Налоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Оглавление

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты налоговой системы государства
1.1 Сущность и функции налогов
1.3 Классификация и виды налогов
Глава 2. Современное состояние налоговой системы Республики Казахстана
2.1 Основы налоговой системы РК
2.2 Современные принципы налогообложения
2.3 Роль и функции налоговой системы в экономике Казахстана
Глава 3. Проблемы налоговой политики РК и пути её оптимизации
Заключение
Список использованных истоЧников

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Наиболее  важную роль в налоговом механизме  имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

     Посредством изменения механизма налогообложения  можно придать налоговой системе  качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. 

     2.2 Современные принципы налогообложения

     Налогообложение относится к числу давно известных  способов регулирования доходов  и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к  налоговой системе, которые верны и сегодня:

     1. Подданные государства должны, по  возможности, соответственно своим  способностям и силам участвовать  в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...

     2. Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо, должен  быть точно определен, а не  произволен. Срок уплаты, способ  платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

     3. Каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, когда и как плательщику должно  быть удобнее всего платить  его...

     4. Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства [18].

     Как видно,  А.Смит исходил из следующих  принципов налогообложения:

     - равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

     - определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

     - простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

     - неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

     Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые  включают:

     1) объект налога - это имущество,  доход, товар, наследство, подлежащие  обложению;

     2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо;

     3) источник  налога - т.е. доход из  которого выплачивается налог  (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

     4) ставка налога - величина налога  с единицы объекта налога;

     5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

     В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

        1) "кадастровый" -  (от слова  кадастр - таблица, справочник), когда  объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

        Примером такого  налога  может   служить  налог на владельцев  транспортных средств.  Он взимается  по установленной ставке  от  мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется  это транспортное средство или  простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

        2) на основе декларации

        Декларация - документ,  в котором  плательщик налога приводит расчет  годового дохода и налога с  него. Характерной чертой такого  метода является то,  что   выплата налога производится после получения дохода.

        Примером может служить налог  на прибыль.

        3) y источника

        Этот налог вносится лицом  выплачивающим доход, поэтому  оплата налога производится до  получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

        Например, подоходный налог с  физических лиц.  Этот налог  выплачивается предприятием или  организацией,  на которой   работает физическое лицо. Т.е.  до выплаты, например, заработной  платы из нее вычитается сумма  налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в странах СНГ [15].

     При формировании налоговых систем исходят  из ряда принципов. Все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки  уплаты и ответственность за уклонение от налогов или неправильное исчисление утверждаются в законодательном порядке. Это позволяет, с одной стороны, использовать налоговую  систему в качестве инструмента экономической политики государства, имеющей силу закона, а с другой, защитить права  налогоплательщика.

     Следующий принцип – множественность объектов налогообложения. Использование этого  принципа при создании  налоговых  систем в большинстве стран объясняется, во-первых, тем, что таким образом  удается расширить налогооблагаемое поле, во-вторых, тем, что много «мелких» налогов психологически легче выдержать, чем один, но высокий.

     Одним из основных принципов налоговых  систем является  стабильность правил применения налогов. Это касается как  порядка расчета и изъятия  налогов, так и налоговых ставок.

     С изменением экономических условий  могут и должны меняться ставки, правила и виды налогов, а также  элементы налоговой системы, но эти  изменения должны быть по возможности  крайне редкими. Об изменениях налогоплательщики  должны  быть уведомлены заранее, и очень важно, чтобы изменения не  принимались «задним» числом. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем  экономическом и финансовом развитии. Стабильная система  налогообложения делает привлекательными инвестиционные  вложения, а следовательно, способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так и всей экономики страны.

     Выбирая конкретный вид налога, применяя различные  налоговые ставки, дифференцируя принципы взыскания налогов, определяя разных плательщиков налогов, государство имеет  возможность построить такую налоговую систему, которая поможет не только формировать госбюджет, но и проводить экономическую политику в зависимости от конъюнктуры макроэкономического развития [17]. 

     2.3 Роль и функции налоговой системы в экономике Казахстана

     Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование  порождено необходимостью покрывать  общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

     Теоретический потенциал налога как экономической  категории реализует система  налогообложения, которой свойственны  определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения  дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

     В числе налоговых функций ученые также   называют: фискальную,  распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

     Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

     Таким образом, обе налоговые функции  позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой  ее способности  воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

     Фискальная  функция состоит в обеспечении  доходов государственной бюджетной  системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

     Макроэкономическая  (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

     Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

     Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях Казахстана социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РК.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

     Социальная  функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы  налоговых льгот и налоговых  ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

     Социальная  функция налоговой системы требует  детального исследования как с точки  зрения ее усиления, так и с точки  зрения устранения  неоправданных  льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям отношениям.

     Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая»  функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан