и использует множество форм прямых и косвенных налогов. Они различаются по объектам, источникам, формам взимания. Это позволяет учесть все многообразие возможных доходов – платежеспособность, т. е. материальное положение разных групп  населения, смягчить психологически общее бремя налогов,  более гибко воздействовать на общественное производство, его  структуру, темпы роста.

     Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов, их шкала, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить в бюджет (а именно туда идут налоги) должны те; кто имеет выгоды от  правительственных программ и их осуществления. Этот принцип получил название «принципа полученных благ». Действительно, некоторые налоги так и построены. Например, налоги на благоустройство территорий, содержание автодорог: те,  кто их уплачивает, получают от этих программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны прежде  всего владельцам автомобилей. В действительности же они  выгодны всем хотя бы потому, что позволяют доставлять в  регион много хороших и разных, а главное, нужных товаров.  Но если применять принцип полученных благ как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные  семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные – для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемой каждым гражданином от существования армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, т. е. за счет  налогов. Каким же должен быть принцип их взимания на эти  нужды? Может быть, «принцип платежеспособности», согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше,  причем как в абсолютном, так и в относительном выражении? Но и здесь не все так просто. Согласно закону Энгеля, с ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время как доля расходов на  приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть  населения (особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты и вещи. Это значит, что средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты у богатых. Но это вовсе не означает, что богатые с удовольствием, без ропота будут платить в бюджет больше. Вот  почему правительствам приходится применять различные по  воздействию налоги. Их можно разделить на три группы: «прогрессивные», «пропорциональные» и «регрессивные».

     Прогрессивный – это такой налог, который  возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается,  как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь  идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту  выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан