Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа
Целью данного реферата является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
- изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения,
- изучение налогов, как экономической категории государства,
- изучение структуры налогового администрирования,
- изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………....4
1.1 Основные понятия и сущность налогообложения…………………………..4
1.2 Классификация налогов……………………………………………………....6
1.3 Налоговое администрирование в РБ…………………………………………9
2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……..12
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки…………………………………...........12
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..………18
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли……………………………………..….21
3. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ……..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30
При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включается фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.
При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, обмене с участием подакцизных товаров, их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных объектом налогообложения являются:
- по товарам, на которые установлены твердые ставки акцизов, - объем таких товаров,
- по товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов,- стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акцизов на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичны товары в предыдущем отчетном периоде.
Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимых за пределы РБ. Указанное положении не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые из РБ в государства - участники Содружества Независимых Государств (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения). Подакцизные товары, вывозимые в порядке товарообмена подлежат обложению акцизами.
Сумма акцизов, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, уменьшатся на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. Настоящее положение применяется на условиях взаимности в порядке, определяемом Советом Министров РБ.
Акцизами облагаются следующие товары:
· спирт технический,
· алкогольная продукция,
· табачная продукция,
· нефть и нефтепродукты,
· ювелирные изделия,
· легковые автомобили и микроавтобусы.
На всей территории РБ действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию РБ и (или) реализуемых на таможенной территории РБ. Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. В 2004 году ставки акцизов установлены постановлением Совета Министров РБ от 21.01.2003г. №63 (с учетом изменений и дополнений).
Сумма акциза рассчитывается следующими способами:
1. сумма акцизов по товарам, на которые установлены адвалорные ставки:
А=Н*С/100, где А - сумма акциза, Н - стоимость товара без акциза, С- ставка акциза в %.
2. сумма акцизов по товарам, на которые установлены твердые ставки
А=V*С, где А - сумма акциза, V - объем продукции в натуральном выражении, С - ставка акциза.
Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Окончательный расчет должен быть произведен не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
3. Единый платеж (сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда).
Плательщиками являются организации, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. В 2005 году отчисления уплачиваются единым платежом в размере 3,9%.
Освобождаются от уплаты налога:
1. организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского питания,
2. организации бытового обслуживания, располагающиеся в сельской местности,
3. организации, осуществляющие научную деятельность,
4. организации, финансируемые из бюджета,
5. организации, осуществляющие лотерейную деятельность,
6. организации применяемые упрощенную систему налогообложения,
7. Национальный Банк РБ.
Сумма налога рассчитывается как:
Н=НБ*С/100, где Н - сумма налога, НБ - налогооблагаемая база, С- савка налога.
Плательщик целевых платежей не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата целевых сборов производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
4. Налог с продаж товаров в розничной торговле.
Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций, как имеющие, так и не имеющие обособленного баланса и текущего и иного банковского счета, которые уплачивают налог в бюджет по месту получения выручки. Объектом обложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров.
Ставки налогов:
15% - по товарам, ввезенным на таможенную территорию РБ и выпущенных в сводное обращение в РБ,
5% - других товаров, включая товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли, а также соки, нектары, консервы овощные и фруктово-ягодные, мед, кофе, стиральные машины, электропылесосы, электроутюги, магнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты, ввезенные на таможенную территорию РБ и выпущенные в свободное обращение в РБ.
Освобождаются от уплаты налога:
1. организации розничной торговли, расположенные в сельской местности, за исключением реализации ликероводочных и табачных изделий,
2. организации общественного питания, уплачивающие налог на услуги,
3. организации и индивидуальные предприниматели, используемые труд инвалидов, численность которых составляет более 50% списочной численности работников в среднем за отчетный месяц,
4. религиозные организации.
Налогом на продажу не облагается:
- ритуальные принадлежности,
- книжная и печатная продукция,
- медицинская техника,
- зоологические товары,
- обручальные кольца.
- телефонные карточки,
- лотерейные билеты.
Налог с продаж рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленного налога. Уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
5. налог с продаж автомобильного топлива.
Плательщиками налога являются реализующие на территории РБ автомобильное топливо организации и индивидуальные предприниматели; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Объектом налогообложения признаются операции по реализации автомобильного топлива на территории РБ. Налог исчисляется по ставке 25% от стоимости реализуемого автомобильного топлива, исчисленной исходя из цен без учета НДС.
Налог с продаж автомобильного топлива уплачивается ежемесячно. За текущий месяц вносятся авансовые платежи по пятидневкам в размере 1/6 суммы налога, уплаченного в предыдущем месяце с последующим перерасчетом исходя из фактической реализации. Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Разница между суммой авансовых платежей и начисленной суммой налога уплачивается не позднее 22 числа.
Налоги, уплачиваемые из валовой выручки, включают в себя:
1. налог при упрощенной системе налогообложения.
Плательщиками налога являются предприятия и предприниматели со среднемесячной численностью работников до 15 человек имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательством РБ. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается в размере 10% от валовой выручки. [16,с.13]
2. единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Плательщиками налога являются производители сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% от общей выручки за предыдущий финансовый год. Объектом налогообложения является валовая выручка, которая определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка единого налога установлена в размере 2% от валовой выручки.
2.2. Налоги, относимые на себестоимость
Налоги, относимые на себестоимость продукции, включают:
1. Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.
Плательщиками налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
Объектом налогообложения выступает фонд заработной платы, определенный Советом Министров РБ, для исчисления чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости.
В 2005 году чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости уплачиваются единым платежом в размере 4% от фонда заработной платы. При этом ставка чрезвычайного налога составляет 3%, обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости - 1%.[16,с.14]
Налог рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленного налога. Уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
2. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог).
Плательщиками налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет; организации, финансируемые из бюджета.
Налогом облагаются:
- Объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
- Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- Объемы переработанной нефти и нефтепродуктов;
- Объемы перемещаемых по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
- Объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов;
- Объемы размещения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
- Объемы полезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюджета месторождениях, в стоимостном выражении.
Налог состоит из:
1 Платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов, сверх установленных либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
2 Платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
3 Платежей за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
4 Платежей за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета.
Ставки налога за использование природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров РБ по представлению специально на то уполномоченных государственных органов. Ставки экологического налога утверждены Постановлением Совета Министров РБ от 5 февраля 2002г. №146 «О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ». [16,с.17]
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования