Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
- изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения,
- изучение налогов, как экономической категории государства,
- изучение структуры налогового администрирования,
- изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………....4

1.1 Основные понятия и сущность налогообложения…………………………..4

1.2 Классификация налогов……………………………………………………....6

1.3 Налоговое администрирование в РБ…………………………………………9

2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……..12

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки…………………………………...........12

2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..………18

2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли……………………………………..….21

3. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ……..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы. Рядовые бухгалтеры не в состоянии овладеть всем объемом налоговой информации, уследить за ее изменениями и потому допускают ошибки, чреватые немалыми финансовыми потерями для предприятий.

Налоговая система не может быть абсолютно простой, сведенной до двух - трех налогов. Подобные проекты разрабатывались учеными разных стран и не имели успеха. Вместе с тем, усложнения должны быть оправданы реальной необходимостью и приносить бюджету ощутимый эффект. В противном случае от них нужно отказаться, соизмерив результативность с затратами труда на осуществление тех или иных требовании. В настоящее время налогоплательщики обязаны представлять в налоговую инспекцию ежемесячно минимум 13 форм налоговых расчетов при отсутствии облагаемых оборотов, а также перечислять в бюджет платежи, начиная с одной тысячи рублей. Стоимость бумаги и затрат труда бухгалтеров, банковских и налоговых работников значительно превышает бюджетный эффект.

Минимизация бюрократических процессов, "затрат труда" и материальных ресурсов по взиманию налогов является одним из важнейших критериев в формировании налоговых систем экономически развитых государств. Руководствуясь этим критерием в Республике Беларусь целесообразно было бы пересмотреть процедуру уплаты налогов и представления налоговой отчетности Считаем, что их периодичность должна соответствовать объемам платежей и дифференцироваться от ежемесячных до годовых сроков сдачи налоговых деклараций и перечислений платежей в бюджет.

Установленные формы налоговых отчетов также не совершенны. Они сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими номера кодов налоговой инспекции и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.

В расчете по налогу на прибыль налогоплательщики обязаны 12 раз в году указывать сумму уставного фонда по состоянию на 1 января и т.д. Указанные детали, хотя и выглядят не столь существенными как другие недостатки налоговой системы, но все же не улучшают ее, а лишь усложняют взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Принцип удобства налогов предполагает также максимально возможное приближение сроков их уплаты к моменту получения доходов. В этом отношении срок перечисления большинства платежей в бюджет - 22 числа каждого месяца не вполне рационален, так как именно в этот период происходит также выплата заработной платы трудовым коллективам. Передвижение сроков уплаты на конец месяца, например на 25 число, как это практиковалось до 1995 года, облегчило бы налогоплательщикам проблему мобилизации денежных средств для своевременных расчетов и с работниками, и с государством. В спектре повышенных интересов налогоплательщиков находится принцип стабильности налогов. Многочисленные изменения правил уплаты, тем более вводимые задним числом практикующиеся в Республике Беларусь, вызывают негативную реакцию, уменьшают доверие к государству, не способствуют росту инвестиций в национальную экономику. Поэтому гибкость налоговой системы, адекватно отвечающей на изменения экономической ситуации, должна сочетаться с гарантиями стабильности общей налоговой нагрузки в течение не менее пяти лет. Ежегодные поправки в законы о налогообложении, принимаемые при утверждении государственного бюджета, не должны наносить ущерб налогоплательщикам в рамках указанного срока.

Большое значение в стимулировании предпринимательских инициатив в нужном для национальной экономики направлении имеет правильный выбор инструментов налогового регулирования. Государство может воздействовать на материальные интересы налогоплательщиков различными методами: изменением субъектов и объектов налогообложения, влияющими на стоимостную структуру налоговых изъятий; дифференциацией ставок налогов по категориям плательщиков; налоговыми льготами, включая полное освобождение от уплаты налога; отсрочкой платежей (налоговый кредит); аннулированием налоговой задолженности и даже возвратом уплаченных сумм; изменением базы налогообложения; предоставлением налоговой амнистии и другими.

Во всем арсенале средств государственного воздействия на экономику наибольшее значение придается непосредственно налоговым льготам. Их выгодность легко рассчитывается налогоплательщиками и потому льготы способны направить предпринимательскую активность и динамику инвестиций в нужное для общества русло.

Предоставление льгот налогоплательщикам обычно ассоциируется с потерями части доходов государственного бюджета. Такое их понимание представляется неверным. Льготы должны работать и на налогоплательщиков, создавая им выгодные условия для бизнеса, и на государство, обеспечивая прирост инвестиций, расширение налогооблагаемой базы. увеличение в итоге поступлений ресурсов в государственный бюджет. Только двусторонний подход к данной проблеме позволяет реально оценить целесообразность той или иной льготы. Считаем необходимым проводить расчеты результативности налоговых льгот на несколько лет вперед, так как бюджетный эффект от их предоставления не может быть немедленным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.[2,c.36]

Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

Главные недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:

- практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,

- налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей,

- доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,

- регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти,

- роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.

Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит - №11 - 2004, с.37-39.

2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. - М.: Экономистъ, 2004, - 560с.

3. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. - Мн.: Белпринт, 1999 - 544с.

4. Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет и анализ - 2004 - №12, с.31-33.

5. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы - 2004 -№2, с.22-26.

6. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс,2000. - 416с.

7. Заяц Н. , Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, - №1, - 2004, с.28-30.

8. Змачинская Г.Н. Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков - Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002. - 64с.

9. Иванова И. Налогообложение //Консультант - 2005 - №7, с.51-55.

10. Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году - Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области, 2004.

11. Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 - 2004. с. 32-36.

12. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, - №6 - 2004, с.42-45.

13. Комментарий к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко, И.С.Андреюк, М.О.Григорчук и др. - Мн.: УП «Светоч», 2003. - 352с.

14. Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования - фактор повышения эффективности работы налоговых органов //Финансы, №6 - 2003. с.27-33.

15. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000. - 368с.

16. Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики Беларусь в 2005 году - Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области, 2005.

17. О бюджете Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.

18. О концептуальных основах эффективной налоговой системы // Общество и экономика - 2003 - №7-8.

19. Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы - 2004 -№9, с.36-39.

20. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран - М.: Новое издание, 2003, с.41-86.

21. Сушкова Т. Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор - 2005 - №1, с.21-30.

22. Табала Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ - 2003 - №3, с.65-67.

 

 

 



Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования